Окраины Курска в 1966 году или итоги малоэтажного строительства

Jan 10, 2016 21:28

Несколько лет назад мой знакомый специалист по ГИС Артем Светлов опубликовал информацию, что американцы рассекретили снимки разведовательных спутников Корона (на настоящее есть три периода рассекречивания 1996, 2002 и 2013 гг.). Сразу стало интересно есть ли там Курск, но проблема заключалась в том как в информационной системе геологической службы США (USGS EROS Data Center) найти и выкачать снимки по Курску (или если они не были кем-то куплены, то приобрести их).
И вот в этом году, наконец, разобрался. Но среди снимков, рассекреченных в 1996 г. ничего приличного не нашлось, а вот среди снимков 2002 года случайно нашелся Курск, в весьма приличном качестве и даже в цвете! И, о счастье, их даже кто-то купил и поэтому они сейчас находятся в открытом доступе. Единственно, что снимок весит 1,3 гигабайта, но фотошоп потянул.



Итак, перейдем к основной теме поста: итогам малоэтажного строительства 1944-1958 гг. Курск, в принципе, провалил гос программу восстановления 15 крупнейших и старейших городов Совнаркома СССР, особенно если сравнивать со Сталинградом и Брянском, хотя ресурсы выделялись одинаковые. В городе не было создано ни одного законченного ансамбля застройки какой-либо части города, в том числе даже не была проведена комплексная застройка улицы Ленина. Кое-как с упрощениями и удешевлениями проектов были созданы ансамбли Красной площади и площади Перекальского.

Согласно генеральному плану Курска 1945-1957 гг. (арх. Хауке М.О., Мособлпроект) малоэтажной застройке подлежали все районы города, за исключением центра и кварталов вдоль основных магистралей. Комплексные планы малоэтажной застройки были для рабочих поселков КЗТЗ, Счетмаш, КЗПА, РТИ, Аккумулятора, Трепельной фабрики... Однако ни один из поселков не было возведен в полном объеме. Причин много: медлительность подрядчиков и проектных организаций, недостатков материалов, постоянные изменения требований Комитета по делам архитектуры, Министерства городского строительства и Госстроя (пересмотр каталогов проектов, удешевление проектов и смет в 1950 г., требования повышения этажности в 1952 г., борьба с излишествами в 1957 г. и т.д.)

1. Рабочий поселок РТИ (22.07.1966)


Как видим застроены были кварталы 1 (полностью, в том числе с колхозными яслями и дет. садом и заменой ряда проектов 228 на 207 + 255 после 1953 г.), 2 квартал (не полностью, также с заменой проектов 228 на 207 и блокировкой одного здания), 3 квартал (полностью, в т.ч. типовыми коттеджами), 4 квартал (только 1 малоэтажное блокированное здание, остальные 255 и хрущи первого поколения 447), 5 квартал (малоэтажного строительства не было, сразу хрущи), 6 квартал (полная перепроектировка квартала, построена была только больница, т.к. предусматривалось ее расширение в дальнейшем), 7 квартал не был застроен, 8 квартал не был застроен, 9 квартал (принадлежал Аккумулятору, построен по проекту в т.ч. домами барачного типа К-2-8А), 10 квартал не застроен, 11 квартал (поздняя планировка застроен общагами 231 серии, домами 255 серии и хрущами), 12 квартал (поздняя планировка, комплексная застройка хрущами 447 серии). Также отчетлив заметен квартал типовой усадебной застройки индустриальными методами сборными домами на Краснополянской улице.

2. Проект начала 50-х.


3. Рабочий поселок ГПЗ-12 + "Курские черёмушки" КЗТЗ (22.07.1996)


6 и 9 кварталы застроены полностью, виден 5-й квартал малоэтажной усадебной застройки, где было несколько домов серии 1-104-14. В ближайшие годы их снесут. 7 и 8 кварталы застраивались без предварительной планировки, привязкой по факту домов 252 и 255 серий (вдоль улицы Сумской) и сериями Т-1, 275 внутри кварталов. Парка между заводом и поселком нет и благоустройства как такого нет вообще. Плюс видна экспериментальная застройка 16 квартала домами колхозной серии 1-119 доведенными до двух этажей и двухэтажными домами серии 1-252-1А.

4. Проект 1949 года.


По поводу поздней застройки, заметно, что 5 и 10 кварталы застраивались по планировке 1959 года кирпичными хрущями второго поколения 1-447С, а 11 квартал уже по планировке 1961-1962 гг.с переходом от кирпичных хрущей к панельным 1-464А

5. Сочетание планировок 1959 и 1962 гг.


