"За всё тебя благодарю". Кратко о Роберте Рождественском (часть 4-я)

Jan 16, 2025 09:03


3-я часть тут  https://shkesper.livejournal.com/54936.html

Глава 14-я. "Я тебя не забуду".

Для Софии Ротару в 1985 году Рождественский пишет так называемую "Грустную песню". Стихи может быть и грустные. Но музыка у Раймонда Паулса получилась очень даже резвая. ))
"Почти что целый год я без тебя жила,
Успела все забыть, моя любовь прошла.
А ты опять звонишь, звонишь мой бывший друг, бывший друг,
С чего бы это вдруг, с чего бы это вдруг, так вот вдруг.
А как красиво ты произносил слова,
И я словам твоим внимала, чуть жива,
Потом сказал: « Прощай, не жди и не зови, не зови»,
Сказал, что нет любви, что в мире нет любви, нет любви".

В 1986 году выходит песня "Монолог шофера" (музыка Георгия Мовсесяна).
В позднем СССР песня звучала почти в каждом выпуске программы для автомобилистов «Красный, жёлтый, зелёный» на радиостанции «Маяк» и её приложении - концерте по заявкам "Для тех, кто в пути".
"Ещё нам до ночлега - будь здоров! Стекло в дождинках, словно в каплях пота...
Один чудак сказал про шоферов: "Им - что?! У них сидячая работа!"
Да, ладно. Ну, подумаешь - сказал! Есть люди - обо всём по слухам судят.
Но я бы в рейс его с собою взял. В обычный рейс. Хотя б на десять суток...
И пусть он - балаболка и профан - Почувствует нутром дыханье зноя.
И заболят глаза от встречных фар. И ёкнет сердце. И спина заноет.
Пусть побуксует, ежели не трус, В осенней глине, чавкающей жирно...
Тогда ему покажется, что груз Он тащит лично. Сам! А не машина..."

В 1986 году Андрей Миронов записал на пластинку несколько песен на стихи Роберта Рождественского. Композитором выступил Ян Френкель.
Песню «Он и она» Андрей Миронов исполнил вместе со своей женой Ларисой Голубкиной.
"Ждать тебя, быть с тобой Мне всегда хочется.
Говорят, что любовь Первая кончится,
Что любовь первая скоро закончится.
Нам твердят вновь и вновь, Что придёт к нам и вторая любовь.
Но ведь солнце одно глядит на нас, Жизнь одна - она твоя,
Лишь в такую любовь, в нашу любовь Верю я, и верю я.
Ты на свете одна всегда живи, Только одна живи всегда,
Быть не может второй, новой любви Никогда, никогда, никогда".

Другая его песня на музыку Раймонда Паулса называлась "Старые друзья".
Сам Рождественский придерживался вероятно правила «Если семья - то одна. Если друзья - то на всю жизнь».
Наверное поэтому он умудрился за всю жизнь ни с кем не поругаться.
"Здравствуй, как живёшь? Негаданная встреча!
Как будто вновь к нам молодость вернулась.
Дружба как вино - с годами только крепче,
Я знал всегда, что рядом есть твоё плечо.
Старые друзья бездушьем не обидят,
Они порой почти легенды.
Старые друзья тебя точнее видят,
Чем все врачи и все рентгены.
Старые друзья - и совесть, и надежда,
И счастье жить, не зря же мы с тобой друзья".

А через год, когда Андрей неожиданно умер, Рождественский написал стихотворение "Памяти Андрея Миронова".
"Ах, каким был живым он! Каким молодым!
Как легко снизошел он со сцены в молву.
Так ушел, будто славы мерцающий дым
Тихо о́бнял его и унес в синеву...
Ах, как он улыбался... "Все надо уметь!.."
Ах, как он улыбался... И ужас берет,
Что на эту - такую нежданную - смерть
Продавались билеты за месяц вперед...
Не про то я сегодня, совсем не про то!..
Но в театре и в жизни зияют места.
Их уже не займет никогда и никто".

