Снегириная фамилия

Nov 20, 2009 17:18

Сегодня чиновники всех мастей как никогда часто говорят о том, что бизнес в современной России должен быть социально ответственным. Ну что ж, пожалуйста - на местном уровне таких примеров предостаточно, вопрос лишь в том, что под этой обтекаемой формулировкой понимать. Вовремя выдаваемая заработная плата? Соблюдение пакета социальных гарантий? Пожалуй, в кризисное время выполнение этих двух пунктов и является главным проявлением этой самой ответственности. Но наверху хотят чуть большего.

 






За почти пятнадцатилетнюю историю своего существования «Снегири» превратились в Юрге из нескольких скромных магазинов в полноценную торговую сеть, в состав которой сегодня входят уже супермаркеты, уютные ресторация и кофейня. Понятно, что главная заслуга в этом принадлежит не только топ-менеджменту, возглавляет который Александр Леонов, но и коллективу. Год за годом компания расширяет ассортиментную политику и модернизирует техническую сторону бизнеса, внедряет новые технологии в работе продаж, формирует корпоративную политику, создает фирменный стиль, обозначая свое присутствие на рынке товаров и услуг. Именно в этом и заключается успех торговой сети - «Снегири» являются у горожан одним из любимых и наиболее посещаемых магазинов; на работу туда стремятся попасть.

Встав на ноги, Леонов и стал в Юрге одним из тех первых социально ответственных предпринимателей. Торговая сеть реализует достаточное количество общественных проектов в городе, начиная от инвестиций в строительство храма, и заканчивая организацией зимних катков и поддержкой инвалидов и детского спорта. А в прошлом году он предпринял попытку избраться в городской Совет народных депутатов - то есть имел намерения сделать бизнес не только социально ориентированным, но уже и политически ответственным; это была попытка вывести диалог предпринимательства и власти на новый по своему качеству уровень.

Она оказалась пыткой; в депутаты его, разумеется, не пустили. Да и у торговой сети сразу после выборов возник конфликт с городской администрацией, на сей раз уже лежащий в исключительно хозяйственной плоскости. Любой бизнес требует развития - торговая сеть «Снегири» предложила городу модернизацию одного своего старого магазина на улице им. Кирова и долевое участие в строительстве нового в IV-м микрорайоне. В первом случае речь идет лишь о пристройке к уже имеющемуся зданию, но градоначальник не дает делу хода даже несмотря на собранные подписи жильцов близлежащих домов, ратующих за расширение. Со вторым случаем сложнее. В одном из многоэтажных домов на улице Машиностроителей «Снегири» уже обзавелись своим торговым залом (в блоке Б-1), но Леонов предложил разместить такие же площади и в соседнем строении блока Б-2, возведение которого еще толком и не начато. Причем готов не только оплатить пересмотр проекта, но и участвовать в строительстве самого здания, и впоследствии благоустроить территорию и даже выкупить определенный объем жилого фонда. Администрация города же категорически против участия бизнес-элемента в этом проекте, а пропагандистская машина пытается выставить предпринимателя даже подстрекателем к нарушению текущего законодательства - дескать, внедрение магазина на первый этаж нарушит не только план утвержденного градостроительного комплекса, но поставит под удар доступ к коммуникациям.

Я встретился с Александром, чтобы понять, почему возник этот достаточно странный конфликт между бизнесом и властью, и для чего он все-таки проявляет упорство в этой борьбе за лишние квадратные метры торговых площадей.



Я предприниматель, а значит должен продолжать предпринимать поиск новых решений. | ТС «Снегири»

Шипилов | А может, ну его - этот магазин в блоке Б-2? В любом случае в соседнем строении у вас уже есть торговое пространство. Может, все-таки лучше меньше, да лучше?!
Леонов | Сегодня микрорайон находится в состоянии, когда там элементарно не хватает торговых площадей. Из бюджета было вложено 40 миллионов рублей в дорогу, город выполнил часть благоустройства территорий - в итоге потрачены приличные средства. А чтобы даже эта дорога окупалась, нужно сделать массив более привлекательным для проживания, создав там необходимую инфраструктуру. Тогда продаваемость жилья в данном микрорайоне да и инвестиционный климат резко возрастут. Это коммерческая составляющая, не считая тех моментов, что мы улучшаем условия проживания людей, создаем дополнительные рабочие места, работаем над созданием единого архитектурного облика района, хотя он там отсутствует на сегодняшний день.
Поэтому говоря о том, зачем торговой сети присутствие в IV-м микрорайоне, в первую очередь мы делаем упор не на коммерческий аспект дела, а на социально-коммерческий. Потому что, если посмотреть на тот же проект благоустройства, то там можно увидеть обилие по юргинским меркам излишеств, которые несут для инвестора массу дополнительных расходов. То есть мы там стараемся создать - это пока, конечно, громкие слова, - торгово-культурный центр, где будут не только магазин с богатой ассортиментной политикой и высоким уровнем обслуживания, но и хорошее семейное кафе.

