Весовая настройка машины

Apr 30, 2024 22:03

Взвешивание машины - обязательная процедура, которую начинающему драйверу нужно производить после каждой загрузки. Делать это необходимо вне зависимости от ваших предположений о весе груза, от того, что написано в сопровождающих документах, и даже без оглядки на то, что думает ваш босс относительно траты лишних 10-15 баксов, которые предстоит отдать за использование коммерческих весов на тракстопах.

Взвешивание позволяет понять, сколько ваш трак весит вообще, какой вес приходится на каждую из осей (или группу осей) автопоезда, насколько этот вес соответствует требованиям законов штатов, по территории которых вам предстоит ехать, и должным ли образом этот вес распределен с точки зрения требований безопасности и управляемости машины.

Перед тем, как ехать на весы, нужно понять одну простую вещь. Эти самые весы представляют собой сложный механизм, определяющий вес с погрешностью порядка 0.5%. И, как любой механизм, нуждаются в эпизодической проверке и настройке. Именно поэтому устройство, которое может показать достоверный результат, должно быть сертифицированным. То есть своевременно проходить все необходимое обслуживание, калибровку и тд.

Отсюда следует, что непонятно кем и как настроенные весы, расположенные в коммершл зонах и на складах, точный вес не покажут. Чтобы получить корректные данные, и не иметь в процессе трипа проблем с полицией, вам необходимо использовать сертифицированные весы на тракстопах. Чаще всего это комплексы CAT Scale, которые есть почти везде, где можно заправить трак.

Перед тем, как выходить в свой первый самостоятельный трип, скачайте на телефон и настройте программу WeighMyTruck от CAT Scale. Пропишите там бортовой номер своей машины, номер прицепа, название вашей компании и данные карты, с которой вы будете производить оплату. Это позволит вам сэкономить время, получая результат взвешивания прямо на весах, без беготни на кассы тракстопа для оплаты и получения квитанции.

Как только вы загрузились, с помощью программы Trucker Path разберитесь, где у вас ближайший тракстоп с весами. Обычно наличие таковых указывается на вкладке свойств тракстопа - там же, где цена на солярку и наличие душевых. Тракстоп может не иметь аппаратуры именно от CAT - главное, чтобы весы были в наличии и имели сертификат. О чем можно поинтересоваться у персонала. Если устройство сомнительной точности, вам честно об этом скажут. Но коли администрация берет за взвешивание деньги, то скорее всего, с аппаратурой там все в порядке.

Перед тем, как ехать на взвешивание, разберитесь по спутниковой карте, в каком конкретно углу парковки находятся весы, как к ним подобраться и где находится выезд. Некоторые тракстопы имеют настолько сложную конфигурацию, что на них легко заблудиться - особенно, в темноте. Так же определите, с какой стороны на эти весы нужно заезжать. Обычно в том месте, где нужно поставить рулевую ось трака - и, соответственно, головную часть машины - находится большая световая вывеска, на которой написано SCALE. Ее отлично видно на спутниковых снимках.

Помимо этого, перед тем, как взвешиваться, желательно заправиться под пробку. Трак со стандартными баками общим объемом 140-180 галлонов при заправке берет на борт до 1000 фунтов дизеля, что может вызвать как общий перегруз машины, так и нарушение допустимого веса на тех или иных группах осей.

При заезде на взвешивание убедитесь, что трак встает на них ровно, и что все колеса всех осей в итоге окажутся на пластинах весов. Если машина встала криво - переставьте ее. Иначе данные взвешивания будут абсолютно недостоверны, что может больно ударить по вашему кошельку.

Остановившись на весах, поставьте на парковочные тормоза только трак. Трейлер трогать не надо! При использовании парковочных тормозов прицепа он часто смещается относительно трака, внося дисбаланс в распределение весов по осям, что приводит к некорректным результатам взвешивания.

Остановившись на весах, переведите ваш лог в режим ON DUTY с комментарием вида SCALE, запустите программу WeighMyTruck (если это весы от CAT Scale) и следуйте инструкциям. Либо, если соответствующего софта у вас нет, или весы от другого оператора, посредством кнопки на коммуникационной коробке весов вызовите сервисную стойку тракстопа. Иногда интеркома на весах нет, и для связи указан номер телефона, по которому предлагается звонить. Или же и вовсе канал для УКВ-радиосвязи.