В 1974 году Роберт Рождественский перевел на русский язык стихотворение Расула Гамзатова "Я тебя не забуду". Оскар Фельцман написал мелодию и на творческом вечере Расула Гамзатова песня была исполнена Сергеем Захаровым. Песня неплохая, но хитом не стала. В 1986 году это же стихотворение попало на глаза Юрию Антонову. Антонов не знал, что мелодия на эти стихи уже написана, поэтому написал свой вариант песни. Именно он и стал хитом.
"По планете немало постранствовал я,
Уходил в никуда, приходил ниоткуда…
Ты - мой посох в судьбе, ты - дорога моя,
Я тебя никогда и нигде не забуду.
Все, кого я встречал, оставались в душе.
Кто - на несколько лет, кто - всего на минуту…
Ты была в моем сердце с рожденья уже.
Я тебя никогда и нигде не забуду."

Глава 15-я. "Это было, было, было".

После наступления Перестройки убежденный советский поэт Рождественский стал готовить к публикации неизданные произведения запрещенных ранее писателей. Сначала он был председателем Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама. Его заботами опальный поэт вскоре был реабилитирован. Такую же работу он провел и в отношении творческого наследия Марины Цветаевой.

Поэт Лев Озеров писал об этой работе: «Наши с Робертом Ивановичем цели, задачи, планы были просты и ясны: добиться издания однотомника, потом двухтомника, потом массового издания. Мы совместно разрабатывали стратегию и тактику борьбы (неточное, но привычное слово) за цветаевское наследие».

Благодаря Рождественскому в Москве открыли дом-музей Цветаевой.

Роберт Рождественский: «Что бы там ни случилось, но я хорошо буду относиться к жизни, которую прожил. Не хочу её ругать и материть за то, что в ней случилось. То, что я делал, я делал всегда честно. У меня никогда не было строчек от лукавого».

Роберт Рождественский: "Сегодня я бы не всё своё написанное стал переиздавать. За последние годы я многое узнал, и многое переосмыслил. Когда листаешь годы, словно страницы книги, начинаешь понимать, что большей частью твоего счастья было счастье неведения. Осенью 1941 года (это помню точно!) я часто хаживал мимо омской тюрьмы. Рядом с ней жил мой приятель. Казалось бы, что здесь особенного? А между прочим, именно в то время там сидели Туполев и Королёв! А я проходил мимо. И ничего не знал. Получается, мимо жизни проходил. Потом многое узнал, общаясь со Смеляковым, Домбровским, Шаламовым. Многое переосмыслил. Если человек узнаёт, тем более такое, и не меняется, то кто он? И что же тогда происходит с ним?»

Роберт Рождественский: "Россия обязательно выйдет на широкую дорогу. Она есть и будет навеки. Соберётся с силами, нервами, с проблемами и сдюжит всё. Прорвётся! Жаль лишь, что в эту пору прекрасную жить не придётся ни мне, ни вам. Прости меня, товарищ Некрасов, за коверканье твоих строк".

В 1989 году Рождественский написал стихотворение под названием "Позапрошлая песня".
"Старенькие ходики. Молодые ноченьки…
Полстраны - угодники. Полстраны - доносчики.
На полях проталинки, Дышит воля вольная…
Полстраны - этапники. Полстраны - конвойные.
Лаковые туфельки. Бабушкины пряники…
Полстраны - преступники. Полстраны - охранники.
Лейтенант в окно глядит. Пьет - не остановится…
Полстраны уже сидит. Полстраны готовится.

В 1991 году Оскар Фельцман написал к ним музыку, а Иосиф Кобзон исполнил песню под названием "Это было, было, было".
Песня очень жёсткая, но жизненная.

Самого Роберта Рождественского, напомню, назвали в честь такого странного субъекта как Роберт Эйхе, одного из организаторов "Большого террора" и репрессий против крестьянства. Сам Эйхе тоже плохо закончил. Берия ликвидировал почти всех, кто был замешан в "Большом терроре", досталось и Ежову и его ближайшим подельникам и самому Эйхе. Его избили до полусмерти, а затем расстреляли. Можно, конечно и пожалеть, хотя трудно жалеть латышского "стрелка" Эйхе.

Отец Роберта Рождественского Станислав Петкевич был сотрудником ОГПУ-НКВД с 1929 по 1938 годы. Фактически его отец работал в НКВД в самый кровавый период.