Шипилов | Тем не менее городская администрация отказывается искать какие-либо точки взаимодействия с торговой сетью. Чем они, на ваш взгляд, мотивированы?
Леонов | Здесь нужно расставить акценты. Что такое администрация города - это ее глава или некое здание в центре?

Шипилов | Хорошо, персонифицируем ситуацию. В чем корень конфликта у Леонова с Танковым?
Леонов | Откровенно говоря, у меня с Танковым конфликта нет. Может быть, конечно, у главы города есть со мной конфликт, но на двух имевших место встречах я пытался задать ему этот вопрос - в чем заключаются претензии городской администрации или главы к торговой сети «Снегири»? Какого бы то вразумительного и аргументированного ответа я так и не услышал.

Шипилов | Я попросил прокомментировать эту ситуацию представителей одной из строительных компаний города, чтобы оценить уровень инвестиций, которые готова вложить в проект торговая сеть. Итак, посчитаем. Переделать проект дома - миллион, такая же сумма пойдет позже на благоустройство территории. Вложения в свайное поле - пять миллионов, последующий выкуп квартир на двух этажах - еще двадцать миллионов. Итого: почти 30 миллионов рублей живых денег плюс около 15 миллионов инвестиций в сам магазин. И мне понравилась реакция экспертов - знающие лучше других, как обстоит ситуация на строительном рынке и ожидающие в следующем году локальный кризис в отрасли, они не понимают, почему муниципалитет все равно отказывается от взаимодействия, потому что более ни одна из компаний в городе не предлагает таких соблазнительных условий для сотрудничества.
Но вам я хочу задать вот какой вопрос. Торговая сеть ведь может остановиться уже на первом пункте, не вкладывая ни в свайное поле, ни в покупку квартир, - этого для жизнедеятельности магазина уже вполне достаточно. Зачем вам такие затраты?
Леонов | Начнем с самого начала. Свайное поле готовится не только для «Снегирей», на нем стоит сам дом. То есть инвестиции уже могут быть пропорциональными - часть затрат ложится на торговую сеть, а часть на подрядчика, строящего данное здание. А что касается двух этажей... Магазин без дома не сможет просуществовать, дом же без магазина вполне обойдется. Насколько мне известно, бюджетное финансирование для строительства данного здания выделяется в недостаточных объемах. И мы готовы вложить средства в его возведение, с последующей реализацией квартир на свободном рынке. Возможно, мы рассмотрим улучшение условий жизни своих работников, возможно, они даже будут проданы по себестоимости. Тут, впрочем, может быть масса вариантов.
Да, мы признаем, что немного опоздали со своим предложением, потому что, по логике, нужно было бы изначально участвовать в разработке проекта этого дома. И сейчас мы готовы вкладывать ресурсы в строительство в больших объемах, не только преследуя свои интересы, но и от понимания об упущенном времени развития целого микрорайона.

Шипилов | Вы вот говорили, что у администрации города в своем отказе было плохо с вразумительными доводами. Аргументы-то, кстати, нашлись - это уголовная ответственность за несоблюдение исходного проекта плюс выход за «красную» линию и заступ на коммуникационные сети.
Леонов | На сегодняшний день готов архитектурный раздел генерального плана застройки дома, выполненный новосибирскими специалистами, в котором магазин абсолютно вписывается во все нормы в данной девятиэтажке. Это не мои слова, это градостроительное обоснование новосибирской компании, за консультацией к которой мы обращались. Единственное, что нужно сделать, это скорректировать проект, и мы готовы эту работу проплатить.
А коммуникации мы и не трогаем - никто на них посягать не собирается, равно как не будет нарушена и «красная» линия.