Оператор спросит у вас, первичное ли у вас взвешивание или повторное (first weigh or reweigh), и номер трака. Сообщив ему эти данные, и получив разрешение съехать с весов, вы должны запарковать трак на свободном месте, сходить на стойку, оплатить взвешивание и получить квитанцию. В случае с программой на телефоне, конечно же, ничего из этого делать не надо - ваш вес и его распределение по осям появится у вас на экране, а квитанция с результатом взвешивания еще и придет к вам на почту.

Получив квитанцию, надо понять, насколько представленный в ней вес соответствует требованиям закона.

Начнем с общего веса машины. Если у вас стандартный пятиосный автопоезд, в просторечии известный как «восемнадцатиколесник», для того, чтобы работать по всей территории 48 штатов и оставаться при этом в рамках закона, общий вес машины не должен превышать 80000 фунтов. В Канаде, на Аляске регуляции несколько другие и трак может весить больше, чем разрешено южнее американо-канадской границы. Поэтому если вы берете в тех местах груз на юг, имейте это в виду. Такая же ситуация имеет место в некоторых из 48 штатов. Однако чтобы легально ездить по всей территории Америки, соблюдение лимита веса в 80000 фунтов для указанной выше машины является обязательным.

Относиться к общему весу трака нужно со всей серьезностью. Дело в том, что допущенный по разгильдяйству или из-за возможного смещения груза локальный перевес по осям, если его выявит полиция, можно попытаться убрать, сдвинув оси или седло. Превышение общего веса вы никуда убрать не сможете. Если полиция пойдет на принцип, вас (или вашу компанию) заставят вызывать на весовую спецтехнику вроде погрузчика или крана, чтобы снять лишнее, а также резервный трак, который все это хозяйство заберет. Стоить это будет не просто дорого, а очень дорого. И у драйвера, допустившего такое развитие событий, будут серьезные проблемы с работодателем. Как минимум, крупный штраф, а то и увольнение.

Ввиду всего вышесказанного в той квитанции, что вам нарисуют весы, должна быть цифра не более, чем 80000 фунтов. Никакой перевес, даже самый минимальный, по закону не допускается. Вам могут что-то там простить при проверке. А могут и не простить. Поэтому всегда нужно иметь с собой квитанцию, показывающую, что вы добросовестно выполнили свои обязанности по взвешиванию машины перед началом движения.

Квитанция с сертифицированных весов - это документ. Ее нужно хранить и суметь предъявить, если вы столкнетесь с претензиями полиции в отношении веса машины. А претензии могут быть, даже если ваш вес при выезде от грузоотправителя был вполне легален. Это может быть связано как с проблемами полицейских весов, так и с тем, что зимой, например, на вас налипло много снега.

После оценки общего веса нужно понять, какая его часть приходится на ведущие оси вашего трака. По законам 48 штатов лимит этого веса - 34000 фунтов. Никаких превышений не допускается, если вы не хотите отдавать себя на милость контролирующих органов.

После этого оценивается вес рулевой оси трака. Весовой допуск на рулевую ось может колебаться в очень широких пределах, которые определяются характеристиками передней балки машины, установленной на нее резиной и законами штатов, через которые вам предстоит ехать.

Проще всего дело обстоит именно с законами. Для стандартной рулевой резины магистрального тягача, имеющей ширину 275 или 295 мм, весовой допуск рулевую ось на автомагистралях типа «интерстейт» по всем 48 штатам составляет 13200 фунтов. В ряде штатов на местных дорогах (вне интерстейтов) допуск может быть меньше.

Весовой допуск резины указан на ней самой - он проштампован на боковой стенке покрышек. Стандартная резина указанной выше ширины бывает либо с допуском 6175 фунтов на колесо (12350 фунтов на ось), либо с допуском 7160 фунтов на колесо (14320 фунтов на ось). Первая называется 14-слойной, вторая - 16-слойной.

14-слойная резина в профессиональном сообществе считается слабой и предназначенной только для легких и средних грузов. До максимально допустимых значений ее лучше не нагружать во избежание взрыва в процессе движения. 16-слойная резина куда более надежна и, применительно к стандартному восемнадцатиколеснику, перекрывает весь возможный диапазон его загрузки с изрядным запасом.

Допустимые нагрузки на переднюю балку указаны в характеристиках машины, которые приведены на наклейке на торце водительской двери, или соответствующей этому торцу части кабины. Там указан VIN машины, соотношение главной передачи и весовые допуски по осям и/или группам осей.

