Мелочь сто первая-Не место красит человека

Feb 27, 2016 09:45


Одна из самых приятных особенностей японской столицы, отсутствие социальных границ.
Снимая жилье в Америке, нужно очень внимательно рассматривать neighbourhood. Это как выходя замуж, ты становишься частью семьи своего избранника, и какие-то и своих старых привычек приходиться отбросить, потому что они не вяжутся с новым статусом, так и выезжая в новый район, ты будешь частью этого социума с определенными правилами.
И если у всех в округе газонная травка стрижена по 4 см, то бессмысленно надеяться на то, что 12 см на твоем газоне не заметят и простят.
Машины у всех будут скорее всего в одном ценовом коридоре. Дети в определенной школе. Собаки из определенного магазина.
Чужаков, выпадающих из финансовых границ, не приветствуют.

Вот и проверяешь трижды соответствие своего дохода уровню среднего заработка соседей.
Потому что когда доходит до коллегиального решения вопроса о том, какой фирмой для вывозки мусора и чистки общественных дорог будет пользоваться ваша улица, нужно быть готовой к тому, что платить за услуги придется в три раза дороже, чем в соседнем районе.  "У нас так принято."                        
Совсем другое дело в японской столице.

Даже в самых дорогих районах можно найти съемные квартиры по вполне доступной цене. И никого не будет волновать, в какую школу ходят твои дети.
Нет, районность, конечно, не отменяли.
Все знают, что ШинОкубо район с самой большой концентрацией корейцев, а в Минато полно иностранцев всех мастей, индустриальный грязноватый Ота, Аркава и Адачи-районы с плохой криминальной статистикой, а в Чиеда люди почти не живут, там сплошные офисные здания и учреждения, самое диковинное соотношение присутствующих в районе днем ( около 50 тысяч ) к тем что находятся там ночью ( около 4 тысяч ).
Пять центральных районов считаются самыми желаемыми для проживания, удобными и красивыми. И соответственно, дорогими.

В первый год поприезеду в Токио, мой доход балансировал на нижней границе прожиточного минимума.
По карману мне была либо хорошая квартира в дрянном районе, либо плохая в хорошем.

Правило, привитое в детстве : брать наилучшее из имеющегося, но только одно, вместо мешка того, что подешевле, склонял меня к хорошей квартире, в которую я и отправилась.
После недели обивания порогов агенств недвижимости с объявлениями на дверях “ Не сдаем людям с домашними животными и иностранцам”
Именно так, через запятую “ No pets, no gaijin”. Кое-где еще добавлялась строчка про детей. Не во все жилые комплексы брали арендаторов с детьми. И мне, едва входившей с ребенком на руках ( веселое дитятко бодренько шло само первые пару часов, но на двеннадцатом агенстве начинало уставать и проситься на ручки), указывали на дверь, скрещивая запястья перед моим носом.

Те, кто считает японцев самой вежливой нацией на земле, никогда не был в положении, пытающейся снять квартиру в мегаполисе, жещины-иностранки с детьми, без стабильного дохода и поручителя, гарантировавшего ее финансовую состоятельность.                                                                                                                                                                                                          
Договорившись встретиться с представителем агенства, лояльно относившегося к сдаче квартир иностранцам, я отправилась на ту станцию, где меня ждал  риэлтор с ключами от квартир.

Пересела из городского поезда на маленькую частную линию и углубилась в чтение детальных схем планировки. Встроенный шкаф в спальне, стеллажи с полками в ванной и на кухне, маленький балкон и три двери на одной стене.  Мне нужно было выбрать из четырех квартир одну.
Было какое-то странное ощущение неуместности моей в том вагоне, но я не обратила особого внимания.
Квартиры оказались хоть куда.

Особенно понравилась одна с анфиладой, словно состав поезда, все комнатки были расположены одна за другой. В каждой, даже в крохотном закутке для стиральной  машинки, были огромные окна.
Я уже представляла как затопают по затопленным солнечными лучами полам босые ножки моих детей и как я сама не буду вылезать из бикини по выходным, если они у меня будут.
Я люблю солнце. И наличие его в той квартире перекрыло странный вид из окон. Все серые улицы того района были покрыты вывесками мастерских и домашних, крохотных, всего в один цех, фабричек.
Ничего, думала я, диковатое и мрачноватое соседство мы украсим собой, не в первый раз.

Договорившись о встрече назавтра для подписания контракта, я села в поезд.
И тут до меня дошло, что в этом поезде все люди, без исключения, едва ли достанут мне головой до груди. Это была какая-то дефективная, недокормленная и плохо одетая Япония.

Нет, я конечно привыкла, что шестифутовая женщина вызывает здесь живой интерес. Но такого болезненного, навязчивого, как в этом вагоне, я никогда не чувствовалаала. Это ж не деревенский Китай, с его простотой нравов, где за тобой следуют в туалет, чтоб послушать, если не удастся посмотреть, как ты писаешь.
Но лица, какие в том вагоне были лица! Черные дыры.
С каждой остановкой в вагон набивалось все больше маленького народу. Фабричный люд ехал домой после смены.

Я для себя уже определила его Жевунами из Волшебника Изумрудного города.
Хотя по-хорошему их надо было бы назвать Хлебунами, потому что у каждого третьего в руках была банка пива или стакан сакэ, из которых они прихлебывали.
Почти никто не разговаривал. Стояли и таращились.
Нет, это какие-то неправильные японцы, я таких нигде не видела. Даже в рыбацких артелях, и то кажется люди повыше и повменяемее будут. Пятнадцать минут езды в поезде, отвратили меня от идеи переезжать в этот район. Я представила как мои дети, которым надо было ездить в школу в центр, будут заходить в вагон каждый день, и мне поплохело.

Вопрос : плохая квартира в хорошем районе или хорошая, в плохом был решен в пользу плохой квартиры.
А район, в котором я нашла крохотную квартирку с пластиковой ванной и окнами с одной стороны выходящими  на стену соседнего дома и на лужайку и фруктовый сад, с другой, ( который, впрочем, через два года выкорчевали, чтоб втиснуть три домика ), мне настолько близок, что меня теперь из него клещами не вытянешь. Квартиры, в которые я переезжала с тех пор становились светлее, просторнее и удобнее, но район оставался неизменным.
“Ма, мы скоро разъедемся и ты будешь жить одна, не хочешь ли ты переехать в район подешевле? За те же деньги, что ты платишь сейчас, ты могла бы иметь квартиру в два раза больше или такую же в половину того, что ты платишь сейчас?”
В другой район?
А разве бывает лучше этого?
Где независимо от того, ездишь ли ты на дорогой машине или ходишь в стоптанных ботинках, лежит ли у тебя в кармане золотая кредитка или гуляет ветер, ты чувствуешь себя уместным и принятым.

japan in bits and bobs

Previous post Next post
Up