Танцы без правил

Jan 26, 2010 16:28

Представьте себе ситуацию: в городе проходит предметная олимпиада, участвуют дети из разных школ, представлены все науки в рамках образовательной программы. Но итоги мероприятия подводят следующим образом: первое место достается ребенку, набравшему наибольшее количество баллов, например, по русскому языку, второе - знатоку математики, а третье - лучшему по биологии. Не так уж все это бредово (даже без скидок на своеобразно начавшийся Год учителя, где главными событиями пока являются сериал «Школа» на первой кнопке, измененные нормы грамматики и орфоэпики, а также набивший оскомину ЕГЭ), поскольку прошедший 15-17 января фестиваль-конкурс молодежного творчества «Юрга молодая» организовывался именно

 




по этим правилам.

То, что исторически главное предприятие Юрги стало наконец оказывать помощь городу, не может не радовать. Последние двадцать лет из недр Юргинского машиностроительного завода наоборот только выкачивали все активы, как результат - гигант практически ничего не вкладывал в общественную жизнь населенного пункта. Нынешний же собственник не только социально, но и духовно ответственен - строит храм на площади перед зданием заводской администрации (предварительно убрав оттуда скульптурную композицию), заставляет священников носиться со святой водой по цехам и разучивать с прихожанами-работниками религиозные песнопения. Этот комизм в Юрге уже известен всем, и пока он оказывался запертым за заводскими воротами, до этого никому не было дела. Но некоторое время назад предприятие вернуло в собственность главную городскую сцену со всеми находящимися там околохудожественными потрохами - дворец культуры «Победа». Репертуарная политика учреждения сразу изменилась - на это тоже обратили внимание юргинцы. Но тем не менее громких мероприятий общегородского уровня с соответствующим новой заводской идеологии наполнением по большому счету пока не было. Кроме фестиваля-конкурса «Юрга молодая».

Не имеет абсолютно никакого смысла спорить с прописанными задачами данного мероприятия - «активизировать патриотическое и нравственное воспитание молодого поколения, выявить одаренных творческих представителей в молодежной среде, воспитать уважительное отношение к православной и народной культурам у молодежи». Цель так вообще неприкасаема - духовное возрождение нации. Об этом гласит многостраничное положение об открытом фестивале-конкурсе, являющееся главным документом мероприятия. К нему мы позже еще обязательно не раз вернемся.

Мероприятие проводилось в три этапа. На первом подавались заявки на участие в конкурсе (проходил в октябре-ноябре 2009 года), второй этап представлял из себя просмотр творческих работ членами высокого жюри (изначально был запланирован на 7-13 декабря, но из-за эпидемиологической ситуации в городе состоялся лишь 15-17 января сего года). Третий был обозначен в положении как «итоговые мероприятия», но победителей уже назвали после второго этапа (о чем сообщает публикация Надежды Никулиной в газете «Юрга» от 20 января). Финальная же точка «Юрги молодой» должна быть поставлена на заключительном гала-концерте в ДК «Победа» в День православной молодежи 14 февраля (то есть в День Святого Валентина по календарю обычных людей, не работающих на ООО «Юргинский машзавод»).

Итак, победители уже частично названы - минуя правила положения и законы логики. А именно (вот мы и добрались до танцев) в рамках одной номинации оказались смешаны все - и «народники», и «бальники», и «эстрадники»; это и есть то самое странное «правило» предметной олимпиады, когда представители разных направлений вступают в борьбу за одно и тоже место на пьедестале. Вообще, танцевальный мир живет по немного другим правилам (которые абсолютно противоречат положению фестиваля-конкурса) - здесь свои четкие разграничения в жанрах, здесь свои подходы в судействе, здесь своя возрастная шкала. Организаторы «Юрги молодой» поделили всех участников на три категории - 11-14, 15-18 и 19-30 лет, не взирая на то, что, например, достигшие 16-летнего возраста танцовщики уже относятся к взрослой категории исполнителей. И самое главное - чтобы творческая работа хореографа и исполнителя была действительно оценена по достоинству, в жюри должны находиться профессионалы. Идеологи фестиваля-конкурса с легкостью могут парировать данное замечание, мотивируя это тем, что среди членов жюри находились хореограф Сергей Петухов и руководитель спортивно-бального клуба «Созвездие» Наталья Мальцева. Но Мальцева не хореограф, а Петухов не имеет ни титулов, ни судейской категории (и заодно является основателем занявшего первое место в младшей возрастной группе ансамбля «Потешки»). Главное же вообще в другом: жюри не было дифференцированным, одни и те же люди судействовали во всех номинациях - им одинаково легко должны даваться и хореография, и художественное слово, и фототворчество, и музыка. Высокий суд сделали, конечно, представительным - свое согласие оценивать творчество молодых дали, например, Евгений Лиман и Нина Дондерфер.