Современные американские магистральные тягачи, предназначенные для буксировки полуприцепов, имеют весовой допуск рулевой балки минимум 12000 фунтов. Попадаются варианты с 12200 фунтов, 12600 фунтов, 13200 фунтов, и даже 14000 фунтов с какими-то копейками. Это зависит от того, какую балку в данную конкретную машину воткнули на заводе.

Заранее найдите на вашей машине эту наклейку и разберитесь в том, что на ней написано. Запомните или запишите себе где-нибудь допуск по этой балке, чтобы в будущем в спорных ситуациях сверяться с этой информацией.

На практике, с самого завода седло трака (или диапазон, в котором его можно двигать) выставляют так, чтобы не перегружать рулевую балку даже в том случае, если на ведущие оси трака приходится максимальный допустимый законом вес. Однако бывает всякое, и может случиться, что у вас при легальном весе на ведущих осях, на рулевые колеса приходится, скажем, 12600 фунтов при допуске на балку 12200. Ничего страшного в такой ситуации нет - главное, чтобы вес был в допуске по резине. Балка имеет огромный запас прочности. В отличие от покрышек.

Убедившись, что указанный в квитанции вес рулевой и ведущих осей соответствует легальным допускам, переходите к трейлеру.

Если на осях вашего прицепа меньше, чем 34000 фунтов, вы абсолютно легальны и можете ехать. Если больше, то надо принимать меры. Какие именно, зависит от типа прицепа.

Проще всего в этом плане дела обстоят с флетбедами. Когда оси у такого прицепа раздвинуты (часто бывает, что они вообще не могут быть сдвинуты конструктивно), то на них легальный вес может составлять до 40000 фунтов. Если ваш прицеп взвешивался именно в такой конфигурации, и весы показали под ним 40 тысяч и менее - езжайте спокойно.

Если взвешивание проводилось со сдвинутыми осями (такая конфигурация флетбеда называется калифорнийской), и результат превысил 34000 фунтов, то оси можно раздвинуть. Тогда ваш вес вернется в рамки закона. Необходимо, правда, учитывать, что раздвигание осей на флетбеде - когда задняя ось трейлера уезжает под противоподкатный брус - приводит к изменению весового баланса автопоезда. Из-за изменения конфигурации прицепа примерно 2000-2300 фунтов веса перемещается с трейлерных осей на ведущие оси трака. Это необходимо учитывать, а трак после манипуляции с осями надлежит взвесить повторно, убедившись, что новое распределение весов оставляет машину в легальном поле.

Как правильно раздвигать или сдвигать оси на флетбедах, вам должны показать в вашей компании применительно к вашему же трейлеру. В зависимости от конструкции подвески и от ее производителя, там могут быть разные алгоритмы.

Следует только помнить, что режим слайдовки осей на флетбеде не позволяет начинать в этом режиме движение. Поэтому перед тем, как трогаться с места после манипуляций с осями, переведите все краны пневматики прицепа в то состояние, в котором они были до того, как вы сдвинули или раздвинули оси. Потому что если вы этого не сделаете, подвеска прицепа может получить тяжелые повреждения. Стоимость устранения которых владельцы техники, вне всякого сомнения, полностью или частично повесят на виновника торжества. То есть на вас.

Если у вас драйвен или рифер с конструкцией осей типа «тандем», то есть когда две оси трейлера сближены конструктивно до расстояния между ними 6 футов и менее, и раздвинуты быть не могут, ситуация является несколько более сложной.

Трейлер с тандемом имеет в конструкции два рельса, расположенных вдоль продольной оси прицепа, по которым тандем может двигаться вперед и назад. Тандем на рельсах фиксируется в том или ином положении с помощью системы из четырех выдвижных пинов («пальцев»), по два с каждой стороны. Которые входят в отверстия, расположенные в рельсах.

Движение тандема вперед, в сторону тягача, увеличивает вес, который приходится на оси прицепа. Движение назад, в сторону противоподкатного бруса - наоборот, уменьшает. Задача драйвера - по результатам первичного взвешивания, с учетом того, где находился в этот момент тандем, определить, куда его нужно подвинуть, чтобы привести весовой баланс осей в рамки закона. То есть сделать так, чтобы и на ведущих осях трака, и на тандеме прицепа, было не более 34000 фунтов.

