Про Чижову лучше и не скажешь. Дело не в природной миниатюрности, дело в ее иголочной сути.
Ипостасей Натальи множество. В девяностых, когда виртуальная паутина еще не окутала город, когда СМИ не превратились в орудие промывания мозгов, у Чижовой были свои интеллектуальные резервации - программы на радио и на телевидении, колонка в газете. Ее сложно было не заметить и на светских мероприятиях (насколько светскими они, конечно, могли быть тогда в махровой провинции) - из скромной учительницы она быстро превратилась в публичного персонажа. Годы прошли, но об этом помнят до сих пор.
В настоящем же она культуролог и педагог, реализующийся в основном на школьном поприще. Я присутствовал на нескольких уроках музыки, проводимых Чижовой, - при всем уродстве нынешней образовательной системы, ее предмет и ее методика стоят особняком. Наталья не просто слишком демократичный педагог, который в течение одного занятия может связать воедино «Мурку» и Штрауса, не только хороший коммуникатор, превращающий урок в платформу для дискуссий, она популяризатор этой самой музыки - редко можно встретить ее коллег, ставящим ученикам послушать Radiohead и Björk. И ученики ее любят. Не только за это; за способность видеть в каждом личность, за явные симпатии и антипатии, в конце концов. За умение ставить людей на место минимумом средств. Ровно за то же самое ее ненавидят разного рода миклухи - сравнение будет не в их пользу, отрицательный баланс.
А познакомила нас в 1997-м корреспондент «Резонанса» Наташа Сенн. И там же, пару лет спустя, в июне 99-го, вышло это интервью с ней. Заголовок тогда был, правда, ужасный - «Усталость девяностых выращивает цветы. Наталья Чижова как она есть», - но это по крайней мере отражало и ее состояние и мое восприятие человека. Да, фотография тех же лет - за прошедшие годы Наталья почти
не изменилась.
Каждый человек имеет право выбирать, какой жизнью жить, какую слушать музыку и какую одежду носить.
Телевизионные грядки прошлого
Шипилов | Наташа, я хотел бы с вами о чем-нибудь приятном поговорить.
Чижова | (Расплываясь в улыбке). А можно узнать о том, что ты вкладываешь в понятие приятного?
Шипилов | Поговорить о тебе, например, задать вопрос: куда исчезла телевизионная ведущая Наталья Чижова? Ибо уже в течение месяцев десяти мы тебя не можем нигде лицезреть.
Чижова | Что касается причины, заставившей меня уйти с юргинского телевидения, то она банальна. Просто в один момент я поняла, что заниматься этим, не получая денег, как-то уже и не очень хочется, по крайней мере, в нашем городе...
Шипилов | А нельзя ли было заниматься телевидением ради собственного удовольствия? Оно-то у тебя было, вот и превратилось бы все в хобби.
Чижова | (Рассмеявшись). Я вспомнила одного очень известного в городе человека, не буду упоминать его имени, который подошел ко мне с предложением о программе на радио. Спросила - «А сколько вы будете мне за это платить?» Он сказал: «А не хочется просто ради самоутверждения?». Я ответила, что самоутверждаться закончила уже давным-давно и сейчас хочется просто зарабатывать деньги.
Шипилов | Тебе не кажется, что для нашего города немножко нетипично - пытаться зарабатывать деньги на том, что называется культпросветом?
Чижова | Ты прав, ведь культура не приносит больших прибылей, если проект, конечно, не заведомо коммерческий. А в нашем городе понятие «коммерция» какое-то расплывчатое. Некоторые люди не дают себе отчета в том, что все те, кто помогает им зарабатывать деньги, тоже должны иметь с этого какой-то процент. И стать здесь действительно богатым человеком от культуры просто невозможно.
Шипилов | А не проще ли постараться не обращать внимание на такие моменты? Гораздо благодарнее пытаться раскачивать рынок культуры, благо, перспективы у него есть.
Чижова | Понимаешь, Дима, есть люди, в которых заложен природный талант организатора. Они могут быть не образованны, они могут не знать некоторых вещей, но у них есть этот самый организаторский талант. Я к их числу, к сожалению, не отношусь. Это не по мне.
Шипилов | Но что-то ты сейчас все-таки «раскачиваешь»?
