В
первой части был обзор демографических дел и история, во
второй - порядки, гос. устройство и персона правителя. В третьей я наконец-то добрался до проблем с которыми столкнулось саудовское общество.
Для пояснений геополитических вызовов СА мне потребуется карта Ближнего Востока с указанием контроля территорий.
Есть вот такая карта от Емануеля
(
Read more... )
1) Дикий буйный архаичный (и малочисленный) народ живёт в пустыне, где добывается главный в мире ресурс (сам народ с этого имеет шиш да нихера).
2) Народ восстаёт, берёт под контроль добычу ресурса и резко ограничивает её добычу, задирая цены и становясь гегемоном политики (недовольных сокрушил literally джихад, официально так и называвшийся).
3) Численность народа растёт, а его абсолютный монарх проводит политику по развитию социалки, строительству городов и даже экологическому преобразованию пустыни. Попутно добыча ресурса падаёт совсем уж низко, и весь мир взят за яйца.
4) Задолбавшийся всё это терпеть мир далеко не сразу, но находит альтернативы главному ресурсу, спонсирует свержение народа-гегемона (утратившего былую суровость в новых мягких условиях).
5) Остатки народа возвращаются к дикости, экологические проекты разваливаются, вновь возвращается пустыня... только теперь ещё и без ресурса, т.к. он уже успешно заменён.
Что это? Краткая история "Хроник Дюны" Фрэнка Герберта. Самое фееричное, что пункты 1) и 2) были им описаны... в 1965 году, за 8 лет до начала нефтяного кризиса. Да и 3)-5) - не позднее начала 1980-х, за десятилетия до реформ Салмана и сауди вижн...
Reply
Я не знаю насколько оправданы расчёты на замену нефти (и газа), но едва ли они это произойдёт мгновенно так, что у саудовцев есть время подготовится к сему счастливому моменту.
Reply
Reply
И насчёт прототипов, там не только и не столько бедуины, там собирательный образ. Даже из местных хуситы вот ничо так воюют, а что оружие им куда более развитая страна поставляет -- так и в Дюне весь оружейный хайтек у фрименов появился только благодаря Атрейдесам из их запасов, ну и потом уже завоёванное. А жилище у них вообще "сичь", и действительно с ранними казаками (запорожскими, донскими и терскими образца 16-17 вв., а яицкими даже и позже) сходство просматривается, вот те воевали вполне себе.
Reply
У Герберта фримены даже и без хайтека умудряются штабелями класть имперскую гвардию (по заявленным параметрам лучшее подразделение в мире) при соотношении сил где-то один к десяти. А як наш Вася бьёт ногой, ага.
И как бы арабы-то могут воевать местами неплохо.. но с их послужным списком про их взаимодействия с крупными имперскими контингентами лучше скромно промолчать. :)
Reply
Экхм. Имперскую гвардию они штабелями клали именно что с атрейдесовским хайтеком (акустическое оружие) и его комбинацией с использованием свойств местности (подрыв ядерным оружием скалы для устройства песчаной бури и под её покровом вторжение на червях). Так что всё вполне валидно.
Ну и лучшие из исламских тапочников в родных условиях вполне себе могут превосходящие силы имперцев гасить - см. упомянутых хуситов, или там афганских талибов. А уж у казачьего прототипа и вовсе был эпик вин разгрома немаленького (по сравнению с численностью казаков просто гигантского) османского имперского контингента в Азовском сидении.
Это всё, естественно, разовые победы против непонятно насколько серьёзно вложившейся в подготовку Империи - но в самой "Дюне" только таковая и описана. А весь последствующий Джихад Муад'Диба за скобками, и судя по тому, что там упомянута безумная численность жертв - лёгким он не был. И уж точно делался со всей мощь Империи, ЕМНИП сардаукары там уже на стороне Муад'Диба действовали.
Так что всё вполне реалистично, если не приравнивать фрименов к бедуинам или арабам времён войн с Израилем (хотя и там за ними всё же был один мегавин - форсирование Суэца-74).
Reply
Я как раз не вижу в фрименах казаков. Казак - это землевладелец на границе с другой цивилизацией и конник, пират в самом крайнем случае, который живёт в весьма благодатных местах. А фримен это очевидный арабо-афганец посреди нафиг никому ненужных гребеней, бесплодной пустыни где нихрена жить не может, зато где как вы подметили есть некий ценный ресурс. Джихады, Мессия и прочие восточные вещи в комплекте.