В этом деле существует ряд тонкостей. Плюс-минус современные трейлеры имеют рельсы с различным шагом между отверстиями, который составляет 4 дюйма или 6 дюймов. Шаг 4 дюйма дает перераспределение веса в количестве примерно 250 фунтов - на ведущие оси трака или на тандем трейлера, в зависимости от того, куда этот тандем будет двигаться. Шаг 6 дюймов дает сдвижку примерно на 350 фунтов.

Соответственно, увидев результат первичного взвешивания, и зная шаг отверстий на рельсах трейлера, можно посчитать, куда и на сколько можно сдвинуть тандем, чтобы добиться правильной развесовки.

Для тех, кто не рискует решать такие задачки в уме, есть приложения для телефонов, которые выполняют подобного рода расчеты. Это Slide Calculator, Slide Axels, Semi-Truck Weight Distribution и другие. С их помощью, введя в них данные о позиции тандема и результат предварительного взвешивания, можно получить рекомендации, куда двигать тандем, чтобы получить легальный весовой баланс.

Месторасположение тандема удобно рассчитывать, отталкиваясь от позиции левого переднего пина. Обычно отсчет дырок ведется от вваренного поперек рельса ограничителя, дальше которого по направлению к траку тандем двигаться не может. Просто посмотрите, где был левый передний пин на первичном взвешивании, и посчитайте, куда он должен попасть, чтобы обеспечить вам легальный вес.

После того, как вы посчитали самостоятельно (или получили рекомендации соответствующего софта), на какой позиции должен находиться тандем для достижения легального и правильно распределенного веса, поговорим о том, что такое правильная развесовка автопоезда. Не просто законная, а именно правильная.

Для того чтобы система «трак-трейлер» нормально ехала, управлялась и сохраняла стабильность в тяжелых дорожных условиях - например, на скользкой дороге, на крутых спусках, при сильном боковом ветре - ее необходимо настраивать определенным образом. А именно, необходимо соблюсти одно или оба из следующих двух условий:

- вес на ведущих осях трака должен быть больше или равен весу на осях прицепа
- тандем должен быть задвинут в заднюю треть диапазона его возможных позиций относительно трейлера

Объясняется все это достаточно просто.

Увеличение веса на ведущих осях обеспечивает улучшение их сцепления с дорогой. При этом понижается вероятность срыва ведущих колес в пробуксовку, или же их заноса на скользком покрытии. Перераспределение веса вперед, в сторону тягача, также уменьшает вероятность заноса трейлера при резком торможении или на спуске, что, при неблагоприятном развитии событий, может привести к складыванию автопоезда.

Отодвинутый назад тандем увеличивает колесную базу системы «трак-трейлер», что делает ее стабильнее при прямолинейном движении и минимизирует воздействие внешних факторов в виде, например, ветра.

Поэтому, настраивая развесовку автопоезда, драйвер должен стремиться отрегулировать веса осей таким образом, чтобы машина сохраняла как можно большую стабильность (а следовательно - и безопасность) в движении.

Ввиду всего сказанного, получив данные взвешивания и прикинув, где должен стоять тандем исходя из равного веса осей трейлера и осей трака, постарайтесь оценить, сможете ли вы этот тандем сдвинуть немного назад, не перегрузив ведущие оси тягача. Если можете - сделайте это, не забыв проверить результат повторным взвешиванием. Отрегулированный таким образом автопоезд будет проще в управлении, что позволит вам меньше уставать за рулем и безопаснее выполнять свою работу.

Следует иметь в виду, что смещение тандема назад тоже имеет свои пределы. Увеличив колесную базу машины до максимума, вы получите проблемы с маневрированием в городе и на парковках. Поэтому доводить идею «удлинения» трака до абсурда не надо.

Если диапазон рабочих регулировок вашего тандема составляет, скажем, 27 дырок на упомянутом выше рельсе, перед выходом на трассу ставьте его, к примеру, на 18-ю дырку. Если, конечно, позволяет распределение веса. Понятно, что можно поставить и на 16-ю, и на 20-ю. Но вот, скажем, на 2-ю или 5-ю ставить уже не надо - машина получится чрезмерно вертлявой и будет утомлять вас необходимостью постоянного подруливания.