Представители городской детской хореографической школы, коллективы которой все же приняли участие в «Юрге молодой», сразу обращали внимание на непрофильность и непрофессионализм жюри - в городе, строго говоря, профессиональных хореографов можно сосчитать по пальцам одной руки (и не факт, что все пальцы еще можно загнуть), и предлагали пригласить специалистов из Кемеровского института культуры. Организаторы даже не озаботились тем, чтобы поинтересоваться хотя бы номерами телефонов кемеровчан - когда затевается религиозная химера, понимающие толк в деле люди никогда не нужны.

Результаты, как и было сказано, уже объявлены. «Народники» ликуют - хореографическая студия «Россияночка» и ансамбль «Потешки» (который, кстати, из села Поломошного Яшкинского района - «Юрга молодая» говорите?!) заняли искомые первые места. Даже больше - чтобы подчеркнуть их значимость, можно было бы вообще не проводить данное мероприятие в формате конкурса, а ограничиться фестивалем. Тем более, что, судя по всему, победители были известны заранее и мнение жюри никого не волновало. Достаточно взглянуть на имя председателя судейской коллегии, и все становится на свои места.

А ведь не взглянули. В положении фестиваля «Искорка Божия-2008» (что по сути своей и есть «Юрга молодая», только двухгодичной давности) главным критерием отбора номеров в хореографической номинации были соответствие композиций «широте и многогранности традиционной православной культуры» с последующей популяризацией последней (коллективы ДХШ тогда сознательно не приняли участия в мероприятии). Из положения конкурса 2009 года этот пункт пропал. Но никуда не пропала основная идея и персона председателя жюри говорит за себя на самом деле гораздо больше, чем этого следовало бы ожидать. А именно - главным судьей на данном конкурсе был священник Храма Сретения Господня Дмитрий Владимиров.

Казалось бы, такая мелочь: одни получили первые места и рады, вторые - не получили и обиделись. Так бывает абсолютно на всех соревнованиях; везде есть жизнерадостные победившие и заплаканные проигравшие. Педагоги ДХШ, чьи воспитанники оказались на вторых ролях в данном фестивале-конкурсе, никаких претензий к организаторам, в общем-то, не имеют - уровень их работы уже давно известен далеко за пределами маленького сибирского городка, и здесь им нечего и некому доказывать. Другое дело, что столкнули лбами детей, для которых решение жюри кажется абсолютно непонятным. Потому что отмеченный на конкурсе «Юрга молодая» лишь вторым призовым местом номер «Сердце дождя» занял в 2009 году на Всемирной танцевальной олимпиаде в Москве первое место. И в Юрге он почему-то проходил по номинации «Соло», хотя на сцене работают в паре Эльвира Белоусова и Андрей Сидоров.

Соглашаясь на участие в этом мероприятии, люди рассчитывали в первую очередь на будущий творческий рост - чтобы, увидев оценки, понять, где и какие ошибки были допущены, что нужно исправлять и в каком дальнейшем направлении необходимо работать. Протоколы жюри никто участникам не предъявил, зато организаторы объяснили второе место ансамбля «Спектр» тем, что у танцовщицы во время выступления судьи увидели белье! То, что это называется сценическим костюмом, значения не имеет - кто куда смотрел, тот ему необходимое там и увидел. Но даже и сей факт мне кажется лишь отговоркой - зная о юргинской страсти по продвижению своих людей любой ценой, в этом можно лишний раз убедиться, узнав следующее. Та самая обласканная наградами конкурса «Россияночка», хотя формально и числится как коллектив детско-юношеского центра, неформально считается ансамблем ДК «Победа».

