Приведенная ниже статья (фрагмент) была написана в 2007 году.
Но у интернетов короткая память. Поэтому периодически такие вещи надо вытаскивать на поверхность.
http://rksmb.org/get.php?1485#ukr(сама статья:
http://rksmb.org/get.php?1485)
>Украина
Для обывателя имевшее место в январе 2006 года отключение газоснабжения Украины представляется правильным решением российского правительства. "Наконец-то "оранжевые" получат по заслугам!", "Будут знать, как воровать наш газ!". Мы не можем поддерживать эту точку зрения. Нынешняя политика Кремля - это политика удушения Украины, удушения украинского народа, ибо такое повышение тарифов означает резкий взлёт цен на газ и отнюдь не в доме у Ющенко, а, прежде всего, у простых людей, которые по сути не заинтересованы в этом споре империалистов за сферы влияния, которые стали заложниками этого спора.
Вообще же российские монополии очень давно интересуются украинским рынком. "Специалист инвестиционной компании "Атон" Т. Пестов объясняет это тем, что "на многих рынках внутри России большие, чем сейчас, темпы роста вряд ли достижимы, а в СНГ есть перспективы. Даже в культурном плане Содружество - достаточно знакомая территория для наших предпринимателей: создать СП на Украине всё-таки гораздо проще, чем создать настоящее крупное СП в Германии". К середине 2003 г. Россия получила контроль над важными инфраструктурными и перерабатывающими отраслями Украины.
РАО "ЕЭС" постоянно сталкивается с политическим противодействием, но по-прежнему не отказывается от планов участия в приватизации энергоактивов. РАО намерено развить грузинский успех и купить энергоактивы AES, в частности, также в Украине.
Что касается монополии "Татнефть", то ей удалось добиться значительных успехов на Украине в нефтегазовой отрасли. В конце 2002 - начале 2003 гг. эта компания одержала судебную победу над Фондом госимущества Украины и консолидировала 26.9% крупнейшего в республике НПЗ - кременчугского ЗАО "Укртатнафта" (мощность переработки - около 7 млн. тонн сырья в год). Так как ещё 26.78% акций завода принадлежит Госкомимущства Татарстана (крупнейшему акционеру "Татнефти"), то нефтяная компания и Татарстан совместно получили контроль над 56% акций перерабатывающего предприятия. Теперь российские акционеры рассчитывают выкупить принадлежащие Фонду госимущества Украины 43% акций НПЗ. В борьбе за этот пакет предстоит ожесточённый конфликт - акции хотели бы приобрести украинские Приватбанк и Укрсиббанк.
ТНК-ВР также планирует принять участие в приватизации "Укрататнафты", по словам исполнительного директора объединённой компании Г. Хана. Эта монополия уже начала экспорт нефти по нефтепроводу Одесса-Броды в обратном направлении.
Сегодня четыре из шести украинских НПЗ (св. 85% нефтеперерабатывающих мощностей страны) контролируются иностранными компаниями. Основным владельцем Кременчугского НПЗ ("УкрТатНафта") в Полтавской области является "Татнефть", Лисичанского НПЗ ("ЛиНОС") в Луганской обл. - ТНК, Херсонского НПЗ - казахская госкомпания "КазМунайГаз" и российская группа "Альянс", а Одесского НПЗ - "ЛУКойл". Местные коммерческие структуры контролируют лишь два небольших завода на западе Украины в Львовской обл. - "Галичина" (Дрогобычский НПЗ) и "Нефтехимик Прикарпатья" (Надвирнянский НПЗ).
Получив контроль над большей частью украинских НПЗ, российские монополии добились отмены льгот на импорт в страну нефтепродуктов. Местные компании по продаже нефти, лишённые доступа к топливным потокам, стали постепенно терять самостоятельность. Уже сегодня украинский топливный бизнес живёт по законам, определяемым российскими монополистами.
Контроль над сотовыми операторами в Украине поделен между российскими компаниями. МТС (контролируется АФК "Система") ещё в октябре 2002 г. договорилась с акционерами второго по величине украинского GSM-оператора - ЗАО "Украинская мобильная связь" (UMC) - о покупке их пакетов. А в начале этого года МТС завершила сделку стоимостью $194.2 млн. - за эти деньги были приобретены пакеты UMС у нидерландской KPN (16.3%), германской Deutsche Telekom (16.3%) и ОАО "Укртелеком" (25%). Таким образом, МТС получила 57.67% акций UMC, а также заключила опционы на покупку оставшихся пакетов у TDC и "Укртелекома". Выполнение этих опционов не заставило себя долго ждать: 16 июня 2003 г. было объявлено о том, что "Укртелеком" продал МТС за $87.6 млн. 26% акций компании UMC. В результате, российская компания консолидировала 83.7% украинского оператора и ей осталось докупить 16, 3%-й пакет у TDС, чтобы стать 100%-м владельцем UMС.
"ВымпелКом" отстаёт. Пока акционер "ВымпелКома" - "Альфа-групп" - через компанию "Сторма" контролирует 40.1% "Киевстара". Однако контрольный пакет этого крупнейшего украинского оператора принадлежит партнеру "Альфы" - Telenor, поэтому нельзя исключить того, что под контроль "Альфы" может перейти мажоритарный пакет "Киевстара" в обмен на пакеты акций "ВымпелКома".
В первом полугодии 2003 г. инвестфонд Salford, принадлежащий бывшему управляющему директору "Альфа-банка" Е. Иоффе приступил к приобретению украинской IDS (вода "Миргородская") с оборотом $45 млн. Таким образом, Salford получил примерно 14% рынка питьевой воды Украины.
В феврале 2004 г. Московская инвестиционная строительная компания договорилась о строительстве в Луганске жилищного комплекса "Москва-Сити" площадью 35 тыс. кв. м. Компания "Интеко" получила в Киеве участок земли в 10 га, где она собирается построить 100 тыс. кв. м жилья. Кроме того, "Интеко" купила в Украине Краматорский цементно-шиферный комбинат "Пушка" и намеревается построить в украинской столице четыре гостиницы, бизнес-центр и торгово-деловой комплекс. Другая крупная московская строительная компания - "Социальная инициатива" - ещё в октябре 2004 г. получила более 140 га земли под строительство двух микрорайонов в Донецке, а недавно подписала соглашение с мэрией города Сумы о предоставлении земли для сооружения 100 тыс. кв. м жилья.
Зеленоградский концерн "Научный центр" (подразделение АФК "Система") купил контрольный пакет акций "Квазар-Микро", лидера компьютерной и IT-индустрии в Украине. Особенно важно, что кроме Украины "Квазар-Микро" работает в странах бывшего СССР, Чехии, Венгрии и Хорватии, то есть с этой покупкой КНЦ фактически вышел на рынок Восточной Европы".