В 1990 году поэт тяжело заболел.  Доктора нашли злокачественную опухоль на головном мозге у Рождественского.
В стихотворении «Неотправленное письмо хирургу» он так написал о своей болезни:
"Уважаемый доктор! Вы еще не знаете, что будете делать мне операцию.
А мне уже сообщили, что в мозгу у меня находится опухоль размером с куриное яйцо, -
(интересно, кто ж это вывел курицу, несущую такие яйца?!..)"

Для проведения операции он уехал во Францию. Для этого понадобилось много денег. Всё прошло успешно, и после хирургического вмешательства поэт прожил еще четыре года.
Да. Можно быть хоть каким угодно патриотом, но если есть возможность и средства, то лечиться лучше ехать всё же за границу. Грустно, но это факт.
Михаил Задорнов мог сколько угодно говорить про то "какие они на Западе все тупые", но лечить рак поехал сначала в многократно им ранее ругаемую Латвию, а когда там не справились, то в недружественную Германию.

В последние годы жизни Роберт Рождественский пережил тяжелый кризис. Менялась эпоха. Роберт Иванович как и все чувствовал это. Он  при этом вспоминал 60-е. Тогда страна тоже проходила кризис обновления. Но он был молод и ощущал себя носителем новых идей.
Теперь же рушилось всё, во что он искренне верил. Многие убежденные коммунисты вмиг стали "демократами". На словах, конечно.
А Рождественский стал заново переосмысливать значительную часть своего прежнего творчества. Путь был тяжелым и мучительным.

Роберт Рождественский: "А я писал, от радости шалея. О том, как мудро смотрят с Мавзолея. На нас вожди особого закала. Я мало знал, и это помогало. Я усомниться в вере не пытался. Стихи прошли, а стыд за них остался".

Вспоминаются слова его "заклятого друга" Евгения Евтушенко, которые тот сказал по поводу трагических пражских событий 1968 году.

Евгений Евтушенко: «Одним из самых страшных дней в моей жизни был день, когда наши танки вошли в Прагу. Они как будто шли по моему позвоночнику, дробя его гусеницами. Солженицын в этот день, наверно, торжествовал, потому что это было подтверждением его аввакумовского антикоммунизма, а для меня это было крушением всей моей революционной романтики, надежд на социализм с человеческим лицом. Советская власть сама уничтожила все мои иллюзии по отношению к ней. Жизнь мне казалась конченной, бессмысленной, а я сам себе - навеки опозоренным. Моя телеграмма протеста нашему правительству, стихи «Танки идут по Праге» были вовсе не смелостью, а самоспасением. Если бы я этого не сделал, я презирал бы себя до конца жизни, а с таким презрением к себе я не смог бы жить».

И вот спустя 20 лет такое же разочарование пришло и к Рождественскому.

Алла Киреева: "Он довольно поздно, как мне кажется, прозрел и увидел вещи, которых он или не умел, или не хотел замечать. Его это поразило и изменило и, в общем, убило.

Роберт Иванович всё в своей жизни делал искренне.
Искренне верил в идеалы коммунизма.
Искренне в них разочаровался.
Искренне писал проникновенные стихи и песни. Иногда даже в стол, потому что некоторые из них опубликовать было тогда невозможно.
Искренне писал "Реквием" и "210 шагов". Искренне писал "Эхо любви" и "Благодарю тебя".

Песня "Спасибо, жизнь" из фильма "Карнавал. Музыка Максима Дунаевского.
"Спасибо, жизнь,за то что вновь приходит день, Что зреет хлеб и что взрослеют дети.
Спасибо, жизнь, тебе за всех родных людей, Живущих на таком огромном свете.
Спасибо, жизнь, за то, что этот щедрый век Звучал во мне то щедростью, то болью
За ширь твоих дорог, в которых человек, Все испытав, становится собою.