Ну и кроме того, английский человек арабов-то распознавал сразу же, известны у них арабы. Семь столбов мудрости и прочие Квотермейны это ж классика. А вот cossaks - ну русскому оно своё родное, а инглиши-то откуда про это знают?
Так в том-то и дело, что все арабские мегавины, типа форсирования Суэца ну как-то совсем бледно даже не в сравнении с Западом, а в сравнении с турками-персами. В партизанщину-то в родных горах-джунглях много кто может, а вот чтоб регуляров бить да населённые территории завоёвывать тут другой уровень нужен.
Reply
С самого начала там непонятно какое бахвальство в схватках полутора человек в домашней для фрименов среде было, это не показатель вообще ничего. Реальная битва фрименов и сардаукаров - одна и она была выиграна я написал как. Дальше (в собственно Джихаде) фримены воевали уже будучи сами Имперской Гвардией (и опять привет казакам!).
>Казак - это землевладелец на границе с другой цивилизацией
А вот и ни фига. Донские казаки землю стали возделывать не ранее 1670-х, когда их расплодилось уже столько, что рыбы из Дона и привезённых с Большой Земли зёрен на всех хватать не стало. Запорожская Сечь - то же самое. Фримены на момент "Дюны" - это именно что казаки в исконном смысле... а в дальнейшем проделали тот же путь, что и реальные казаки.
>фримен это очевидный арабо-афганец посреди нафиг никому ненужных гребеней, бесплодной пустыни где нихрена жить не может
Вы как специально слово "гребень" слово произнесли))) всё это высказывание, с заменой "бесплодной пустыни" на "Дикое Поле" (согласитесь, близкая семантика) - это вот просто идеальное описание ранних казаков, особенно самых оторванных и отбитых - яицких и терских. Причём терские иначе назывались "гребенными", т.к. жили именно что "на гребнях" Терского и Сунженского хребтов.
>В партизанщину-то в родных горах-джунглях много кто может, а вот чтоб регуляров бить да населённые территории завоёвывать тут другой уровень нужен
Ну дык в "Дюне" и описана в основном партизанщина, за исключением одной-единственной битвы в финале первой книги, выигранной отнюдь не чисто тапочными силами. А уж выиграть одну эпичную битву хорошо вооружённые внешней силой тапочники могут - Суэц-74 и Азовское Сидение как самый эпичные примеры, а по мелочам таких дохрена было. Ещё Вьетнам вспомнить можно.
Никакого завоевания населённых территорий, кроме одного столичного на Арракисе города (для Империи думаю примерно то же что Азов для османов: глухая провинция), в книге не было. А как проходил Джихад Муад'Диба - остаётся только догадываться, но он уже в любом случае проходил с Муад'Дибом как императором и по крайней мере частью сардаукаров (и прочей имперской мощи) на его стороне.
Reply
Кстати про Азов в ранней Османской Империи -- это реально хороший аналог Арракина. Сам по себе заштатный городишко, на котором, однако, держалось всё влияние османов к северу от Кавказа.
Будь у османов послезнание, они бы ещё в Смуту поделили на 0 все русские города к югу от Большой Засечной Черты (если не Оки), навеки оставив Россию очередным неугрожающим ханством северных варваров.
Собственно, они в реале пытались отвоевать у нас Астрахань (а это наоборот, "Азов для России") сразу после её взятия Грозным, но проиграли не столько нашим, сколько сами себе и положили на это болт.
Но за Азов держались крепко, и сдали его только вместе с Крымом уже. Когда было уже поздно и Россия была уже полвека как признана османами равной себе -- Империей.
Reply
Да, и явные отсылки к казакам у Герберта тоже были. Главная -- "сиетч", но там ЕМНИП были и другие слова фрименов, подразумевавшиеся восточнославянскими (только ни русский, ни украинский Герберт не знал и поэтому получилось не очень похоже).
Вообще, такое впечатление, что Герберт где-то прослушал или прочитал что-то качественное про явление русского казачества, запомнил не всё (но как оказалось - главное), и использовал это, выводя образ отражения куда более знакомого американцам народа. Вот и получился гибрид исламских тапочников с русскими казаками, причём удивительно логичный.
Reply
Leave a comment