Цепная реакция

Jan 15, 2014 00:59

В конце 1930х годов жил в Лодоне доктор по имени Чарльз Доддс.
http://en.wikipedia.org/wiki/Charles_Dodds

Доддс был одним из первых профессиональных клинических исследователей. В духе времени (на пике интереса ко всему сексуально-омолодительному, отраженному в "Собачьем Сердце" Булгакова), Доддс трудился над синтетическими стероидами: за отсутствием иного метода, пробовал на крысах все подряд на эстрогенную активность, благо он начальствовал над большим штатом сотрудников. Так методом перебора была обнаружена активность дигидгостильбена. Доддс нанял химика-органика, чтобы синтезировать похожие молекулы. Одна из них легко получалась из масла аниса и работала много лучше дигидростильбена. Об открытии послали статью в Nature, был фурор. Однако быстро выяснилось, что активен не анол, а какая-то в нем примесь. Ошибка стоила Доддсу нобелевской премии. Он махнул рукой на незадачливого химика, и обратился за помощью к Роберту Робинсону, оксфордскому корифею и будущему нобелевскому лауреату. Тот был гением интуиции; Робинсон быстро сообразил, что это за примесь и как ее получить в чистом виде. Через несколько месяцев первый синтетический гормон - стильбоэстрол (диэтилстильбестрол, DES) можно было производить тоннами. Дороти Ходжкин (опять-таки будущий лауреат нобелевской премии) установила, что в DES гидроксильные группы разнесены на то же расстояние, что в эстрадиоле: удивительное совпадение.

Робинсон, кстати, - пример того, что доверяй, но проверяй. Во время войны он на несколько лет задержал британский пенициллиновый проект тем, что предложил неверную формулу соединения.
http://pubs.rsc.org/en/content/articlelanding/1987/np/np9870400041
Его авторитет был столь высок, что только трехмерная структура, рентгенографически найденная той же Дороти Ходжкин убедила остальных, что Робинсон м.б. не прав. Нахождение структуры пенициллина в 1945-м году было первым использованием дифференциальных вычислительных машин в рентгенографии и потребовало набивки вручную сотен тысяч перфокарт; машины во время войны планировали атлантических конвои, используя информацию, которую получало адмиралтейство из дешифровок, основанных на талантах Алана Тьюринга.

Доддс и Робинсон отказались патентовать DES, чтобы облагодетельствовать человечество. Энтузиазм был огромный. Фармацевтические компании рассылали DES всем желающим - только найдите, для чего препарат годится. Сразу предложили его для предотвращения поздних выкидышей. В период с 1940-го до 1970-го года, 10 миллионов женщин в Америке получили это средство. В 70-х годах выяснилось, что (а) средство не влияет на выкидыши и (б) обладает заметным тератогенным действием: дочери женщин, принимавших DES, развивали аденокарционому матки в 40 раз чаще, чем контрольные группы.
http://en.wikipedia.org/wiki/Diethylstilbestrol#Second_generation
Средство запретили, но сделанного не воротишь. По многолетним последствиям DES остается непревзойденным в истории фармакологии. Талидомид увечил сразу и был скоро замечен; эффект DES был настолько растянут по времени, что его заметили, когда было поздно. Причиной столь широкого и неосторожного применения была дешевизна и простота получения вещества.

Это было лишь начало. Другой доктор, Чарльз Хаггинс из Чикаго,
http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/medicine/laureates/1966/huggins-bio.html
случайно заметил, что пациенты с раком простаты жили дольше после кастрации. Он предложил использовать DES как антиандроген. Скоро его начали использовать при всех видах рака (без успеха); так к концу 1940х годов был накоплен большой опыт по химической кастрации.

Тестостерон сравнительно легко извлечь из семенников скота; женские гормоны - куда сложнее (из мочи), что и вызвало потребность в синтетическом гормоне. В то время господствовала гормональная теория гомосексуализма. Одна точка зрения заключалась в том, что недуг вызван недостатком мужских половых гормонов, другая, напротив - их избытком. Тестостерон стал доступен уже в 30х, и первая теория была проверена в 30-40-ые годы. Она оказалась неверной, но и "лечение" не имело тяжелых последствий.

К началу 50-х теорию феминизации забросили, и стали проверять вторую теорию, благо DES стал доступен и было известно, как его применять (из клиники лечения рака). Тьюринг попал под эту вторую волну, став морской свинкой в клиническом испытании DES. Через пару лет оказалось, что эффекта от "лечения" не было, и гормональную теорию забросили. Сл. на очереди была психосоматическая теория. Пациентам показывали обнаженных юношей, чередуя разглядывание фотографий приемом рвотного и ударами тока (ровно, как описано в "Заводном Апельсине"). Процедура неприятная, но долговременных последствий не оставляет, в отличие от DES. И т.п. и т. д.

Пару годами раньше, и Тьюринга бы "лечили" уколами тестостерона, пару годами позже - фотографиями с рвотным; в обоих случаях он отделался бы неприятностями и неудобствами. Он попал на принудительное "лечение" в самый неподходящий для этого момент. Идея и возможность такого "лечения" были следствием успеха биохимии, который запустил цепную реакцию событий. Открытие обернулось трагедией; история Тьюринга - ее малая часть.


Previous post Next post
Up