Иудаизм. Антиапологетика

Feb 20, 2012 17:30



Начало Книги Бытия. Доверяем?

Мне нравится принцип буддистской философии - ничего не принимать слепо на веру, всё подвергать сомнению, пропускать через СВОЮ душу и разум, ища и находя доказательства истинности своей Веры. Только так Вера станет непоколебимой. Ничто ни от кого не сокрыто. Просто все видят, ощущают и понимают по-разному.

В 7 веке до н.э. махараджа Бенарес сказал: «Нет религии выше Истины». Эти слова стали девизом оккультистов. Проблема заключается в том, что, как сказал Пилат, обращаясь к Иисусу: «Что есть Истина?». Религиозное метафизическое знание всегда носило двоякий характер: эзотерический (для «внутреннего» пользования, спецхран) и экзотерический (для масс, масскультура). Первым обладала закрытая жреческая каста. Второе было для всех остальных. Причина в психологии: с одной стороны, эзотерическое знание связано с действенной магией, а значит опасно в руках невежд; с другой - тонкости метафизики обычно мало интересуют массы.

Для меня не существует «боговдохновенных» книг. Все книги написаны людьми. У каждой книги есть свой источник. Я бы даже сказал исток. Самая ранняя дошедшая до нас редакция Книги Бытия (являющейся священной книгой Торы и Ветхого завета) относится к 5 веку до н.э. Это факт. Не предмет веры, а просто факт истории. Другие книги Торы, в отличие от космогонического характера  «первой» Книги Бытия представляющие собой историю непосредственно еврейского народа, писались ранее «первой книги» так называемого Моисеева Пятикнижия. По крайней мере, на обратное ничто не указывает. Мне представляется это логичным, поскольку евреи никогда не интересовались ничем, что не касалось самих евреев. Об этом свидетельствуют все книги Танаха и Талмуда. Собственно еврейская история начинается (извините за каламбур) не с Адама, а с Авраама.

В течение многих веков иудейские и христианские теологи одинаково считали, что рассказ о сотворении мира, приведенный в Книге Бытия, был внушен самим Господом Богом и не имел никакого отношения к другим священным книгам. Эта крайняя точка зрения ныне отвергнута всеми, кроме религиозных фундаменталистов. После 1876 года несколько версий аккадского (то есть вавилонского и ассирийского) эпоса творения были найдены и опубликованы. Самой длинной из них, известная как "Enuma Elish" (по первым словам "Когда в вышине"), считается версия, написанная в самом начале II тысячелетия до н. э.  Она сохранилась почти полностью на семи таблицах, содержащих примерно по 156 клинописных строк. Для ученых эта находка не стала потрясением. Им давно было известно краткое изложение мифов творения Беросом, родившимся в IV в. до н. э. в Вавилоне, процитированное кесарийским епископом Евсевием. История потопа была заимствована у шумеров (известный миф об Утнапиштиме (Зиусуддре)). Да и история рождения Моисея имеет шумерские корни.

Все священные документы добиблейской поры на древнееврейском языке были утеряны или намеренно скрыты раввинами от глаз будущих поколений. Точно также поступили позже христианские писатели с  многочисленными источниками и документами периода раннего христианства, объявленными апокрифическими а то и еретическими. Они включают в себя "Книгу Яхве" и "Книгу Яшара", эпическое повествование о скитаниях евреев в пустыне и их приходе в Ханаан. То, что они были созданы в поэтической манере, характерной для древних иудеев, можно подтвердить отрывками из них, приведенными в Книге Чисел XXI, 14; X, 13 и 2-ой Книге Царств I, 18. Третья книга составляет семь частей указаний Иисуса, где он говорит о Ханаане (Иисус Навин XVIII, 9). "Книга жизни Адама" (Бытие) предоставляет подробный перечень первых десяти поколений людей от Адама до Ноя. "Книга Яхве" (Исайя XXXIV, 16), вероятно, содержала мифологический бестиарий. Некоторые другие из «утерянных» книг, упоминаемых в Библии ("Дела Соломона", "Книга генеалогии", "Цари Иудеи", "О царях Израиля", "О сыновьях Израиля") наверняка содержали мифологические цитаты.

Зато сохранилось довольно много священных документов тех времен, когда Библия была канонизирована. Евреи Европы и Африки были плодовиты на литературные труды. Они комментировали Моисеев Закон или сочиняли исторические, моралистические, анекдотические, назидательные комментарии к библейским текстам. В обоих случаях у авторов был в запасе большой мифологический материал.

Итак, канонические книги считались написанными по божественному внушению, отчего любой намек на политеизм из них вымарывался, но с апокрифическими книгами обращались более терпимо. Многие замалчиваемые мифы даже получили доступ в безусловно ортодоксальные мидраши. Например, в Книге Исхода мы читаем, что все кони фараона, колесницы его и всадники его преследовали сынов Израилевых до середины моря (Исход XIV, 23). Согласно одному из мидрашей, Господь принял обличье кобылы и увлек похотливых египетских коней в воду. Деметра, богиня с головой кобылы, как рассказывали, точно таким же образом утопила кавалерию царя Пелопса в реке Алфее, и это был известный греческий миф. Однако для благочестивого читателя мидраша это была придуманная метафора, показывающая, что может сделать Бог, желающий защитить свой избранный народ.

