Ничего такого особенного, никаких бетономешалок, тачек и кирпичей. Просто сегодня я, наконец, окончил тот самолётик, который мы с сыном начали делать еще зимой, в рамках семейной программы "Папа может, папа может всё, что угодно!" :)
На самом деле, тут имеет место некоторая калька с прошлого, пусть и неосознанная: когда-то давным давно, когда я был мал, а папа был жив, здоров и красив, он притащил домой пакетик с деталями сборной модели самолета: это был ПО-2, маленький бипланчик. Я помню тот вечер, и стол, и свет от лампы, и то, как я играл с фигурками пилотов, пока папа клеил детальки фюзеляжа. Наверное, мой папа думал, глядя искоса на меня, что мне совсем не интересно, и я забуду этот наш с ним опыт. Но я не забыл: я клеил все доступные мне тогда самолетики любыми доступными мне средствами, включая скипидар. Я балдел от той мысли, что мои игрушки действительно очень похожи на настоящие самолеты и вертолеты. Поэтому я брался за них и в начальной школе, и в старших классах. Менялись предпочтения, навыки и инструмент, а хобби оставалось. Спасибо папе за тот памятный вечер...
Вот и тут получается, что я начал с Елисеем тот нелегкий процесс технического воспитания, который предполагается начинать только в школе. Мы достали из шкафа старую коробку, с ценником в КРОНАХ, купленную мной лет 12 назад, когда я еще занимался моделизмом. Это был старый нетронутый набор для сборки самолета в масштабе 1/72, помню, что брал его с целью "вогнать модель в чертежи", но планы, как обычно было в то время, быстро поменялись, и модель ушла на полку. И вот в январе мы достали ее из-за дверцы шкафа, и стряхнули пыль. Там же обнаружили чертежи на семейство Як-9, где-то когда-то мной перекопированные. Что же, нужно было начинать, и мы начали.
Конечно, не было теперь и мысли о втискивании модели в масштаб: это занимает массу времени, и для обучения 6-летнего парня не совсем подходит. Какая разница, что киль на милиметр короче или длинней, если в облике самолета угадывается "девятка с 37-мм пушкой"? Поэтому, я решил, что соберем и покрасим, и всё. Красить предполагалось кисточкой, для скорости процесса. Увы и ах... :)
Все испортила кабина пилота :) Мы склеили кресло и пол, покрасили их, и дернуло меня сделать на кресло еще и привязные ремни из тонкой фольги. И тут заверте...
В общем, дальше план поменялся с "просто собрать" на "собрать и окрасить качественно, с дополнениями".
Был выстроен кокпит. В него была добавлена отсутствующая в наборе радиостанция и умформеры, которые мы сделали сами из пластика, говна, палок и синей изоленты.
Вся эта красота была тонирована акрилом, высветлена "сухой кистью" и укрыта в склеенном фюзеляже: пусть половины сделанного не видно, но я-то знаааю!.. :)
С этого момента Елисей больше созерцал, чем помогал мне, ибо папу затянуло мещанское болото, и папа кромсал пластик с азартом столяра. Искомая модель имела некоторые недостатки, и они не относились к разряду "там длиннее на 1 мм". Эта модель не имела внутренностей ниш шасси, то есть там был толстенный слой пластика, и дырка, куда входит сама нога шасси. После того, как мы облагородили рабочий кабинет пилота, оставлять такие похабные ниши шасси было бы равносильно преступлению. Где мой дремель?..
А скальпель?
Клей? Крышечки от "Меревайка" (полистирол!) тоже пойдут в дело.
И шпаклевка!..
Прошло несколько дней: вуаля!..
Чистенько, но бедновато. Нужно добавить проводку, рёбра жесткости, всяческие блоки по стенкам. И пофиг, что размер ниши 2,5 см на 1 см... Нам не привыкать!
До кучи прорежем и оформим весьма заметные на фотографиях реальных машин, но забытые производителем в пластике воздухозаборники у корня крыла. Прямоугольные рамочки позже прошпаклюются по периметру и вышкурятся "заподлицо" с крылом.
Понятно, что после ТАКИХ трудозатрат и при получении таких результатов, о дальнейшем окрашивании кистью можно было и не думать. Аэрограф, компрессор, краски, растворители, причем последние - безвредный для астматиков акрил. А с первым помог Ибэй и добрые товарищи из Поднебесной, копирующие за мелкий прайс японские аэрографы IWATA... Всё было закуплено и опробовано, на тот момент с никаким результатом. Всю свою молодость я красил модели суровой нитрокраской, она летела из сопла на модели гладким ровным слоем, без танцам с бубнами вокруг компрессора и без возведения очей к небу с вопросом "Откуда прёт эта шагрень???" С акрилом дела обстоят несколько сложней.
