Комментарии по переговорам в Астане (бывшей Акмоле, т.е. "белой могиле"):
Империя.by (cо ссылкой на
Регнум): Теперь Таможенный кодекс принят всеми тремя сторонами. Основной вопрос отныне заключается в том, как текущие договорённости будут ими соблюдаться. Вице-премьер РФ Игорь Шувалов уже заявил, что Россия и Казахстан разделяют позицию о том, что экспортные пошлины внутри Таможенного союза должны быть сохранены. В то же время, по его словам, Белоруссия считает иначе.
В свою очередь, первый вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков выразил согласие с тем, что пошлины на нефть для Минска будут отменены после ратификации всех документов о создании Единого экономического пространства, что соответствовало позиции России. Однако он добавил, что в этом случае "таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты для Белоруссии будут сняты автоматически, не дожидаясь, когда документы по ЕЭП подпишут и ратифицируют Россия и Казахстан". По всей видимости, в ближайшее время станет ясно, насколько прочным окажется достигнутое сторонами согласие.
Хартия (со ссылкой на Газету.ру): «Белорусская сторона по-прежнему считает, что формирование Таможенного союза, единой таможенной территории ведет к отмене экспортных пошлин во взаимной торговле.
Россия и Казахстан - я подчеркиваю, это не решение одной России, на этом настаивает и Казахстан - считают, что до формирования единого экономического пространства (ЕЭП) и вступления в силу всех соглашений, формирующих ЕЭП, у каждой стороны остается право взимать экспортные пошлины, при формировании ЕЭП таких возможностей не останется», - заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам заседания ЕврАзЭС.
..«Что будет делать Минск эти полтора года - сложно сказать. Ведь для Лукашенко экспортные пошлины - это вопрос жизни и смерти», - говорит ведущий научный сотрудник Института географии РАН политолог Дмитрий Орешкин.
Объемы поставок российской нефти в Беларусь (по трубопроводу и транспортом) составляют около 21,5 млн тонн. До конца 2009 года вся нефть, идущая в Беларусь из России, облагалась пошлиной в 35%. Большую ее часть республика реэкспортировала уже как свою, получая прибыль.