Чижова | В данный момент я занимаюсь вещами, которые к шоу-бизнесу не имеют никакого отношения. (Самодовольно). Я развожу цветы, совсем недавно посадила два новых цветочка, смотрю на них, любуюсь и очень радуюсь тому, как они растут. Конечно, цветоводство не может быть моим основным делом, но мне нужен был отдых, отстраненность от тех вещей, которые меня долго занимали. Может, нужно по-новому взглянуть на себя... И вообще, кажется, что сейчас я вышла на новый качественный этап. А для того, чтобы на этом этапе заниматься чем-то серьезным, нужно время.
Шипилов | На этом этапе найдется место телевидению, радио, прессе?
Чижова | Не знаю, не думаю.
«А я не модная...»
Шипилов | Были в Юрге замечательные люди: Сергей Галанов, Алексей Попонин, Наталья Чижова, Андрей Яшутин и многие-многие другие, которые пытались создать здесь молодежную культуру как таковую. До сей поры ее нет. Нет и тех, кто за ее создание ратовал - они отказались что-либо «разгребать» по той же причине, что и ты. Не чувствуешь ли ответственности за то, что сначала взяла на себя организацию, а потом умыла руки?
Чижова | (С достаточной долей удивления). Вот сейчас тебя слушала и почувствовала себя вдруг этакой матерью Терезой, ответственной за то, чтобы молодежь росла и развивалась в духе каких-то там идеологий культурных. Ничего подобного. Мне кажется, что ты, Дима, не совсем прав, потому что есть культурные течения, которые даже в юргинском варианте существуют. Есть разные субкультуры и от этого никуда не денешься. Есть прогрессивная молодежь, и хотя ее не так много, она очень заметна, и даже визуально ее легко отличить. (Далее говорит исключительно по-учительски, с расстановкой интонаций). Есть определенный процент молодежи, которая называется отдельным словом - «гопники». Их достаточно много - практически весь наш город из них и состоит, но, понимаешь, трудно сказать, кто прав, кто виноват. Каждый человек имеет право выбирать, какой жизнью жить, какую слушать музыку и какую одежду носить. Может, тот самый гопник через какое-то время, окунувшись в другую среду, изменится. (Задумавшись). Каждый человек должен естественным путем приходить к ценностям жизни.
Шипилов | Думаю, тебе известно, что всех вас - милых и добрых людей - юргинский люд окрестил «неформалами». Со всеми вытекающими отсюда последствиями...
Чижова | Вспоминаю одну поговорку: «Торчащий гвоздь нужно обязательно забить». Это было очень характерно для нашей страны и даже сегодня в некоторой степени продолжает существовать. Кто такие «неформалы»? Неформалами вот те самые гопники называют любых людей, которые выглядят как-то не так. То есть не носят куртки, какие-то нелепые кепки, спортивные штаны, имеющиеся у всех абсолютно. (Смеясь). А сами покупают все это даже не в магазине готового платья, а на местном рынке, чего о неформалах никак не скажешь. Хотя, на самом деле, существует очень много неформальных течений, и если вы, не дай бог, назовете стоящих рядом рэппера и рэйвера неформалами, то они очень-очень обидятся. Слово «неформал» не надо употреблять в отрицательном смысле, потому что этим словом пользуются, как правило, те, кто к культуре не имеет никакого отношения. Это ребята, которые мало читают и ничем не интересуются. (С грустью). Мне таких просто жаль.
Шипилов | Мне тоже приходилось, да и по-прежнему приходится выслушивать упреки в своей «неформальности»... У меня на самом деле вполне стандартные жизненные ценности, разве что вкусовые цензы немного другие. А ты также формальна, как все?
Чижова | Могу смело сказать, что я, любя все прогрессивное и новое, во вкусах достаточно консервативна. Это относится вовсе не к одежде, да и далеко не к одежде, а к культурным ценностям.
Шипилов | А можешь ли рискнуть назвать себя модным человеком?
Чижова | Не люблю я слово «модно». Потому что все, что модно, это, как правило, не стильно. Мне нравится слово «стильно», потому что человек вырабатывает свой стиль методом проб и ошибок. В итоге же получатся то, что гармонирует с его внутренним состоянием. Бывает так, что девочка одета «от кутюр», а на самом деле у нее настолько пустые глаза и глупая плебейская улыбка, что это действует на нервы.
Знаешь, подобную мысль очень хорошо развил Сергей Шолохов в журнале Cosmopolitan. Он сравнивал москвичек и жительниц Санкт-Петербурга. Москвички очень боятся быть немодными, они тщательно подбирают к костюму аксессуары, косметику - и жутко этим дорожат, чувствуя закомплексованность, а выглядят вульгарно. А в Питере не боятся быть немодными - в их костюме всегда что-то «хромает». Это и создает некий шарм.
