Социальные детерминанты образования В теоретическом наследии К. Маркса (1818-1883) имеется фундаментальная мысль о трех типах общественных отношений, о которой в советских общественных науках не вспоминали. Более того, даже на уровне университетской подготовки специалистов по всем разделам марксистско-ленинской теории студентам не говорили о десятке строк из "Экономических рукописей 1857-59 годов" (опубликованы на немецком языке в 1939 г., на русском - в 1969 г.): "Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные) - таковы первые формы общества, при которых производительность труда развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, - такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, - такова третья ступень" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.46. Ч.I. М., Политиздат, 1976. - С. 100-101).
В этой Марксовой формулировке представлен антропоцентристский подход, позволяющий выявить реальное положение человека в системе «государство - общество - человек», т.е. взаимосвязи человека и государства, человека и общества, человека и социальной структуры, человека и конкретной группы, места человека среди других людей (в последней сотне лет для нас актуальна система «Государство - человек»).
Практически для всех наук, изучающих находящиеся здесь институты, структуры, системы и связи, возникающие здесь законы и закономерности, складывающиеся правила и нормы, приемы и методы и т.д., и т.п., эта идея может служить и реально служит эффективной методологией исследования.
В качестве примера продуктивности Марксовой идеи как методологии конкретной науки обратимся к исследованию истории морали - трудам М. Оссовской: «Рыцарский этос и его разновидности» и «Буржуазная мораль». М. Оссовская, в соответствии с Марксовой идеей, но без ссылок на нее, проанализировала системы нравственности формаций рабовладельчества и феодализма как однородных, основанных на личной зависимости, а также формацию капитализма, основанного на личной независимости. «Эти исследования, - утверждают А. Гусейнов и К.А. Шварцман в «Предисловии» к тому работ М. Оссовской, - могут рассматриваться не только как иллюстрация Марксовой идеи, но и как одно из специальных доказательств ее истинности» (Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали», - М.: Прогресс, 1987. - С.16).
Идея трех типов социальных отношений выводит науки об образовании на выявление «социальных детерминант образования», задающих сущностные характеристики системе образования, ее структуре, принципам ее организации, направленности учебного процесса и так далее.
Тип социальных отношений определяет:
- - ценность человека, его место и роль в системе общественного разделения труда и его мотивы к образованию;
- - требования общества к человеку, его качествам и, соответственно, к виду и уровню образования;
- - механизм встроенности человека в систему социальных отношений общества в целом, объясняющего амплитуду колебаний активности человека;
- - траекторию социальной мобильности человека в обществе; социальных мотивов человека к труду, стимулов повышения профессионализма работника через обучение;
- - номенклатуру социальных ролей, задающих образцы норм и правил процессу воспитания и образования;
- - социальную структуру общества, ее стабильность и изменения в ней и, в конечном счете, параметры системы образования;
- - образования как ценности и ценности самого образования.
В каждом типе социальных отношений доминирует определенный тип социального характера человека, сложившийся под влиянием требований со стороны данного общества:
- - при типе отношений личной зависимости в обществе преобладают отношения господства и подчинения. Место человека в социальной структуре определенно с самого рождения (каста, сословие, класс). Переход в другую социальную группу практически невозможен. Социальная мобильность человека ограничена. Общественно востребованными оказываются такие черты характера, как пассивность, конформизм, догматизм мышления и действий. Значимость человека в обществе определяется социальным происхождением и никак не связана с личными качествами и полученным образованием. Обучение носит профессиональный характер в соответствии с социальным происхождением учащегося и ориентировано на ценности сословия, но само как ценность не признается. Отсутствует социальная мотивация к труду и, соответственно, мотивация к повышению квалификации, стремление к совершенствованию, профессионализму;
- - при типе отношений личной независимости в обществе происходит активная горизонтальная и вертикальная социальная мобильность. Общественно востребованными оказываются такие черты характера, как активность, нонконформизм, свобода мышления и действий. Человек лично свободен, но вынужден продавать свою рабочую силу. Цена продаваемой рабочей силы зависит от уровня квалификации, профессионализма. Обучение выступает как средство увеличения цены рабочей силы. Образование приобретает ценность и цену как средство социального и экономического освобождения человека;
- - при установлении в обществе отношений свободной индивидуальности человек самоценен. Целью образования становится развитие самого человека, формирование его способностей и творческого потенциала Ценность образования ориентирована на духовную культуру, индивидуализацию человека, что в совокупности предопределяет принципы построения и функционирования системы образования, позиции субъектов образовательного процесса, его содержания, форм, средств и метод обучения и воспитания. Готовность и стремление к обучению в течение всей жизни выступает определяющей характеристикой общества, поэтому можно говорить об обществе непрерывного образования.
Марксова идея трех типов социальных отношений, как инструмент научного анализа, позволила мне изучить закономерности отечественного образования в период XVIII-XX вв. и затронуть противоречивые тенденции в РФ последнего времени (см. мою монографию «Социокультурная динамика образования», Дубна, «Феникс+», 2001 (первое издание, а также издания 2005 и 2009 гг.).