На прошлой неделе редакция сайта озерск74.ру
попросила читателей поделиться своим опытом по установке общедомовых приборах учета (ОДПУ). Накануне в нашем доме как раз завершили установку ОДПУ по принципиально новой для Озерска схеме - по энергосервисному контракту. Я как инициатор этого процесса решил поделиться своими мыслями и некоторым опытом.
Начнем с того, зачем вообще нужны общедомовые приборы учета. У многих читателей в квартирах установлены счетчики на холодную и горячую воду и они наверняка знают, что это очень выгодно: лучше платить по фактическому потреблению, чем по нормативу (если вы, конечно, не принимаете каждый день ванны, но даже если и принимаете, трудно «выбрать» весь норматив - ведь в Озерске установлена норма по 130 литров горячей воды и 400 (!) литров холодной воды на человека в сутки). Итак, установив счетчики на воду, вы можете изрядно сэкономить на разнице между нормативом (530 литров воды в сутки) и фактическим потреблением, которое в нашей семье не превышает 300 литров воды в сутки на семью из 3 человек. Подобный принцип действует и при установке общедомовых счетчиков.
Особенно ярко это проявилось в нашем случае на Набережной 1. Так исторически сложилось, что дома в начале улицы Набережной находятся в конце тепловой магистрали и им хронически не хватает давления - именно поэтому они замерзают, и люди жалуются на холод в квартирах. На первых этажах пол просто ледяной, болеют дети и взрослые. Несколько лет я пытался добиться этой проблемы - единственным решением было бы сделать «перемычку» и подключиться к котельной медгородка, где есть резерв по теплу. Хорошая новость - в этом году администрация нашла средства на строительство этой «перемычки» и в ноябре-декабре обещают переключить наши дома к котельной медгородка (странно, конечно, что зимой, но тем не менее это гораздо лучше, чем ничего).
Но в прошлом году, когда про перемычку не было и речи, я начал действовать самостоятельно - «пошерстил» интернет, нашел информацию о компании «Теплостандарт», которая реализуют проект по установке общедомовых приборов учета в Кыштыме на условиях энергосервисного контракта. Это значит, что компания за счет СОБСТВЕННЫХ средств ставит прибор учета, систему автоматического регулирования и погодозависимой автоматики (чтобы регулировать подачу тепла в зависимости от температуры наружного воздуха), и окупает свои вложения за счет экономии, а в дальнейшем зарабатывает на обслуживании своей системы (причем контракт рассчитан на долгий срок - до 10 лет). В чем выгода жителей: они ни копейки своих денег не вкладывают за оборудование, в период когда оборудование окупается (2-3 отопительных периода, а может, и быстрее) жители платят за тепло столько же, сколько они платили бы и так, а после окончательного расчета оборудование переходит в собственность жителей, а они начинают платить за тепло меньше на 20-30% (а где-то и еще меньше). По-моему, очень выгодная схема.
Я обратился к руководству компании «Теплостандарт» и убедил их «зайти» в Озерск и попробовать свою систему на нашем доме. В декабре 2015 года мы начали процедуру общего голосования на Набережной 1. Само голосование разделилось на 2 этапа - очное и заочное. Очное собрание состоялось 7 декабря 2015, но кворума не собрало. Однако пришли активные жители, которые смогли задать свои вопросы «первоисточнику» (я гуманитарий, в технических вопросах не особо разбираюсь), а самое главное - лично познакомится с представителем энергосервисной компании и понять, можно ли им доверять.