Целомудрие, соки и рок-н-ролл?
Шипилов | Мода - жестокая по своей сути штука. В начале девяностых сложилась крайне печальная тенденция, когда достаточно широкие массы наслаждались «героиновым гламуром». Поддалась ли ты на эту провокацию, будучи тогда более молодой и взбалмошной?
Чижова | Нет - из страха потерять контроль над ситуацией. Алкоголь - вещь более безобидная, хотя это тоже спорный вопрос, но что касается наркотиков... «Тихие» варианты, вроде марихуаны, были, и скрывать здесь нечего. Но через это прошли почти все, даже Билл Клинтон позволял себе это делать. Иногда нужно попробовать вещи немного другого уровня, но всего лишь для того, чтобы понять, что тебе это не нужно.
Шипилов | А как ты относишься к той шумихе, которая поднята
вокруг наркомании? Когда создаются эти бесчисленные организации «мам, пап и бабушек против наркотиков». На мой взгляд, бесконечные утверждения о том, что наркотики - это плохо, вызывают лишь улыбку. Гораздо проще, да и действеннее, рассказать о том, что с тобой случится, если ты вколешь себе больше, чем нужно.
Чижова | Когда я смотрю на акции, проводимые в нашем городе, мне становится попросту смешно. Здесь должны работать психологи, а уже потом должны подключиться общественность. Но вопрос этот достаточно глубокий...
Шипилов | А каким ты видишь спланированное участие этой самой общественности, самой себя, например?
Чижова | На уроках музыки в восьмом классе, когда рассказываю о современной поп-культуре, то говорю о том, что Дэвид Гэхэн был несколько минут на том свете из-за то, что смешал героин с кокаином. А Керт Кобэйн погиб совсем молодым. Когда говорю о жизни реальных людей - кумиров, которые через это перешли, - это действует гораздо сильнее, нежели если взрослые дяди и тети будут говорить о том, что «„ханка“ - это ужасно». Никто в это не поверит, пока сам не попробует и не поймет, - ужасно это или нет.
Шипилов | Нужно создать условия, чтобы молодые люди даже не могли мыслить о том, что нужно попробовать. Все почему-то винят семью, и прежде всего семью в том, что человек стал наркоманом.
Чижова | Нужно искать причину глубже. Почему молодые люди хотят это делать? Это же приобщенность к какому-то слою - молодежь не может быть одна, она не может существовать сама по себе. Одиночки среди подростков - это нонсенс. Так или иначе, но они пытаются приобщиться к какому-то своему социальному кругу - даже вот таким страшным путем.
Шипилов | Наташа, а не кажется ли тебе, что есть еще один очень неприятный момент, связанный с пропагандой наркотиков, правда, в легкой форме? Кино, телевидение, журнальный глянец говорят о подобном опыте открыто, искренне и очень много. Это ведь порождает интерес?
Чижова | Несомненно. Когда в «Криминальном чтиве» Тарантино герой Джона Траволты так красиво употребляет героин, то интерес к этому возникает, и иногда случается продолжение. Но, говоря об этом, стоит помнить, что в этом же фильме показана и передозировка. И тоже очень красиво, но и очень страшно. Вот об этом почему-то никто не помнит.
Шипилов | Сейчас идет другая, не менее красивая мода. Мода на здоровый образ жизни. Теперь мы блюдем целомудрие, вкушаем только здоровую пищу, а о грехе и всей этой гадости забываем. Как ты оцениваешь возможности такой моды на российской почве, да и близко ли тебе все это?
Чижова | Я вообще сторонник здорового образа жизни, мне нравится употреблять нормальную, здоровую пищу, ходить пешком, нравится находиться на природе. И вообще прекрасно, когда все в душе гармонично и хорошо, каждое утро просыпаешься и чувствуешь себя счастливой. И, безусловно, все предпосылки, что этим буду «больна» не только я, есть. Есть категория людей, имеющих тонкую, израненную и изломанную психику. Сначала они проходят наркотики для того, чтобы потом придти к водичке и апельсинчикам.
Шипилов | То есть получается какая-то нездоровая тенденция в попытках совмещать низменное с высшим. Ты что, совмещаешь светский образ жизни с периодическими хождениями в храм?
