Еще раз о том, как необходимо питаться детям с малого возраста. Информация не новая, но очень полезная, если не лень, то прочитайте!
Шишов Олег Валентинович, директор по развитию АНО «Институт отраслевого питания». Много знаний получают дети в дошкольном и школьном возрасте, но, к сожалению, редко их учат следовать правилам рационального питания. Лишь вызванные нарушениями питания болезненные явления напоминают о необходимости соблюдения диеты и лечения заболеваний. Для многих школьников беспорядочное питание, к сожалению, довольно обычно.
Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении, введение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.
Правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и доставляющим удовольствие. Но как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения этих принципов?
Традиционный воспитательный прием взрослых, стремящихся сформировать у ребенка те или иные полезные привычки - объяснение их пользы для здоровья. «Будешь есть кашу - вырастешь и станешь сильным и крепким» или, наоборот, «Не будешь есть фрукты (заниматься физкультурой, закаляться и т.п.) - заболеешь...». Но является ли этот довод убедительным для ребенка? Нет! Что же тогда делать?
АНО «Институт отраслевого питания» в инициативном порядке в различных субъектах Российской Федерации проводится обучение школьников в виде игры «Путешествие к здоровью».
Игра - эта наиболее действенный для дошкольника и младшего школьника способ познания и взаимодействия с окружающим миром. В игре мальчик или девочка учатся общаться друг с другом и взрослыми, проверяют свои силы. Даже став более взрослым, подросток продолжает играть - меняются только содержание и форма игры. Но пусть правила в этой игре будут особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. Вариантов тут множество - отправиться в путешествие в другие страны, узнавая о том, что едят в других странах, построить пирамиду здорового питания из различных продуктов, приготовить своими руками салаты из полезных продуктов и т.д. Здесь можно использовать разные виды игр. Возможна и сюжетно-ролевая игра, основанная на каких-то знакомых ребенку эпизодах из жизни. Игра с правилами предполагает обучение с элементами соревнования: кто быстрее соберет овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т.д.
Эффект таких нехитрых, с точки зрения взрослого, приемов оказывается очень высок, то что, не удавалось добиться за счет бесконечных напоминаний и нотаций, легко достигается в игре. С помощью игры у ребенка не только формируется рациональное отношение к собственному питанию, но и складывается представление об основных принципах здорового образа жизни.
Не все школьники осознают, зачем им нужно быть здоровыми, зачем бережно относиться к пище и природе - поэтому во время обучающих мероприятий очень важно развивать внутреннюю мотивацию к развитию полезных привычек и формированию системного и критического мышления. Для этого очень действенными являются обсуждения видеоматериалов, беседы с иллюстративными материалами и тренинги, в которых рассматривается не только важность здорового питания, но и взаимосвязь питания, здоровья, экологии, этики, успеха, а дети учатся принимать серьёзные решения и брать на себя ответственность.
Поэтому одна из главных задач школы сегодня - помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни. Школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, что возможно только в результате серьезной и кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.