Шипилов | С IV-м микрорайоном теперь все более-менее понятно. Но и с магазином на улице Кирова у вас тоже в меру запутанная ситуация. В чем проблема заключается там?
Леонов | Когда у нас начинается какое-либо строительство в месте со сложившейся инфраструктурой, условия жизни окружающих объект людей почему-то сразу ухудшаются. Вот здесь мы до жителей изначально идею немного не донесли, появилось противодействие. А когда стали выяснять, почему все-таки жильцы были против, оказалось, что имелось элементарное недопонимание наших планов. В проект реконструкции «Снегирей» на Кирова входят благоустройство внутриквартальных территорий с организацией освещения и строительством детских площадок, установка новых подъездных дверей с домофонной системой. Таким было наше предложение, и жители стали смотреть на меня, немного округлив глаза, говорили, что не верят в эти планы. С другой стороны, это вполне нормальная реакция обывателя - сегодня мало кто вкладывает средства в окружающие магазин территории.
Тогда мы пошли по другому пути - заключили публичный договор о социальном партнерстве. Не через администрацию города, а напрямую, с жителями этих домов. А с семьями, квартиры которых непосредственно прилегают к магазину, мы подписали еще и отдельные соглашения.
После этого большая часть жителей поддержала нашу новацию и даже больше - они обратились с письмами к главе города с просьбой разрешить торговой сети реконструкцию действующего магазина. К существующей площади магазина в 100 квадратных метров мы добавляем еще около 250 метров полезных площадей. То есть это все-таки будет пристройка. На сегодняшний день на этом месте находятся разгрузочная площадка и никому не нужный пустырь.

Шипилов | И градоначальник снова против?
Леонов | Для меня здесь снова загадка. Проект реконструкции не вызвал нареканий со стороны градостроительного совета и получил поддержку со стороны комиссии по землепользованию. Теперь дело остается за малым - глава города должен соблюсти протокол, и вынести вопрос на публичные слушания, где общественность и эксперты дали бы свои дополнительные оценки. Но градоначальник уже на протяжении года избегает решения этого вопроса, игнорируя как предложения торговой сети, так и просьбы жителей близлежащих домов.

Шипилов | Но у вас ведь с Танковым пять лет назад было достаточно успешное сотрудничество, когда «Металлургмонтаж» занимался возведением конструкций в торговом центре на проспекте Победы, 38. Стало быть, у него не должны присутствовать личные причины для недовольства.
Леонов | Уже достаточно много времени прошло с этого контракта, хотя это было успешное сотрудничество - у меня нет претензий к «Металлургмонтажу» и, думаю, у них также не было для этого оснований...
Предполагаю, что возможной причиной нашего сегодняшнего недопонимания является то, что когда-то я ослушался Танкова и все-таки пошел на выборы, хотя он меня просил не выдвигать свою кандидатуру. Вероятно, истоки идут отсюда, из мелколичностных оценок. Впрочем, на этот вопрос может ответить только Анатолий Тихонович. Хотя какими бы ни были отношения между нами, должен главенствовать только здравый смысл.

Шипилов | Тем не менее эта история позволяет говорить о практике двойных стандартов. Почему-то у чиновников не вызвал раздражение проект реконструкции магазина «Обувь», ставший впоследствии «Чибисом» и изуродовавший архитектурный облик целого микрорайона; почему-то их не смущают имеющиеся факты точечной застройки на улице Павлова, где наличие магазина «Версаль», например, наоборот существенно ухудшило условия проживания людей в примыкающих к строению квартирах.
Леонов | Я бы не хотел сейчас обсуждать здесь своих коллег; это всего лишь следствие. Причина кроется в простом - в отсутствии вразумительной политики градостроительства в Юрге, да дело еще и в неэтичном поведении отдельных чиновников как областной, так и городской администраций. К сожалению, реалии нашего времени таковы, что власть не заинтересована в развитии города, которым руководит. Это такой порочный круг: хватану сегодня, а завтра - хоть трава не расти. Что же останется нашим детям или в каких условиях будут существовать жители близлежащих домов, их не интересует. Это также вопрос этичности еще и отдельных предпринимателей, хотя подобное отношение бессмысленно проецировать на всех. Просто кто-то может противостоять этому и не идти на поводу у сиюминутных выгод, а кто-то - нет.
Но ничего бесследно не проходит, жизнь сама корректирует все эти подэтичные моменты, только на это необходимо время. Магазин, который построен в противодействие жителям, не будет прибыльным. Он будет только раздражающим фактором. А один раздраженный человек обязательно расскажет об этом двадцати.