Чижова | В церковь не хожу. Не потому, что атеистка. Я верю в бога, но не как в какого-то человека, который ходит по небу и ждет нас на том свете. Я верю в бога как в высшую реальность, верю в то, что есть кто-то, следящий за нашими поступками. Ведь мы в ответе за все, что делаем.
Большому кораблю - большое плавание
Шипилов | Ты удовлетворена тем, что имеешь от жизни?
Чижова | Конечно, есть какие-то моменты, которые меня не устраивают. Мне не хватает денег, причем это не зависит от количества, которое имею. Возможно, это от того, что я отношусь к тем натурам, которые немного не умеют управлять. А вот довольна тем, что у меня прекрасные родители, очень много хороших друзей, есть работа. И какой бы ни была любительницей прогрессивных молодежных течений, я работаю в школе (вздыхает) и, думаю, что неплохой педагог. Так что я довольна.
Шипилов | А насколько сильно тебя изменило то время, когда в твой жизни были телевидение и радио? Стала ли более расчетливой, алчной и бескомпромиссной?
Чижова | Оно мне очень помогло, потому что даже в Юрге, даже работая на нашем телевидении, я поняла, что этот мир и все с ним связанное - достаточно жестокие вещи. Иногда казалось, что попросту обманываю саму себя. Знаешь, почему? Когда рассказывала о биографиях «звезд», мне казалось, я лицемерю из-за того, что...
Шипилов | ...это абсолютно никому не нужно?
Чижова | Не только поэтому. Иногда это действительно может представлять какой-то интерес. Но мне казалось, что я обманываю прежде всего саму себя, потому что рассказывать о других, упиваясь их начитанностью, просто смешно.
Шипилов | А, по-моему, это нормальный творческий кризис, когда начинает надоедать говорить о других и возникает потребность в высказывании собственных мыслей.
Чижова | Мне всегда хотелось вести диалоговую программу - чтобы был собеседник, была возможность говорить. Говорить с людьми, окружающими меня здесь. Людьми интересными, отличающимися от всех и многих.
Шипилов | Приход в средства массовой информации - это всегда большие жертвы. Что потеряла ты и чем восполнила образовавшиеся пробелы?
Чижова | Сейчас я с уверенностью могу сказать, что ничего не потеряно, а даже заполнено многим. Но набрано это не для того, чтобы лежало в закромах, а для того, чтобы отстаивалось и отсеивалось на будущее.
Шипилов | То есть в который раз ты говоришь о том, что все впереди?
Чижова | Безусловно. Приближается 2000-й год, а это, наверное, начало нового этапа. Как говорит моя мама, с этой даты все мы начнем сказочно богатеть. Пусть это смешно, но я в это верю.
Шипилов | Но я смотрю на тебя и мне кажется, что ты очень устала. Даже от жизни.
Чижова | Такое ощущение действительно имеется. Но усталость посещает меня достаточно часто, и это хороший знак, ведь после нее наступает период необыкновенных встреч, знакомств и вообще нового уровня жизни. У меня появилась возможность заняться своим собственным душевным уровнем, привести все в порядок.
Шипилов | Поверь, это будет. Сейчас за окном лето, так что вопрос вполне логичен - как с отдыхом?
Чижова | Не знаю... По той причине, что не люблю программировать. Но, скорее всего, несколько вечеров проведу в кемеровских ночных клубах, а может быть, буду лежать дома и читать очередную книгу.
Постскриптум. Десять лет спустя
Думаю, Наташа и сегодня бы подписалась под многими своими словами... Впрочем, посмотрим.
Еще десять лет назад в Юрге происходили очень интересные процессы - программы «Пофигор», Melafon, «Свежая заварка», выставки «Ню» и «Ю-art», ночной клуб «Пиранья» и дискотека «Пилот», группа «Dead Пихто» и фестиваль K-Drom - это лишь малая часть из того, чем жил город на изломе столетий; уже часть истории. Авторы и вдохновители этих проектов по-прежнему на виду - только ракурсы взглядов на них немного сместились. Кто-то уехал, кто-то - ушел в бизнес, а кто-то - предпочел тихую спокойную жизнь, в которой не оказалось места публичности.
Скоро я соберу всех главных героев девяностых за одним круглым столом. Поговорить, почему десять лет спустя в городе раздается лишь звенящая тишина - нет даже попыток имитировать то движение. И чтобы понять, нам придется вспомнить все - как это было тогда, в веселых девяностых.