Установка общедомового прибора учета - реальный опыт нашего дома

Nov 15, 2016 13:31

На прошлой неделе редакция сайта озерск74.ру попросила читателей поделиться своим опытом по установке общедомовых приборах учета (ОДПУ). Накануне в нашем доме как раз завершили установку ОДПУ по принципиально новой для Озерска схеме - по энергосервисному контракту. Я как инициатор этого процесса решил поделиться своими мыслями и некоторым опытом.

Начнем с того, зачем вообще нужны общедомовые приборы учета. У многих читателей в квартирах установлены счетчики на холодную и горячую воду и они наверняка знают, что это очень выгодно: лучше платить по фактическому потреблению, чем по нормативу (если вы, конечно, не принимаете каждый день ванны, но даже если и принимаете, трудно «выбрать» весь норматив - ведь в Озерске установлена норма по 130 литров горячей воды и 400 (!) литров холодной воды на человека в сутки). Итак, установив счетчики на воду, вы можете изрядно сэкономить на разнице между нормативом (530 литров воды в сутки) и фактическим потреблением, которое в нашей семье не превышает 300 литров воды в сутки на семью из 3 человек. Подобный принцип действует и при установке общедомовых счетчиков.

Особенно ярко это проявилось в нашем случае на Набережной 1. Так исторически сложилось, что дома в начале улицы Набережной находятся в конце тепловой магистрали и им хронически не хватает давления - именно поэтому они замерзают, и люди жалуются на холод в квартирах. На первых этажах пол просто ледяной, болеют дети и взрослые. Несколько лет я пытался добиться этой проблемы - единственным решением было бы сделать «перемычку» и подключиться к котельной медгородка, где есть резерв по теплу. Хорошая новость - в этом году администрация нашла средства на строительство этой «перемычки» и в ноябре-декабре обещают переключить наши дома к котельной медгородка (странно, конечно, что зимой, но тем не менее это гораздо лучше, чем ничего).

Но в прошлом году, когда про перемычку не было и речи, я начал действовать самостоятельно - «пошерстил» интернет, нашел информацию о компании «Теплостандарт», которая реализуют проект по установке общедомовых приборов учета в Кыштыме на условиях энергосервисного контракта. Это значит, что компания за счет СОБСТВЕННЫХ средств ставит прибор учета, систему автоматического регулирования и погодозависимой автоматики (чтобы регулировать подачу тепла в зависимости от температуры наружного воздуха), и окупает свои вложения за счет экономии, а в дальнейшем зарабатывает на обслуживании своей системы (причем контракт рассчитан на долгий срок - до 10 лет). В чем выгода жителей: они ни копейки своих денег не вкладывают за оборудование, в период когда оборудование окупается (2-3 отопительных периода, а может, и быстрее) жители платят за тепло столько же, сколько они платили бы и так, а после окончательного расчета оборудование переходит в собственность жителей, а они начинают платить за тепло меньше на 20-30% (а где-то и еще меньше). По-моему, очень выгодная схема.





Я обратился к руководству компании «Теплостандарт» и убедил их «зайти» в Озерск и попробовать свою систему на нашем доме. В декабре 2015 года мы начали процедуру общего голосования на Набережной 1. Само голосование разделилось на 2 этапа - очное и заочное. Очное собрание состоялось 7 декабря 2015, но кворума не собрало. Однако пришли активные жители, которые смогли задать свои вопросы «первоисточнику» (я гуманитарий, в технических вопросах не особо разбираюсь), а самое главное - лично познакомится с представителем энергосервисной компании и понять, можно ли им доверять.