Тем временем Леське стукнуло 6 лет, и на его ДР я купил ему 2 конструктора,.. я бы их назвал полноценными моделями самолетов, если бы сам не видел, как они собираются а ля ЛЕГО...
А потом на меня навалились перемены: потеря работы, единовременная ей покупка машины, потуги удержаться на плаву, решить эти задачи, расхлебать навалившееся "счастье", цвета шоколада, но с дурным запахом. Все делалось методом "где пройду, где обойду", и самолет наш грустным зябликом сидел на подоконнике и смотрел в окно на проплывающие мимо дождевые облака. Сынишка, выучивший давно, что собираем мы "противотанковый истребитель ЯК-9Т", подходил пару раз и спрашивал, а когда мы будем доделывать наш Як? А мне было не до него, увы.
И вот, в середине августа узел распался: я нашел работу, и сразу почувствовал, что снова готов получать радость от жизни. Я подошел к ЯКу, взял его, повертел, вздохнул, и полез за шкуркой на 1000 :)
Сперва я набивал руку в покраске: акрил "дуется" разведенным очень жидко, и очень низким давлением воздуха. Превысишь давление - полетит "песок", краска будет засыхать еще в полете. Плохо разбавишь краску - забьешь сопло, и будешь упоительно его вычищать. Слишком далеко сопло от модели - "песок", слишком близко - клякса. Несколько дней ушло на то, что бы понять, что к чему. Гугл помог, дай бог ему всего хорошего.
Положил грунт, потом сделал т.н. "прешэйдинг" - нанес на все линии стыков панелей черную краску, оттенив их. Потом: базовый цвет брюха, тонким слоем, что бы черные полоски "пришэйдинга" немного просвечивали. Кое-где переборщил, но это от отсутствия практики. Потом залепил высохшее брюхо лентой, и верх окрасил в темно-серый цвет.
Когда основной цвет высох, то лентой выделил границы пятен камуфляжа, и покрыл эти места сине-серой краской.
Стало повеселей:
Дальше - глянцевый лак. На него ставил опознавательные знаки ВВС СССР, номера и эмблему эскадрильи "Освобожденный Донбасс". Дальше шла химия по "приварке" декалей. После нее - еще слой лака - защита декалей от внешнего воздействия. Деки встали, но не все - кое-где заметно серебрение плёнки. Что же поделать, 12 лет им, если не 15.
После этого самолет стал напоминать игрушку: чистый, с ровными пятнами камуфляжа, с яркими опознавательными знаками. Нет, это еще пол-работы, самое вкусное впереди!
Дымчатым лаком X-19 Smoke я прошел по всем швам, оттенив их, сделав самолет чуть объемнее, чем он есть. Дальше в дело пошли сухие пигменты и масляные краски на пинене. Этими веществами я делал пыль, копоть от выхлопа, потеки от масла и керосина, просто выделял швы. Делая это, я не забывал, что этот ЯК-9т летал на Украинском фронте, а это степные аэродромы, пыль и жара. Поэтому пыли на нем скопилось весьма немало.
Все эти художества сверху покрылись матовым лаком, дабы пыль, копоть, масло и керосин не разлетались и не оттирались. Стало понятно, что строительство встало на финишную прямую.
Сегодня я окончил строительство этого маленького самолетика: я добавил на крылья стеклянные обтекатели БАНО (лампочки по краям), потерянные ранее, добавил еще пыли и разводов, чуть-чуть серебрянкой выделил металлические детали капота, натянул антенну и поставил на каждом крыле по "солдатику" (они торчат, когда шасси опущены, дабы пилот из кабины видел, что шасси действительно опустились и можно садиться). После всех доделок - еще один слой матового лака, и торжественное обдирание масок с фонаря кабины. Да, могло получиться лучше, аккуратнее, реалистичнее, но ЭЙ! я не брал в руки шашек почти 15 лет, и начинал это все, как проект "папа и сын делают вместе". Как получилось - так получилось, и собранная модель куда лучше модели, лежащей в шкафу. Мой мелкий еще не видел, что стало с той кучкой пластмассы, для которой он склеивал детальки. Я надеюсь, ему понравится :)