Рождественский искренне подписал "Письмо сорока двух" потому, что считал в 1993 году, что возврата к коммунизму быть не может и страна должна "сделать широкий шаг к демократии и цивилизованности".
В то время был насильственный разгон Верховного Совета.
Ситуация спорная. Потому что обе стороны были далеки от демократии.
Авторы "Письма сорока двух" в 1993 году потребовали от правительства и президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», «все незаконные военизированные, а тем более вооружённые объединения», ввести и широко использовать жёсткие санкции «за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой ненависти, за призывы к насилию и жестокости».
Ну, в принципе, логично.

Незадолго до смерти Роберт Иванович написал своей жене последнее послание: “Милая, родная Аленушка. Впервые за сорок лет посылаю тебе письмо со второго этажа нашей дачи на первый. Значит, настало время такое. Ты соавтор практически всего, что я написал”.

Роберт Рождественский: «Жена, как и Муза, у меня одна. Ни ту, ни другую никогда не возникало желания сменить».
«Сорок долгих лет, И мгновенных лет, Ты - моя судьба, Мой всегдашний свет.
Есть в душе твоей Вечность высоты. В мире и во мне Существуешь ты!
Так что без тебя (знай наверняка) Я бы не прожил Этих сорока́».

Песня "Зимняя любовь". Музыка Арно Бабаджаняна.
"Слишком холодно на дворе, Зря любовь пришла в декабре.
У любви зимой - короткий век. Тихо падает на землю снег.
Снег - на улицах, снег - в лесах И в словах твоих. И в глазах.
У любви зимой - короткий век. Тихо падает на землю снег".

Глава 16-я. "Что-то я делал не так, извините".

В 90-е годы поэт почти все время проводил в своем доме в Переделкине - работал над последней книгой своих стихов. Пожалуй, это самые сложные, самые трудные годы великого поэта (кроме конечно ужасающих военных).
Пришлось всё переосмыслить. От прежнего идеалиста Рождественского не осталось и следа́.
"Тихо летят паутинные нити. Солнце горит на оконном стекле.
Что-то я делал не так; Извините: Жил я впервые на этой земле.
Я ее только сейчас ощущаю. К ней припадаю. И ею клянусь…
И по-другому прожить обещаю. Если вернусь… Но ведь я не вернусь".

В ноябре 1993 года в Переделкине он дал собкору "Известий" интервью - как оказалось, последнее в своей жизни.
- От "Реквиема" и "210 шагов" вы бы сейчас отреклись?
- От "Реквиема" - нет. В "210-ти шагах" есть какие-то строчки, которые... нет, пусть, это все искренне. Я этими стихами ничего не добивался. К диссидентам себя не причисляю: писал о том, во что верил, на меня не давили. Хотя хреновина с цензурой всё же была.
- Когда закончилась оттепель, снова началось давление - вам бывало страшно?
- Не страшно - противно. Когда хоронили в Переделкине Пастернака, гроб несли на руках на кладбище, передавали друг другу. И вдоль этой дороги - ребята с фотоаппаратами. И ясно, что далеко не все - корреспонденты...
- Вас не удивляет то значение, которое придавалось в России поэтам?
- Может быть, это мода. А может, через поэтов люди достигали свободы. В хрущевские времена вечера поэзии были в одном ряду с разоблачениями сталинизма. День поэзии мы придумали - Твардовский, Смеляков, Светлов, сидя в моей шестиметровой комнате, в подвале дома возле ЦДЛ. Никто не знал, что это можно - это было как в Америку плыть.
- Что вас поражает в нынешнем человеке?
- Его уверенность в том, что всё можно резко изменить. Поражает прорезающийся голос улиц. У Блока улица поет: "Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, благослови!" Если буржуям на го́ре, значит, нам, пролетариям, на счастье. Вот готовность эта страшна.
- За что вы боролись и будете бороться?
- За справедливость. Сейчас, да и раньше это считалось понятием абстрактным, но это помощь друзьям, помощь молодым.
- Вы гордитесь тем, что сделали в жизни?
- Нет. А что я сделал? Жил, писал...
Ну, это он явно поскромничал. Его лучшие стихи и песни останутся с нами навечно.