Повторюсь еще раз. Итоговая настройка машины должна быть проверена взвешиванием! Никогда не уезжайте от весов, не убедившись окончательно, что ваши манипуляции с осями прицепа в итоге приняли законную и осмысленную форму. Не раз и не два были случаи, когда драйвер - от усталости, по непониманию или банальному разгильдяйству - ошибался и двигал тандем не туда, в результате чего получал перевес по осям и кучу проблем на первой же весовой станции.

Двигается тандем согласно следующему алгоритму.

1. Поставьте машину прямо, на ровном месте и, по возможности, на твердом покрытии, вытянув на себя желтую рукоятку парковочного тормоза (красную пока не трогайте). Слайдовать трейлер в ситуации, когда он стоит под углом к траку, не допускается! Это может привести к повреждению тандема!
2. Убедитесь, что давление воздуха в пневмосистеме вашего трака достигло максимума (110-125psi, в зависимости от модели машины).
3. Если оно ниже, то его необходимо набрать, удерживая трак на желтой парковочной рукоятке и загнав обороты педалью газа на отметку 1000-1300.
4. Если компрессор не включается (давление не растет), нажмите и отпустите несколько раз педаль тормоза, сбросив давление в пневмосистеме до отсечки, после которой компрессор начнет работать (его становится слышно)
5. По достижении максимального давления и срабатывания отсечки компрессора выдерните красную рукоятку, поставив прицеп на парковочные тормоза

6. Выйдите из кабины, подойдите к тандему. Вам нужно вытянуть на себя кнопку управления пинами, расположенную в его передней левой части.
7. После вытягивания кнопки на себя пины должны уйти внутрь. Или все, или как минимум один. Если они внутрь не уходят, или уходят не до конца - у вас на трейлере проблемы с пневматикой, которые необходимо решать в специализированном сервисе.
8. Если, сразу после вытягивания кнопки, пины ушли, а после того, как вы эту кнопку отпустили, сразу вышли обратно, попробуйте вытянуть кнопку снова и придержать ее пальцами в вытянутом состоянии примерно 10 секунд. Пины должны зафиксироваться в утопленном положении. Если и после этого они не фиксируются, ищите сервис - у вас проблемы с пневматикой трейлера.
9. Обойдите тандем с обеих сторон (если надо - с фонарем) и убедитесь визуально, что все четыре пина ушли внутрь.
10. Если какой-то пин остался снаружи, слегка дерните машину вперед-назад, сняв ее предварительно с желтой парковочной рукоятки, и оставив красную в вытянутом состоянии. Пин должен уйти. Если это не поможет, можно попробовать несильно стукнуть по нему молотком - он должен моментально уйти внутрь. Если и это не сработает, необходимо прекратить слайдовку и обратиться в сервис.

11. Убедившись, что все пины ушли, вернитесь в кабину, утопите желтую рукоятку, оставив красную вытянутой
12. Включите передачу (заднюю или первую, то есть пониженную) и медленно и плавно сдвиньте машину в нужном направлении
13. После окончания движения нужно вытянуть желтую рукоятку
14. Осмотрите тандем и убедитесь визуально, что пины находятся в районе тех дырок, которые нужны по условиям задачи. Если пины не на месте, повторите действия по пунктам 11-13, сдвинув машину повторно

Если по результатам осмотра вы обнаружили, что тандем не сдвинулся вообще, необходимо обильно пробрызгать места контакта тандема с рельсами большим количеством WD-40. Запас этого спрея должен быть у вас в машине. Если даже после смазки «вэдэшкой» сдвинуть тандем все равно не удалось, необходимо обращаться в сервис для разбирательств, что именно там случилось. Закис ли он от старости и ржавчины, или что-то где-то погнуто, или проблема в чем-то еще.

11. Если пины по результатам ваших манипуляций оказались в районе нужной вам дырки, утопите кнопку управления ими на тандеме
12. Определите, куда дернуть прицеп (вперед или назад), чтобы пины вошли в нужные дырки
13. Вернутесь в кабину, утопите желтую рукоятку, включите передачу и толкните прицеп в нужную сторону до упора
14. Вытяните желтую рукоятку, вернитесь к прицепу и убедитесь, что все четыре пина вышли полностью и находятся в нужных вам дырках
15. Вернитесь в кабину, утопите обе рукоятки (и желтую, и красную) и дождитесь, пока давление воздуха не превысит 100psi
16. Можете начать движение по маршруту

дальний бой, штаты, боевая учеба

Previous post Next post
Up