6. Рабочий поселок Счетмаша и 5-го завода (КЗПА) (22.07.1966)


Самое медленное строительство велось именно на Мурыновке. Целиком был возведен только 197 квартал и то с перепроектировкой: заменой домой 228 серии на 204 и 207 серию. 194 квартал перепроектировался прямо при застройке в итоге получилась смесь домов и общежитий 204 серии и хрущей 447 серии. Однако 447 серию на Мурыновке практически не строили. 5-й завод сразу перешел на строчную застройку улицы Союзной панельной 464 серией. Однако комплексная застройка завокзальной части не была завершена из-за расширения аэропорта (что было обозначено в ген плане 1987 г., хотя строительство замедлилось уже с 1967 г.), поэтому больше половины территории района занимает частный сектор.

5. Сочетание проектов 1950 и 1954 гг.


6. Рабочий поселок трепельной фабрики (22.07.1966)


Как такового рабочего поселка построено не было. Архитектурная комиссия многократно не утверждала проект застройки по различным причинам, а впоследствии было заявлено, что лучше работников расселить в городе и там заниматься строительством, не перетягивая силы на застройку окраины. Поэтому возле трепельного возведен маленький аварийный поселок из домов 207 серии и еще одной неизвестной до сих пор серии.

7. Рабочий поселок ТЭЦ (22.07.1966)


История данного поселка также аналогична истории трепельного аварийного поселка. Развитие поселка было ограничено одним кварталом правда с коммунальными объектами: своими магазинами, школой, дет садом и котельной. Весь квартал застроен двухэтажными домами 228 серии. Во второй половине 1950-х были рядом построены 3-х этажные дома 255 серии.

8. Рабочий поселок завода Аккумулятор (22.07.1966)


Рабочий поселок завода Аккумулятор был самый распределенный по территории города. Первая очередь - это 9 квартал в поселке РТИ, вторая очередь строилась около проспекта Кулакова в треугольнике между заводом РТИ и жд путями (сейчас там вроде жилых домов уже не осталось) и третья очередь на предзаводской площадке самого предприятия. Тут были использованы редкие для Курской области области того времени (включавшую и Белгородскую области) проекты и серии: 14 проект, 222 серию (проекты 1-222-125 и 1-222-126), 230 серию, а также трехэтажные угловые проекты 1-228-5.

9. Рабочий поселок объекта п/я 14 (я склоняюсь к тому, что это бывший аэродром)


Интересный квартал, застроен двухквартирными домами неизвестного пока проекта (серии), а вдоль Магистрального проезда 2 дома редкой для Курской области 208 серии.

10. Район завода Химволокно (22.07.1966)


Нетипичный для Курска район, и всё потому что застраивался харьковскими архитекторами. Так же здесь можно отслеживать эволюцию типового домостроения хрущевского периода, идя по улице Менделеева, где сменяются разные серии: от сталинских общаг 1-252-8А и трехэтажек 1-260-3, заканчивая брежневской панельной серией 91.014, которая у нас строилась КПД буквально до последних лет.

11. Фрагмент планировки 1963 г.


12. На последок рассмотрю застройку родных мне кварталов вдоль улицы Кагановича (Станционной) по состоянию на 22 июля 1966 г. и настоящее время


Застраивалась улица Кагановича в послевоенные годы железной дорогой. Раньше всех были построены бараки, потом в 1943 году вдоль улицы от Союзной до Республиканской началось строительство двухэтажных домов 14 проекта, а за ними шпагатная фабрика возводила двухквартирные дома усадебной застройки, а с 1958 г. хрущи первого поколения 447 серии без ванн. Здание школы № 36 1935 г. (памятник конструктивизма архитектора Георгиевского Михаила Викторовича) во время войны не пострадало, в то время как большинство зданий, которые располагались рядом до войны были разрушены при бомбардировках железной дороги. Этот факт также замедлял строительство кварталов вдоль улицы, так как строители натыкались на большое количество неразорвавшихся снарядов. Известен также был 2-х этажный деревянный магазин на перекрестке улиц Кагановича и Союзной, куда ходили за покупками жители всей улицы (к настоящему времени не сохранился). Стоит отметить, что один из одноэтажных бараков того времени сохранился и по настоящее время и там еще живут люди: ул. Станционная, д. 5.

На этом пока всё. Спасибо Министерству Обороны США и USGS EROS Data Center, за то, что есть возможность увидеть родной город в то время.

спутниковые снимки, история, застройка, Курск

Previous post Next post
Up