Для своих воспитанников педагоги детской хореографической школы все же нашли нужные слова, которые являются абсолютно справедливыми - юноши и девушки выступили достойно (несмотря на отвратительную организацию в виде царившего хаоса за кулисами и неразберихи с порядком номеров выступления), просто их учителя ошиблись конкурсом. Так бывает, когда попадаешь не в свою колею. А в Юрге такое бывает часто - здесь признанные за пределами города мастера очень часто вынуждены доказывать местным неспециалистам свой профессионализм.

Но вот что еще интересно - конкурс-то общегородской, само название даже слишком претенциозное, но администрация города (и управление культуры и кино в частности) никакого участия в его организации не принимала даже на вторых ролях. Да и церковь - настоящая, Русская Православная - в лице настоятеля Храма Рождества Иоанна Предтечи в списках тоже не значится. Если с первыми все понятно, то вот о вторых разговор особый. Когда организаторы мероприятия прописывали в положении пункт о воспитании уважительного отношения к православной культуре у молодежи, они кого имели в виду? РПЦ как монополиста, но тем не менее как классическую ветвь или все-таки себя? Потому что, как мне видится по отзывам знакомых, работающих на предприятии, на лояльную религиозную организацию с исконными догматами православия, то, что ныне есть на заводе, похоже весьма и весьма отдаленно.

Что же делать в этом году тем, кто пролетел мимо первых и вообще призовых мест, когда ближе к осени градообразующее предприятие объявит о подготовке нового фестиваля-конкурса? Не принимать в нем участие - это слишком простое решение. Да, нужно будет в обязательном порядке включать в эстрадные постановки элементы из народных танцев, на худой конец можно скупить где-нибудь в сувенирной лавке кокошники да нашить хоругви - священнослужителю в жюри это определенно понравится. И еще внимательно изучить положение - начиная с обнаружения ключевых слов и заканчивая поиском имени, с кем оно согласовано.

Но может быть, и не придется. Завод за последние два десятка лет поменял такое количество собственников, что, вполне возможно, следующий владелец вообще окажется приверженцем ортодоксального ислама. А значит и программа фестиваля будет другой, и в цехах появится мулла, и на месте храма внезапно вырастет мечеть. К теологическим ребрендингам в этом городе уже не привыкать.

Прямая речь | Боги заводские...
Начальник отдела корпоративной культуры ООО «Юргинский машзавод» Галина Аксенова нехотя, но все же ответила на ряд моих вопросов, раскрывающих суть скандального фестиваля-конкурса «Юрга молодая».

Шипилов | Вам не кажется, что положение данного мероприятия выстроено несколько некорректно по отношению к, например, танцевальным коллективам? Ведь в рамках одной номинации были вынуждены состязаться представители разных направлений.
Аксенова | В положении о разнообразии жанров вообще ничего не сказано. Что значит - «неточности»? Мы изначально не ставили для себя задачи, чтобы разделить какие-то жанры. И «Юрга молодая» - не танцевальный конкурс; это фестиваль-конкурс молодежного творчества. Задачей фестиваля было не выявление лидеров в четко разграниченных жанрах, ЮМЗ провел этот конкурс с одной единственной целью - поддержать талантливую молодежь города Юрги.

Шипилов | Но если бы это был просто фестиваль, вы не вводили бы практику призовых мест, а поощрили всех его участников, не устраивая соревнования.
Аксенова | Все участники будут отмечены.

Шипилов | Было ли обязательным условием для претендентов на призовые места использование в творческих работах элементов религиозной и национальной культур?
Аксенова | Такого нет в положении - чтобы мы это стопроцентно прописывали. Но там указаны цели и задачи, одна из которых духовно-нравственное воспитание. И фестиваль проводится по благословению Преосвященнейшего Аристарха, епископа Кемеровского и Новокузнецкого. Поэтому духовная и православная направленность однозначно должны присутствовать.

Шипилов | Извините, но духовность и религиозность - это не синонимы и иногда между ними может зиять пропасть. Можно развивать детей духовно, никак не задействуя при этом религиозные моменты.
Аксенова | Да, пропасть бывает. Но я, как здравомыслящий человек понимаю, что епископ эту пропасть не благословлял.

культпоходы, религия

Previous post Next post
Up