Раскопки - год спустя.

Jul 09, 2014 12:23



Около года тому назад ваш корреспондент регулярно мучил своих читателей репортажами с чебоксарских раскопок исторической части города, на месте предполагаемого захоронения Марии Шестовой - бабушки первого царя из династии Романовых.
И вот вчера в городской администрации подвели некоторые промежуточные итоги тех мероприятий.
Странные какие-то итоги.
Выводов, собственно, как мы видим из текста официального сообщения, на сегодняшний день сделано два.
Первое: проведены несколько экспертиз, которые подтвердили: поднятые останки (или вернее одни из четырех тогда поднятых), возможно, принадлежат Марии Шестовой.
Второе: археологические работы будут продолжены.
Как хотите, но у меня лично и то и другое вызывает чувство неудовлетворенности. Ведь, оно и десять месяцев тому назад было ясно. И то, что перед нами, возможно, Шестова, и то, что работы надо бы продолжить.
Краниологический, одонтологический, остеологический, остеокопический и палеопатологический анализы, выполненные за это время, наверное, сами по себе, с научной точки зрения, интересны. Но тогда хотелось бы знать, кто, все таки, проводил соответствующие анализы и где можно ознакомиться с экспертными заключениями. Потому что вот эти обтекаемо-журналистские "большинство светил науки с максимальной долей уверенности", не подкрепленные фактологическим материалом, ни разу не убеждают.
Будет ли сделана та единственная экспертиза, которая может дать не предположительный, а достоверный ответ о принадлежности останков - экспертиза ДНК? А, если будет, то когда именно?
Я лично из официального текста так этого и не понял, а написанное "будем составлять со специалистами дорожную карту, план раскопок, необходимые обращения по анализу ДНК", снабжено, конечно, модными словами про "дорожную карту" (скоро без дорожной карты в туалет ходить разучатся), но напрочь лишено информативного содержания. Если десяти месяцев для составления "необходимых обращений" оказалось недостаточно, то сколько их еще потребуется?
Что произошло или произойдет с другими останками, принадлежность которых не выяснена? Я надеюсь, их хотя бы не выкинут на помойку?
Еще хуже с продолжением раскопок.
Что, выходит, плана дальнейших работ и связанной с этим планом конкретики: сроков, задач, финансирования тоже пока нет?
Вот прямо сейчас стоят прекрасные летние месяцы, когда, казалось бы - копай не хочу. Но в парке, на месте раскопок, полная тишина, скоро и хилая табличка, рассказывающая о якобы проводящихся здесь работах, благополучно облезет.
В чем вообще была сверхзадача происходившего в прошлом году? В том, чтобы зачем-то вытащить из могилы Шестову? Или, все-таки, в том, чтобы поднять и исследовать большой культурно-исторический пласт становления и развития города Чебоксары, элементом которого, волею судьбы, оказалась и Мария Ивановна?
Я не знаю. А хотелось бы знать.

мой дом, раскопки, чебоксары

Previous post Next post
Up