Шипилов | Торговая сеть «Снегири» на протяжении уже нескольких лет позиционирует себя как представителя социально ответственного бизнеса. Вы инвестируете в строительство храмов, выделяете средства на поддержку дворового хоккея, помогаете инвалидам. Это сознательная позиция или все-таки реакция на подзатыльники власти?
Леонов | Ответ на этот вопрос идет из детства - я родился в этом городе. И где бы мне ни приходилось бывать - в России или за рубежом - для меня на сегодняшней день города лучше Юрги не существует. Дело не только в том, что это место моего проживания и локации бизнеса; да - это моя малая Родина. Я помню свой город зеленым и светлым, и стараюсь его сделать таким и сегодня. А нынешнее возрождение Юрги зависит и от каждого жителя - чтобы жизненный тонус города начал наконец-то подниматься, над этим необходимо работать.
То есть я просто улучшаю и свою комфортную зону, а если в нее попадает кто-то еще, я только рад тому, что она расширяется. Считаю, что Юрга действительно достойна лучшего и большего, и если мы будем вкладывать ту евангельскую «десятину» в свой родной город, то это обязательно вернется в больших объемах. Это законы жизни.

Шипилов | Стремление стать еще и народным избранником, я так полагаю, было вызвано этой же социальной ответственностью?
Леонов | Желание пойти в горсовет было, скорее, порывом души. Но я не хотел бы сейчас на этой теме сильно заострять внимание, ведь, как говорится, «что не делается, то к лучшему». Значит, еще не настало мое время.
У меня нет ни обид, ни претензий, хотя я на себе испытал все те грязные технологии, видел и вбросы бюллетеней и переписанные протоколы... Я предприниматель, а значит должен продолжать предпринимать поиск новых решений. Ведь не депутатские корочки определяют твои нужность и полезность в этом городе. Жизнь продолжается, раз не получилось стать народным избранником, значит есть смысл сосредоточиться на собственной торговой сети, на социальных проектах.

Шипилов | Торговая сеть «Снегири» одной из первых в городе стала внедрять у себя корпоративную культуру как таковую. Для столь небольшого города это в определенной мере нонсенс, ведь таковой культуры нет сегодня даже у муниципалитета.
Леонов | Понятие корпоративной культуры в Юрге какое-то слишком громкое и пафосное. Я предпочитаю говорить об этом в другом ключе - как о корпоративной этике.
Просто мы попробовали перенести модель спортивной команды в бизнес. А значит, если ты не можешь работать в команде, либо садись на скамейку запасных, либо тренируйся в два раза больше, либо уходи. Четвертого не дано.
Когда работник компании становится лояльным по отношению к ней? Только когда он начинает любить место своей работы, когда цели сотрудника совпадают с интересами компании. А для этого нужно работать с людьми, стараться нащупать их жизненные приоритеты, искать, чего они хотят добиться в жизни. И мы начали с этим разбираться, стали проводить анкетирование, смотреть на людей в коллективе не как на персонал, а как на личностей.
Мы начали менять внутри компании отношение к профессии продавца. Оказалось, что многие сотрудники, отработавшие десятки лет за прилавком, не понимают, в чем суть их работы. Понятно, что данная специальность еще с советских времен дискредитирована - сложилось мнение, что там, как правило, хамы и рвачи. Да и до недавнего времени в торговлю шли люди, которые, скажем так, не нашли себе более престижного места работы. И мы стали разъяснять, обучать сотрудников - для многих суть профессии стала открытием, они увидели свою собственную ценность. Да, здесь сейчас задействованы образовательные технологии - мы усадили практически всех людей за парты. И доносим до них не какие-то обобщенные и отвлеченные знания, а рассматриваем непосредственный профиль профессии, доносим знания прикладные, которые можно применять на практике.
Просто основной человек, несущий прибыль в компанию, - это продавец. Значит, это наша основа. И когда мы донесли эту идею до сотрудников, микроклимат начал меняться.

Шипилов | Не от этого ли у вашей корпоративной газеты такой жизнеутверждающий слоган - «Много хороших новостей»?
Леонов | Да, мы пытаемся развернуть компанию из негатива в позитив. Русские люди ведь сейчас чемпионы в мире по поиску негатива, мы не можем улыбаться, не видим плюсов, но видим, например, отвратительную обувь, не смотря при этом в глаза человеку. И это оказалось в нашей компании самым сложным - поменять мировоззрение, донести до каждого, что любой человек внутренне хороший по умолчанию, в нем все равно присутствует позитивный момент. Нам пришлось даже расстаться с рядом топ-менеджеров, которые не смогли перестроиться. А если не может измениться руководитель магазина, то продавец, глядя на него, тоже не будет перестраиваться. А чревато это дальнейшими конфликтами уже с покупателями, потому что народ в своей массе все-таки заряжен этим негативом. И задача компании - посредством широкого ассортимента и высокого уровня обслуживания - эту отрицательную энергию в обществе хотя бы немного загасить.

лица, разговоры, козни

Previous post Next post
Up