"Песня о годах". Музыка Георгия Мовсесяна. Строчки из этой песни Рождественского тоже стали нарицательными.
Вахтанг Кикабидзе проникновенно эту песню исполнил. Песня была его визитной карточкой много лет.
"Пусть голова моя седа́, - зимы мне нечего пугаться.
Не только груз - мои года́. Мои года́ - моё богатство.
Я часто время торопил, привык во все дела впрягаться.
Пускай я денег не скопил. Мои года́ - моё богатство.
Шепчу "спасибо" я года́м и пью их горькое лекарство.
И никому их не отдам! Мои года́ - моё богатство.
А если скажут мне века: "Твоя звезда, увы, погасла..."
Подымет детская рука мои года́ - моё богатство".

Роберт Рождественский был человеком честным, прямым и добрым. Может быть, не самым отчаянно отважным. (Например, промолчал о Праге в 1968 году. Впрочем, он не единственный из великих поэтов так поступил. Высоцкий тоже не высказался, за что потом себя упрекал спустя 10 лет).
Ну, а затем когда открылись новые обстоятельства пришли и новые стихи Рождественского. Пришлось пересмотреть своё отношение к прошлому России.

Из сборника "Последние стихи Роберта Рождественского", 1994 год.
"Ты меня в поход не зови, - мы и так по пояс в крови!
Над Россией сквозь годы-века́ шли кровавые облака...
На крови́ посреди земли, тю́рьмы строили и Кремли́.
Рекам крови потерян счет... А она все течет и течет".

"Вошь ползет по России. Вошь.
Вождь встает над Россией. Вождь.
Буревестник последней войны,
Привлекательный, будто смерть…
Россияне, снимайте штаны!
Вождь желает вас поиметь!".

Это тоже Рождественский.  А вот другое его стихотворение "Привычка" .

Необъятная страна всё мне снится по ночам.
Было в ней заведено правило такое:
Кто не знал, тот не знал. А кто знал, тот молчал.
А кто знал и не молчал, говорил другое…
Захотелось как-то людям жизнь по-новому начать.
Очень сильно захотелось! Да одно мешает:
Кто не знал, не хочет знать. Кто молчал, привык молчать.
А кто другое говорил, так и продолжает.

* * *

Ксения Рождественская, младшая дочь: "Когда собирались какие-то друзья и Роба читал последние стихи, то мы с Катькой выходили, потому что слушать это было невозможно. Как-то очень тяжело и больно".

"Из прогноза погоды".
«В Нечерноземье, - согласно прогнозу, -
резко уменьшится снежный покров…
Днем над столицей - местами - грозы.
А на асфальте - местами - кровь…»

* * *

В государстве, где честные наперечет,
Всё куда-то уходит, куда-то течет...
Облака в оглушительной сини.
Кран на кухне. Умы из России.

* * *

О стену разбивая лбы, летя в межзвездное пространство,
Мы все-таки рабы. Рабы! Невытравимо наше рабство.
И ощущение стыда живет почти что в каждом споре…
Чем ниже кланялись тогда, тем громче проклинаем после!

* * *

А нам откапывать живых, по стуку сердца находя,
Из-под гранитно-вековых обломков статуи Вождя.
Из-под обрушившихся фраз, не означавших ничего.
И слышать: - Не спасайте нас! Умрём мы с именем Его!..
Откапывать из-под вранья. И плакать. И кричать во тьму:
- Дай руку!.. - Вам не верю я! А верю одному Ему!..
- Вот факты!.. - Я плюю на них, от имени всего полка!!!
А нам откапывать живых. Еще живых. Живых пока.
А нам детей недармовы́х своею болью убеждать.
И вновь откапывать живых. Чтобы самим живыми стать.

Речь в этих последних стихах Рождественского идет о сталинских и «застойных» временах, но читаются они сегодня, как сегодня же и написанные!
Что, поэт - пророк? Возможно. Но может дело в том, что в России, "стране с сорванной резьбой  (а вроде бы надо - по спирали, вверх)", гражданскому поэту пророком быть не столь уж трудно.
Всё повторяется и повторится вновь.

"Мероприятие".
Над толпой откуда-то сбоку, Бабий визг взлетел и пропал.
Образ многострадального Бога Тащит непротрезвевший амбал.
Я не слышал, о чем говорили… …Только плыл над сопеньем рядов
Лик еврейки Девы Марии Рядом с лозунгом: «Бей жидов!»

