Иван Грозный - фигура матричная. Именно он предопределил «наше все»: тип государства, характер его взаимоотношений с народом, с внешним миром и даже «с Богом». Если и можно говорить об «отце-основателе» России, заложившем все ее культурно-государственные параметры, то это, конечно, Иван Грозный. Спор о Грозном - это спор о самой России, о ее
(
Read more... )
Дело даже не в том, что равенства кайзерам-кесарям и каганам-ханам просто не получилось, цель не была достигнута. С одной стороны, помешала вековая задержка с персонами, к которым имело смысл подводить хоть какую-нибудь параллель (последний Палеолог и последний хан, отдававший приказы Москве). С другой стороны, статусы тех цезаря и хана сами по себе были довольно сомнительными (голову первого турки отрезали и выставили на площади, второй достоялся с москвичам на Угре до того, что через год его зарезали тюменцы). Не в этом дело.
А в том, что титул-то оказался с мощнейшим вектором. Клеймо отсталого заазиачивателя, который все равно вынужден будет оборачиваться на Европу и искать ее одобрения. Кайзер ведь, не хан. В общем, ни богу свечка, ни черту кочерга. Два шага вперед, полтора назад.
Возможно, это предопределило или укрепило иные нехорошие преемственности разных форм татаро-Московской Орды (от рюриковских и романовских до советских и постсоветских). Например, странное метание от заискивания до бунта перед Европой без какого-то особого результата. Тут и Петр с его псевдомодернизационной истерикой, и большевичня, которая всю дорогу одной рукой «низкопоклонствовала перед Западом», а второй душила первую.
А вот это уже такая мера поступков, кстати, которая называется избыточностью. Она и может, и должна быть упразднена, если другие средства - вроде разнообразия поступков или их мощности - мало по малу исчерпываются.
Reply
Leave a comment