"Это я уже пояснил в комментариях: брак вовсе не штамп в паспорте. Государство никогда не придумывало брак - оно исторически ВЫНУЖДЕНО его регистрировать. Вы можете не регистрироваться, но брак (настоящий) останется браком, с довольно жёсткой формой и обязательствами.
Любовь породила брак как норму (форму).
Религия (идеальное чувство по Фейербаху) санкционировала эту форму.
Государство было вынуждено закрепить юридически.
Потому брак живёт и будет жить, как бы ни падала религия и не вырождалось общество (государство). Даже после гипотетической ликвидации государства в коммунизме брак - сохранится".
(
blanqi, вынесено из комментариев)
Оригинал взят у
blanqi в
Брак - социальная форма идеальной мечты.С огорчение прочитал у левых френдов формулировку "брак есть чисто экономический институт эксплуатации и т.д.". Подобная марксистская плоскостопия переплёвывает Советскую Энциклопедию, которая всё-таки добавляет в ортодоксальную формулу "отношения между мужчиной и женщиной".
Начнём издалека. Идеальная цель коммунизма - "брак по любви", очищенный от наносного, экономического, бытового, когда единственным поводом остаётся любовь. Но это значит, что и в проклятом буржуазном мире любовь, симпатия, страсть - уже есть, они уже играют определённую роль при выборе партнёра. Афродита родилась до коммунизма, брак никогда не был сделкой в чистом виде, брак всегда содержал больший или меньший набор чувств, аффектов, пристрастий.
Можно жениться на приданом или быть выданной насильно за богатого: но будет ли реальное содержание - отношения в подобной семье - таким же, какими они обнаруживаются в браке с учётом любви-симпатии? Очевидно, что подобный брак будет иным по содержанию, по сути.
Хорошо, - отступят марксисты - не будем спорить о содержании (марксизм вообще побаивается чувств), речь только о форме. Но, во-первых, прятаться за форму, значит, отрицать реальность, её многообразие и диалектику, значит - превращать социальные отношения в арифметику. Это и есть примитивное опошляющее упрощение, навязанное Марксом.
Во-вторых. Как родилась форма моногамного брака, союза между мужчиной и женщиной? Энгельс в своём знаменитом труде откровенно фантазирует на эту тему, предполагая подоплёки первобытных людей. Материалистическая фантазия, так сказать. А ведь настолько погружаться в глубь туманных веков вовсе не обязательно.
С первых известных нам государственно-общественных институтов брак получает религиозную санкцию, до Афродиты и усиленного внимания к браку в христианстве. А что такое религия? Вспомним Фейербаха: религия это комплекс идеальных, возвышенных представлений, которые человек перенёс на небо, будучи не в силах воплотить свои мечты и счастье на Земле. Идеальных! Чувств.
И вот в эти-то мечты о вечном и прекрасном люди включили обоснование брака. Следовательно, и сам брак, в немалой степени, является формой идеала. Не сделкой и регуляцией, но идеалом, аффектом, страстью. Сама форма выкована чувством! Мы не энгельсы, не станем фантазировать, как в точности это было, как первый послепервобытный человек влюбился и, вместе с женой, навязал племени новый закон... дело тёмное, для поэтов.
То, что брак потерял экономический, социальный, родовой смысл, сказано многими и давно. Раз социально-экономического интереса нет, форма, по-Марксу, мертва. Почему же браки продолжают заключаться, почему марксистский принцип "интереса" не работает? - Мы выяснили это выше: потому что брак создан и наполняется чувством, сильным или слабым, потому что люди влюбляются и предлагают руку и сердце, так было и будет, этот "давно утративший смысл" сосуд куда более вечен, нежели плоскостопый "экономический интерес".