Екатерина Рождественская:  "Когда мы поехали в Париж и сделали ему операцию, мы, в общем, не очень рассчитывали на то, что он еще много проживет. Но эта операция подарила нам всё-таки 5 лет. И за эти 5 лет он написал свои самые лучшие стихи, как я считаю и как считают довольно многие критики. Они были самыми пронзительными, самыми честными. Как может написать человек на излёте своей жизни, зная, что он уже уходит. Поэтому он не боялся и не стеснялся ничего, ни своих чувств, ни отношения к родным. Он просто как будто отходил и смотрел на себя со стороны и писал то, что он чувствует. Мне, наверное, поэтому очень трудно это читать, хотя стихи совершенно потрясающие. Он знал, что он уже уходит, и он мог говорить то, что обычные люди в хорошем здоровье не могут себе позволить. И последние стихи, редко я встречала такие строчки по пронзительности".

Глава 17-я. "Прости и прощай".

19 августа 1994 года сердце поэта перестало биться. Смерть была вызвана инфарктом. Местом упокоения Рождественского стало кладбище в Переделкино. Именно там на даче он жил последние несколько лет, считая, что близость к природе благотворно влияет на его самочувствие. Это кладбище впоследствии стали называть литературным некрополем, ведь там кроме Роберта Рождественского нашли последний приют и некоторые другие известные литераторы.

Через несколько месяцев после смерти мужа Алла нашла телеграмму. “Добрался нормально. Здесь совсем неплохо. Не волнуйтесь. Очень скучаю. Роберт”. В первый момент у нее подкосились ноги. Послание с того света? Но потом увидела, что держит в руках телеграмму 60-х годов.

Роберт Рождественский:
"Ах, как мы привыкли шагать от несчастья к несчастью...
Мои бесконечно родные, прощайте,
Родные мои, дорогие мои, золотые,
Останьтесь, прошу вас Побудьте опять молодыми,
Не каньте беззвучную В бездонной российской общаге.
Живите, прощайте... Тот край, где я не хоть и скроюсь, Отсюда не виден.
Простите меня, если я хоть кого-то обидел.
Целую глаза ваши, Тихо молю о пощаде.
Мои дорогие, мои золотые Прощайте!
Постичь я пытался, Безумных событий причинность.
В душе угадал..., Да не все на бумаге случилось".

Книга Рождественского "Последние стихи" вышла уже после смерти поэта.
На волне суматохи 90-х годов интерес к поэзии Рождественского временно иссяк. Тираж его последних стихов остался нераспроданным. Было грустно смотреть как экземпляры последней книги стихов великого поэта бесплатно раздают солдатам-срочникам лишь бы не выбрасывать.
Хотя ещё недавно книги с его стихами сметали с полок книжных магазинов.

Литературный критик Лев Аннинский: "Роберт Рождественский поэт трагический. Он писал письма в будущее. Но он очень остро чувствовал что трагично бытие человека, что трагична судьба человечества, которое отказалось от светлой мечты, потому что она по природе неосуществима. Он это чувствовал. Я не буду говорить: "Ах, он слишком рано умер". "Жил ровно с песню", как об Есенине сказано Шукшиным. Вот сколько с песню было, столько прожил. А если погиб, то от того, что изнутри разрывало".

Алла Киреева: "Ну, а потом, когда он увидел, что творится, я иногда, глядя в телевизор, думаю, какое счастье, что он не дожил до этих времен. Сейчас больше думают о том, как заработать и как выжить, а раньше искали какого-то глотка свободы и по-другому относились к поэзии.
Конечно, это время ушло, о нём можно говорить, на мой взгляд, с благодарностью".

Песня "Прости и прощай". Музыка Игоря Крутого.
Пожалуй эта последняя песня которая была написана при жизни Рождественского на его стихи. Это было в 1993 году.
"Прости и прощай, прошлая моя печаль.
Прощай и прости, все мои грехи отпусти.
Но кто виноват? Не знаю, кто виноват.
Без тебя мне в комнате темно,
Птица, залетевшая в окно.
Ты была и пыткой и мечтой
И грешной и святой, как жизнь сама.
Ты была, была ты шелестом лесным.
В моей судьбе дождем грибным. Радостью была".

