Я все ждал, когда в конфликте вокруг творческой лаборатории
art_propaganda, которую юргинская власть сейчас активно
выпиливает из городской истории, наконец будут смещены акценты: в самом-то деле, мелковато как-то на неуплату одной аренды все списывать, где это ваше не бытовое-хозяйственное, а духовно-поборческое - «Такого искусства нам не надо!»? И вот, пожалуйста, как по заказу - из
комментариев начальника управления культуры и кино администрации города Юрга Павла Курилина «Газете Кемерова».
«Здесь тоже не все однозначно. Одно из проведенных мероприятий - выставка работ „АРТ-пропаганды“ в городском музее ИЗО - вызвало противоречивые оценки. Со слов сотрудников музея, это искусство не несет добро, оно отражает только негатив, только протест и все в этом духе. Впечатления от этой выставки у общественности остались очень неоднозначные. Показывать, что все ужасно - Ленин с выжженными глазами, например, - это немножко кощунственно. Худсовет высказался, что направление существует и должно существовать, мы готовы с ними сотрудничать и проводить совместные мероприятия, если они в рамках».
Для начала немного из выставлявшегося творчества авторов творческой лаборатории, которое «не несет добро» - ведь нет ничего лучше цитат.
Василий Шелковников, без названия. |
Бум., тушь, 2008 г.
Василий Шелковников, без названия. | Бум., тушь, 2008 г.
Василий Шелковников, «Светлое будущее». | Бум., кар., 2004 г.
Василий Шелковников, «Подъезд». | Карт., м., 2000 г.
crazyos, без названия. | Фотография.
crazyos, без названия. | Фотография.
Николай Зайков, без названия. | Бум., кар., акрил, 2006 г. (Диплом лауреата первого Всероссийского конкурса молодых художников «Свобода выбора», 2008 г., Москва).
Николай Зайков, «Кировский райсовет». | Бум., кар., 2003 г. / Питерские наброски преподавателя Института архитектуры и дизайна АлтГТУ (выпускника НГАХА и стипендиата ГТГ)
Николая Зайкова демонстрировались в «АРТ-пропаганде» в 2006 году (выставка «Open Piter»).
Николай Зайков, «Набережная лейтенанта Шмидта. Красин». | Бум., кар., 2003 г.
Николай Зайков, «Вид от 11-й линии Васильевского острова». | Бум., уголь, 2003 г.
stropov, «Циркачи». | Фотоинсталляция, 2010-2012 гг.
Андрей Смирнов, без названия. | ДВП, гуашь, лак, эмаль, 2002 г. /
+ 16 работ Андрея с комментариями художников.
Андрей Смирнов, без названия. | Фотография. /
+ 69 фоторабот Андрея.
Павел Загревский, без названия. | Бум., тушь. / На выставке «Арт-контур» в музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока «АРТ-пропаганда» представила учебную графику студента КОХУ Павла Загревского.
Денис Рец, «Push Skin!». | Граффити, 2006 г.
Антон Рец, без названия. | Бум., м., 2006 г.
Антон Рец, без названия. | Бум., м., 2006 г.
Олег Новиков, «Цветы №2». | Автограмма (фотобум., реактивы), 2009 г. / Комьюнити в ЖЖ -
photograma.
Олег Новиков, «Мерзавец». | Ледяная скульптура, 2008 г.
Олег Новиков, «Африка». | Х., м., 1996 г.
Олег Новиков, «Питерский проход». | Х., м., 2005 г.
Мало работ? Так на выставки ходить надо.
Честно говоря, заявление Курилина особо комментировать не было бы смысла, если б пропагандистская машина не заработала на уровне народных избранников - в четверг с этими же высказываниями вылез в телевизор председатель горсовета Владимир Трифонов, который прямо-таки не скрывал радости, зачитывая в программе новостей ЮТРК решение худсовета.
Click to view
YouTube Click to view
YouTubeНекоторые моменты уточнить все-таки придется. Среди работников Музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока нет ни одного искусствоведа, уполномоченного давать какие-либо экспертные заключения о художественной ценности произведений. То есть любые заявления о состоятельности того или иного экспоната, рожденные в стенах музея, могут рассматриваться как исключительно частное оценочное суждение, и только. Впрочем, музейным есть, чем парировать: там каждый второй работник - научный сотрудник. Научный обыватель - я бы сказал. Вроде как музей выписывает неплохие журналы об искусстве (подшивки «НоМИ» в свое время видел точно, но судя по девственному хрусту глянца, музейные работники их не касались), имеет хорошую библиотеку и возможности посещать многочисленные семинары: вот оно - ваше прикладное введение в искусствоведение, чтобы не подменять науку собственным мнением, произросшим из дурного вкуса. Еще полгода назад, когда директором музея изо была
Нина Дондерфер, этот и вправду удивительный за Уралом очаг культуры не выглядел в своих публичных высказываниях столь жалко, как сегодня, но эти времена, похоже, ушли навсегда - нынешнее руководство учреждения ложится в дрейф, согласно запросам зрителя из администрации города.
Среди же членов худсовета, на решение которого ссылается городская власть (и которое берут в основу репрессивного подхода), - нет ни одного профессионального художника, способного аргументировать позицию, не прибегая к словам «негатив, протест и все в этом духе». (К слову, членов Союза художников России в Юрге тоже нет, что показатель). Худсовет в том виде, в котором он сегодня существует в городе - это
химера; логичнее его называть советом директоров и ведущих специалистов муниципальных учреждений культуры. Пойдут ли в своих решениях члены такого «худсовета» против инициатив горадминистрации - вопрос, я думаю, риторический. Тем более, что оценка «АРТ-пропаганды» так называемым худсоветом почему-то
кардинально изменилась от ранее озвученной этой весной - когда конфликт еще не был столь болезненным, - и сейчас приведена в соответствие с повесткой. «Нацелено на негативное восприятие действительности, большой значимости для культурной жизни города не несет» - при такой примитивности мышления и сбитости нравственных ориентиров мне, правда, интересно, что станет с членам худсовета, когда они узнают о существовании, например, Босха. Или жизнь с творчеством братьев Чепмен ненароком столкнет. Или от Марка Пауэлла не упасет. Страшно подумать. Надеюсь, муниципалитет оплатит им групповую психотерапию и заодно (опционально) покупку литературы по истории изобразительного искусства.
При этом последние два года Новиков успешно сотрудничает с Кемеровским областным музеем изобразительных искусств, который отдает под экспозицию «АРТ-пропаганды» целые залы, участвует в проекте «Фестивальные ночи: зимою лето!» в кемеровском ДК «Москва» - видимо, компетентность научных сотрудников и кураторов этих площадок (куда вообще смотрит Чертогова?!) в разы ниже, чем уровень их коллег из юргинских музея с худсоветом.
То есть муниципальная власть, в очередной раз опираясь на решение выдрессированных бюджетных работников, дерзает говорить ни много ни мало от лица города, не удосужившись при этом вложить опасный своими последствиями приговор в уста какого-нибудь действительно уважаемого в Юрге общественного деятеля (не Трифонова же, известного своими
услужливостью и беспринципностью, право слово, слушать, не Есенкова, против которого, в бытность его работы в Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Кемерово, возбуждалось уголовное дело о злоупотреблении полномочиями, и уж тем более не Курилина, начавшего карьеру в муниципальной власти с дачи взятки тому должностному лицу, чье кресло он хотел занять). Прекратили б уж наконец юродствовать и сказали бы главное: «Мы этого не понимаем, мы этого не приемлем, значит вам этого тоже не нужно».
Прошло двадцать лет, а администрация города как была горисполкомом, так им и осталась.