Фото с собраний





Конечно, из-за отсутствия кворума решение начать работу по установке ОДПУ и автоматики не было принято (а надо согласие не менее 2/3 собственников помещений в доме, так как распоряжение общим имуществом). Это стало самой трудоемкой частью работы - нужно было обойти каждую квартиру, поговорить с каждым собственников, убедить его что дело стоящее, и получить его согласие в виде письменного решения. К моему удивлению, убежденных противников перемен оказалось всего 2 человека - в основном жители были «ЗА» либо осторожно соглашались под влиянием личностного фактора. Как мне кажется, в таких вопросах большое значение имеет личность инициатора - важно, чтобы инициатора знали соседи, и имели к человеку определенное доверие. Не хочу хвастаться, но думаю, меня соседи знают и доверяют, потому что видят некоторый труд с моей стороны - например, в выходные мы с другими молодыми отцами построили ледяную горку во дворе :)





Итак, процесс голосования несколько затянулся (по причине того, что большое количество квартир сдается, и было трудно найти хозяев), потом был этап создания проекта, экспертизы и согласования проекта в ММПКХ, закуп оборудования и монтаж, и вот буквально 10 ноября комиссия ММПКХ приняла наш узел учета в эксплуатацию. Да, процесс оказался небыстрым - но зато очень эффективным: теперь в квартирах значительно теплее и жители первых этажей не замерзают по ночам :)

Комиссия принимает узел учета и оборудование






Теперь самый животрепещущий вопрос - где деньги, Зин? Получается, мы будем получать 2 квитанции - одну от ММПКХ, где будет сумма за тепло, но значительно меньше, чем было год назад (например, раньше в зимний период я платил за тепло 1,5 тысячи рублей, а теперь квитанция от ММПКХ будет приходить на примерно на 1000 рублей - почему примерно? Просто сумма от ММПКХ теперь будет всегда разная, в зависимости от того, насколько холодным был месяц - если месяц холодный, то сумма будет чуть больше, если месяц теплый - сумма будет меньше, предсказать это нельзя).

НО будет вторая квитанция от Теплостандарта, где будет «сидеть» разница между фактическим потреблением (1000 руб) и «нормативным» (1500 руб). Итого - 500 рублей компания «Теплостандарт» заберет, чтобы окупить свои затраты. То есть я как платил 1500 рублей, так и буду платить, до того момента, как дом полностью рассчитается за оборудование (опыт некоторых домов в Кыштыме говорит, что расчет может происходить даже за один (!) отопительный сезон). А вот после того, как дом полностью рассчитался, оборудование переходит в общедомовую собственность, и мы начинаем платить только по показаниям прибора (то есть ту самую тысячу). Правда, чтобы узел учета качественно обслуживать (ремонтировать, поверять и через 10 лет его полностью заменить), мы заключим договор обслуживания и будем платить небольшие деньги компании «Теплостандарт» именно за обслуживание и ремонт системы (сумма от 100 до 150 рублей с квартиры). Согласитесь, выгоднее сэкономить 500 руб., и заплатить в итоге 1 150 руб, чем платить по нормативу 1 500. А самое главное - в доме стало значительно теплее.





Конечно, компания «Теплостандарт» заинтересована в расширении своей работы в Озерске и намерена брать в обслуживание и другие дома. Правда, в связи со сложной обстановкой в системе коммунального хозяйства Озерска и сбоями в системе расчетов между потребителями (жителями), УК и РСО, для них остается существенный риск неплатежей со стороны потребителей. Думаю, наш дом должен стать в этом смысле показательным - если жители будут исправно оплачивать вторую квитанцию с платежом именно «Теплостандарту», они пойдут и на другие дома, и прежде всего крупные.



Кстати, если у вас до сих пор нет индивидуальных (квартирных) приборов учета, поспешите с их установкой - с 1 января 2017 жители тех квартир, где нет таких счетчиков, будут платить за воду - и холодную, и горячую - в 1,5 раза дороже (так как будут введены обязательные повышающие коэффициенты). Поверьте, установка квартирных счетчиков выгодна и окупится у вас за 3-4 месяца, тем более что сами счетчики сейчас довольно недороги. Если же вы живете в муниципальной квартире, а квартирных счетчиков на воду у вас нет, вы можете обратиться в Управление ЖКХ администрации Озерска с просьбой установить вам приборы учета - насколько я знаю, сейчас администрация нашла средства на то, чтобы сделать такой подарок жителям муниципальных квартир. Но спешите, «подарков» на всех может не хватить.

Опубликовано 15.11.2016 на сайте озерск74.ру

энергосбережение, ЖКХ, прикладная экология

Previous post Next post
Up