Союз во благо

Jul 06, 2010 00:07


Ратификация договора о Таможенном кодексе Таможенного союза Национальным собранием и подписание ключевых документов по Таможенному союзу А.Лукашенко явились ожидаемыми итогами не только локального психологического противостояния между Администрацией президента союзной Белоруссии и руководством Российской федерации. Едва ли медийная канонада прекратится к Новому году. Несомненно: и лояльные к «Газпрому» СМИ, и НГТРК РБ сделают все от них зависящее, чтобы радость от первого трудного, но таки пройденного этапа евразийской экономической интеграции была непременно если не «со слезами на глазах», то «с фигой в кармане».

Важнейшим итогом последних месяцев для Белоруссии явилось вхождение в единую таможенную территорию с Россией и Казахстаном. Мало кто сомневался в том, что официальный Минск может себе позволить не войти в Таможенный союз как полноправный участник этого объединения, отказаться от дальнейшей интеграции. Принятие кодекса, формирование полноценного единого таможенного пространства создает правовую основу перехода на очередную стадию оформления Единого экономического пространства, столь желаемого всеми сторонами, но с особым нетерпением - Белоруссией.
В отличие от партнеров по ТС, экспорт Белоруссии преимущественно не-сырьевой. Однако ее промышленная продукция (грузовики, трактора, станки, холодильники и т.д.) была востребована, прежде всего, в России и СНГ, а не в ЕС или Южной Америке. По экспорту сельхозпродукции Белоруссия в еще большей зависимости от России. Например, из экспорта белорусского мяса и мясной продукции в I квартале текущего года более 99% пришлось на российский рынок. Похожая ситуация сложилась по белорусскому экспорту молока и молочных продуктов, яиц и мяса птицы, прочим позициям ассортимента продуктов питания.

Показательно, как недавно госСМИ с помпой анонсировали потенциальную попытку выхода на рынок ЕС (Литвы) одним-единственным предприятием, заявляя о диверсификации экспорта белорусской молочной продукции. На самом деле не только управленцы, но и обыватели понимают, что рынок ЕС надежно защищен, в т.ч. и от белорусского экспорта. В Евросоюз, являющийся тоже таможенным союзом, Белоруссию не приглашают, а преференции «Восточного партнерства» оказались просто анекдотичными.

Поэтому иных кроме евразийского Таможенного союза вариантов интеграции у официального Минска не было и нет. Никто не предложил Белоруссии более выгодного объединения, нежели Россия и примкнувший к ней Казахстан. А оставаться в гордом одиночестве между ЕС и ТС было верхом самонадеянности и авантюризма. Таким образом, белорусское руководство приняло правильное, обоснованное и естественное решение.

Очевидно: официальный Минск до последних дней боролся за уступки со стороны России. В тот же день, когда состоялась «тайная ратификация» Нацсобранием договора о Таможенном кодексе, госСМИ распространили заявление вице-премьера В.Семашко относительно незыблемости позиции официального Минска по вопросу российских пошлин на нефтепродукты. О нефти сырой в Минске уже почти не говорят, а о 6,3 млн. беспошлинной российской нефти - и подавно.

Эпизод присоединения Республики Беларусь к договору о Таможенном кодексе не только наглядно продемонстрировал со всей очевидностью сущность белорусской политической системы, но и комплекс частных проблем политической и правовой культуры всего общества.

Администрацию президента и Совмин Белоруссии можно понять. Для них цена вопроса слишком высока и измеряется не только в миллиардах долларов, рентабельности почти сотни важнейших промпредприятий, наполняемости бюджета, рабочих местах и т.д., но и в имиджевых издержках, которые в контексте фактически стартовавшей президентской кампании трудно переоценить.

Цель борьбы Администрации президента и Совмина была ясна не только экспертам Белоруссии и России, но и нашла свое адекватное выражение в материалах иностранной прессы. Примечательно: неоднозначную реакцию в общественном мнении по обе стороны «прозрачной» границы Союзного государства вызвали именно методы, с помощью которых официальный Минск стремился достичь своей цели.

Сложно назвать безупречными обоснования выгод в тех расчетах, но которые опирались зачинщики конфликта. Предыдущие эпизоды «торговых войн» с Россией вполне наглядно продемонстрировали необходимость существенной корректировки геостратегии и большей щепетильности в подборе не только и не столько консультантов, сколько компетентных специалистов на всех ключевых постах вертикали власти. Очевидно, данная проблема не может быть сведена только лишь к качеству подготовки и переподготовки кадров в отечественных вузах или их ротации. Она гораздо глубже и имеет системный характер.

Дальнейшая интеграция Белоруссии, России и Казахстана полностью отвечает национально-государственным интересам каждой из сторон и, к счастью или сожалению, является безальтернативной. Очевидно, это понимает и А.Лукашенко.

Несомненно: даже после подведения итогов заседания в Астане явные (и, в особенности - мнимые) противоречия между сторонами будут приводить к конфликтам. Дальнейшее продвижение на пути построения Единого экономического пространства не выглядит безоблачным и это нормально - в смысле, естественно и закономерно. Через похожие и даже большие трудности прошли американские, европейские, азиатские страны, создававшие аналогичные объединения.

Однако хотелось бы видеть иные решения вполне естественных конфликтных ситуаций, нежели те, которые демонстрировалось на протяжении последнего времени как в двусторонних белорусско-российских отношениях, так и формате Таможенного союза.

Белоруссия, Лукашенко, НГТРК, ТС, экспорт, евразийская интеграция, РФ, интеграция, Таможенный союз, Газпром, политэкономия

Previous post Next post
Up