Алла Киреева убеждена, что Роберта подкосило разочарование во всем том, во что он верил. Рождественский был советским человеком, гордился своей страной и свято верил до поры до времени в коммунистические идеалы. Кстати, для самой Аллы Киреевой изменения в стране не стали крахом, она всегда критично относилась к советской власти. Нужно сказать, что и к новой власти Алла Киреева симпатии не испытывала. Она часто критиковала Путина в своих интервью.

Алла Киреева: "Недавно мне прислали, ах, даже написали "к 70-летию поэта" из Тюмени такую интересную книжку, "словарь рифм Роберта Рождественского". Очень мне было приятно и интересно. Здесь в Переделкино должны назвать улицу его именем".

Алла Киреева была известным литературным критиком, автором 3-х книг, но после смерти мужа перестала писать. Ее новым увлечением стала живопись, в которой она находила отдушину. Она продолжала называть себя женой, а не вдовой Рождественского.

«Роберт уникален! У нас были потрясающие отношения... С одной стороны, это счастье, что в моей жизни был такой мужчина, с другой - горе, потому что без него мне уже ничего не надо», - признавалась она.

В мае 2015 г. Алла Киреева ушла из жизни в возрасте 82 лет.

"Песня в которой ты". Музыка Евгения Мартынова.
"Ты - всё, чем дышу, и все, чем живу.
Ты - голос любви и весны.
Тебя я опять и жду, и зову,
Мы быть на земле рядом должны.
Серебряный луч блеснет с высоты
И снова уйдет в поднебесье.
Услышь мою песню, вот моя песня,
Песня, в которой ты".

Старшая дочь Екатерина занималась переводами с английского и французского (например, романами Сиднея Шелдона), фотопроектом «Частная коллекция» (где современные знаменитости представлены в образе персонажей старинных картин), создала свою коллекцию одежды. Она автор нескольких книг. У Екатерины три сына.

Ксения, младшая дочь Роберта Рождественского, появилась на свет в 1970 году, когда ее старшей сестре было уже 13 лет. Ксения окончила факультет журналистики МГУ. Ксения избегает общения с коллегами-журналистами. Известно лишь, что в сентябре 2019 года, в 49 лет, Ксения впервые стала мамой: у нее родилась дочь Мария. Недавно Ксения издала книгу об отце под названием "Чужой билет".

Роберт Рождественский:
"Чтоб спряженье и склоненье Лучше закрепить
Дочка пишет сочиненье "Кем хочу я быть?"
Кем не знаю я Но только верю всей душой
Скоро, скоро будет дочка Взрослой и большой
То спокойной, то азартной Хрупкой как слюда
Для кого-то са́мой-са́мой Станет навсегда
И будет ей от этой мысли Звонко и светло
Обнаружит вдруг, Что в мире есть добро и зло,
Станет обращаться к людям За советом дочь,
Жаль, меня уже не будет Не смогу помочь"

В конце 90-х в Переделкино Екатерина Рождественская построила новый дом.
Екатерина Рождественская: "Но пожить в нём не успели: он сгорел дотла. А незадолго до этого я перевезла туда весь отцовский архив: его книги, дневники, бумаги... Что-то осталось, естественно, у мамы, но это малая часть... Ушло самое дорогое - фотографии. Поэтому я так люблю развешивать то, что осталось, чтобы всегда видеть своих родных. Вот с этой оглядкой на отца я всю жизнь и живу".

Екатерина Рождественская: "На все наши дни рождения, праздники он писал стихи на листочках, рисовал какие-то картинки. На любой выпавший зуб, на любую сожженную кастрюлю был шуточный стишок. К сожалению, это не восстановить".

Роберт Рождественский вошел в историю отечественной литературы как один из поэтов «оттепели», знаменитой четверки шестидесятников. «Нас мало, нас, может быть, четверо», - писал Андрей Вознесенский о себе, Евтушенко, Рождественском и Ахмадулиной. Эта четверка собирала огромные аудитории, за их книжками охотились любители поэзии, в их стихах находили призыв к свободомыслию и общественным переменам.