Фото с собраний
Конечно, из-за отсутствия кворума решение начать работу по установке ОДПУ и автоматики не было принято (а надо согласие не менее 2/3 собственников помещений в доме, так как распоряжение общим имуществом). Это стало самой трудоемкой частью работы - нужно было обойти каждую квартиру, поговорить с каждым собственников, убедить его что дело стоящее, и получить его согласие в виде письменного решения. К моему удивлению, убежденных противников перемен оказалось всего 2 человека - в основном жители были «ЗА» либо осторожно соглашались под влиянием личностного фактора. Как мне кажется, в таких вопросах большое значение имеет личность инициатора - важно, чтобы инициатора знали соседи, и имели к человеку определенное доверие. Не хочу хвастаться, но думаю, меня соседи знают и доверяют, потому что видят некоторый труд с моей стороны - например, в выходные мы с другими молодыми отцами построили ледяную горку во дворе :)
Итак, процесс голосования несколько затянулся (по причине того, что большое количество квартир сдается, и было трудно найти хозяев), потом был этап создания проекта, экспертизы и согласования проекта в ММПКХ, закуп оборудования и монтаж, и вот буквально 10 ноября комиссия ММПКХ приняла наш узел учета в эксплуатацию. Да, процесс оказался небыстрым - но зато очень эффективным: теперь в квартирах значительно теплее и жители первых этажей не замерзают по ночам :)
Комиссия принимает узел учета и оборудование
Теперь самый животрепещущий вопрос - где деньги, Зин? Получается, мы будем получать 2 квитанции - одну от ММПКХ, где будет сумма за тепло, но значительно меньше, чем было год назад (например, раньше в зимний период я платил за тепло 1,5 тысячи рублей, а теперь квитанция от ММПКХ будет приходить на примерно на 1000 рублей - почему примерно? Просто сумма от ММПКХ теперь будет всегда разная, в зависимости от того, насколько холодным был месяц - если месяц холодный, то сумма будет чуть больше, если месяц теплый - сумма будет меньше, предсказать это нельзя).
НО будет вторая квитанция от Теплостандарта, где будет «сидеть» разница между фактическим потреблением (1000 руб) и «нормативным» (1500 руб). Итого - 500 рублей компания «Теплостандарт» заберет, чтобы окупить свои затраты. То есть я как платил 1500 рублей, так и буду платить, до того момента, как дом полностью рассчитается за оборудование (опыт некоторых домов в Кыштыме говорит, что расчет может происходить даже за один (!) отопительный сезон). А вот после того, как дом полностью рассчитался, оборудование переходит в общедомовую собственность, и мы начинаем платить только по показаниям прибора (то есть ту самую тысячу). Правда, чтобы узел учета качественно обслуживать (ремонтировать, поверять и через 10 лет его полностью заменить), мы заключим договор обслуживания и будем платить небольшие деньги компании «Теплостандарт» именно за обслуживание и ремонт системы (сумма от 100 до 150 рублей с квартиры). Согласитесь, выгоднее сэкономить 500 руб., и заплатить в итоге 1 150 руб, чем платить по нормативу 1 500. А самое главное - в доме стало значительно теплее.
Конечно, компания «Теплостандарт» заинтересована в расширении своей работы в Озерске и намерена брать в обслуживание и другие дома. Правда, в связи со сложной обстановкой в системе коммунального хозяйства Озерска и сбоями в системе расчетов между потребителями (жителями), УК и РСО, для них остается существенный риск неплатежей со стороны потребителей. Думаю, наш дом должен стать в этом смысле показательным - если жители будут исправно оплачивать вторую квитанцию с платежом именно «Теплостандарту», они пойдут и на другие дома, и прежде всего крупные.
Кстати, если у вас до сих пор нет индивидуальных (квартирных) приборов учета, поспешите с их установкой - с 1 января 2017 жители тех квартир, где нет таких счетчиков, будут платить за воду - и холодную, и горячую - в 1,5 раза дороже (так как будут введены обязательные повышающие коэффициенты). Поверьте, установка квартирных счетчиков выгодна и окупится у вас за 3-4 месяца, тем более что сами счетчики сейчас довольно недороги. Если же вы живете в муниципальной квартире, а квартирных счетчиков на воду у вас нет, вы можете обратиться в Управление ЖКХ администрации Озерска с просьбой установить вам приборы учета - насколько я знаю, сейчас администрация нашла средства на то, чтобы сделать такой подарок жителям муниципальных квартир. Но спешите, «подарков» на всех может не хватить.
Опубликовано 15.11.2016 на сайте
озерск74.ру