Рождественский первым из четверых, в 62-летнем возрасте, ушел из жизни, оставшись в 20-м веке. Последние его стихи пронизаны уже не патриотическим пафосом, а горькой мудростью человека, в конце пути увидевшего свою страну без грима.

Сейчас многие идеологические стихи Рождественского забыты. Даже те, которые казалось бы не на коммунистическую тему.
А вот простые стихи и песни остались. Ещё остались прекрасные стихи о войне.
Песни Роберта Рождественского и сейчас очень популярны.
Более того, на его старые стихи пишутся новые песни. Или перепеваются его старые песни современными исполнителями.

Песня «Мы совпали с тобой». Музыка Игоря Николаева.
"Мы совпали с тобой, совпали в день, запомнившийся навсегда.
Как слова совпадают с губами. С пересохшим горлом - вода.
Мы совпали, как птицы с небом. Как земля с долгожданным снегом
Совпадает в начале зимы, так с тобою совпали мы.
Мы совпали, еще не зная ничего о зле и добре.
И навечно совпало с нами это время в календаре."

Юрий Козлов, писатель: "Роберту Рождественскому повезло с потомками и наследниками. Он был образцовым мужем и отцом, жил интересами семьи, сильно отличаясь этим от других коллег по поэтическому цеху. Ответная любовь близких помогла сохранить и утвердить в обществе светлую память о нем. В Алтайском крае, на родине поэта, создан прекрасный музей. Существует престижная премия его имени, учрежденная краевой администрацией. Рождественский чаще всего вспоминается в связке с другими поэтами-шестидесятниками, детьми оттепели и ХХ съезда КПСС. Но если Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина позволяли себе диссидентские «вольности» (Евтушенко - «Танки идут по Праге», Вознесенский и Ахмадулина - стихи в неодобренном властями «Метро́поле»), Рождественский твердо держался «линии партии». Советская власть дала ему все, и он как мог отвечал ей взаимностью. Однако (гипотетического) возвращения их не захотел, подписав в 1993 году "Письмо сорока двух".

Одно из ранних стихотворений Рождественского "Будь, пожалуйста, послабее", недавно было исполнено молодым исполнителем Алексеем Воробьевым в стиле рэп.
Это стихотворение, кстати, Роберт, как и многие другие посвятил своей жене Алле.

В 1976 году для фильма "Судьба Барабанщика", Рождественский написал песню "Я это сделать должен".
Спустя много лет песня была перепета для компьютерной игры "Метро-2: Смерть вождя".
Оказывается стихи Рождественского могут неплохо звучать и в современной обработке.

Трудно назвать композитора и певца с которыми не сотрудничал бы Роберт Рождественский. Музыку на его стихи писали все ЛУЧШИЕ композиторы того времени, а песни исполняли все ЛУЧШИЕ певцы.

Роберт Рождественский прожил со своей женой Аллой целых 40 лет и посвятил ей множество стихов.

Екатерина Рождественская: "Я думаю, их история любви - одна из серьезных. О такой любви мало известно и мало сказано. Это всепоглощающая любовь".

Одним из самых известных стихотворений Рождественского, посвященных жене, стал «Ноктюрн» (в переводе "ночная песня") - гимн любви, пронесенной через всю жизнь.
Второй вариант песни "Ноктюрн" исполнил Муслим Магомаев.
Этой песней можно подвести итог всей жизни и всему творчеству Роберта Рождественского.

"Я к тебе приду на помощь, - только позови, просто позови, тихо позови.
Пусть с тобой все время будет свет моей любви, зов моей любви, боль моей любви!
Только ты останься прежней - трепетно живи, солнечно живи, радостно живи!
Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи, счастливо живи всегда.
А между мною и тобой - века, мгновенья и года́, сны и облака.
Я им к тебе сейчас лететь велю. Ведь я тебя еще сильней люблю.
Пусть с тобой все время будет свет моей любви, зов моей любви, боль моей любви!
Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи. Счастливо живи всегда."
Previous post Next post
Up