Книга Бытия тем не менее все еще содержит кое-какие описания древних богов и богинь - униженных в качестве смертных женщин и мужчин, ангелов, чудовищ или демонов. Ева, названная в Книге Бытия женой Адама, отождествляется историками с богиней (Heba), женой хеттского бога бури, которая скакала обнаженной на спине льва и у греков стала богиней Гебой (Hebe), женой Геракла . Владыка Иерусалима во времена Телль Амарны (XIV в. до н. э.) называл себя Абду-Геба, то есть "слугой Евы". А Лилит, предшественница Евы, совершенно исчезла из Библии. Хотя о ней помнит Исайя, как о живущей в пустынных руинах. Судя по описаниям в мидрашах ее беспорядочной сексуальной жизни, она была богиней плодородия и в шумерском религиозном тексте "Гильгамеш и ива" появляется как Лиллейк.

Существуют добиблейские упоминания ангела Самаэля, иначе Сатаны. Впервые он появляется в истории как бог-покровитель Самаля, маленького хеттско-арамейского царства, находившегося к востоку от Харрана. Еще один поблекший бог из древнееврейского мифа - Раав, морской царь, который неудачно бросил вызов Иегове (Яхве), Богу Израиля, - в точности, как греческий бог Посейдон бросил вызов своему брату Всемогущему Зевсу. Иегова, согласно Исайе, убил Раава мечом. Угаритское божество, которому поклонялись как Ваал-Зевуву или Зевулу, в Экроне был обижен в качестве Веельзевула царем Охозией (4-ая Царств I, 2), a много столетий спустя галилеяне обвинили Иисуса в торговле с этим "царем демонов".

Семь божеств-планет, заимствованных в Вавилоне и Египте, стали семью подсвечниками меноры, священного семисвечника. Они были соединены в единого абстрактного Бога в Иерусалиме - и точно так же с ними поступили священники Гелиополиса, Библа, друиды галлов и иберийцы из Тортозы. Презрительные упоминания богов враждебных племен, униженных Иеговой, постоянно появляются в исторических книгах Библии: например, Дагона филистимлян, Хамоса моавитян, Милхома аммонитян. Насколько нам известно от Филона из Библа, Дагон был планетарной силой. Однако Бог из ранних частей Книги Бытия практически неотличим от любого другого племенного божества. Было очевидно, что если Иудея - маленькое буферное царство между Египтом и Ассирией - намерено сохранить политическую независимость, необходимо ввести более строгую религиозную дисциплину и научить мужское население владеть оружием. Но до этого многие израильтяне успели перейти в ханаанейскую веру, в которой главную роль играли богини, а цари были их возлюбленными. Однако, как бы это ни было хорошо для мирных времен, такая религия не могла укрепить евреев и сделать их способными сопротивляться египетским и ассирийским армиям. Немногочисленное, но упрямое еврейское меньшинство было ведомо Гильдией пророков, которое сочло необходимым рядиться под пастухов и скотоводов в честь своего деревенского Бога. Эти пророки поняли, что единственная надежда на национальную независимость лежит в авторитарном монотеизме, и постоянно осуждали прославление богинь в ханаанейских священных рощах. Книга Второзакония, написанная во времена Осии, запрещает многочисленные ханаанейские ритуалы, среди них проституцию, содомию и все виды идолопоклонничества. Наследственная передача короны Давида убедила всех вавилонских изгнанников принять ту же веру. Когда Зрубавел заново отстроил храм Иеговы, у Него больше не было конкурентов. Все Ваалы, Астарты, Анаты и прочие ханаанейские божества, насколько известно, умерли ко времени возвращения иудеев из рабства. Книга Бытия, которая гораздо теснее связана с греческой, финикийской, хеттской, угаритской, шумерской и прочими мифологиями, чем большинство правоверных иудеев и христиан желает признать, - неоднократно редактировалась, начиная с VI в. до н.э., с морализаторской целью.

Миф о Хаме был изначально идентичен мифу о заговоре Зевса, Посейдона и Гадеса против бесстыдного бога Крона. Самый младший из троих - Зевс - оказался самым бесстрашным и осмелился кастрировать Крона, после чего стал Небесным Царем. Однако о кастрации Ноя, произведенной Хамом (или Ханааном), нет ни слова в Книге Бытия (IX, 24) вплоть до следующей строки: "Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его". Отредактированная версия, имеющая целью нравственный урок сыновнего почитания, приговаривает Хама к вечной службе старшим братьям всего лишь за то, что ему случайно пришлось увидеть наготу своего отца.

Приверженный монотеизму редактор космогонии в Книге Бытия (в библейском тексте  имеются варианты сотворения мира  I и II - см. Бытие гл.1 и гл.2) не мог поделить с кем-то еще участие Бога в Творении, поэтому выбросил все элементы и всех существ, которые могли бы быть божественными. Такие абстракции, как Хаос (tohu wa-bohu), Тьма (hoshekh) и Бездна (tehom), не могли привлечь к себе почитателей; поэтому они заняли место прежних, ненавистных теперь богинь.

Хотя революционная концепция вечного, абсолютного, всемогущего и единственного Бога была впервые предложена фараоном Аменхотепом  и иудеи, к которым он был милостив, то ли приняли ее, то ли придумали заново, все же имя "Элохим", используемое в Книге Бытия (вариант I), есть иудейский вариант древнего семитского имени одного из многих богов: Илу у ассирийцев и вавилонян, Эл у хеттов и в угаритских текстах, Ил, или Илум, у южных аравийцев. Эл возглавлял финикийский пантеон. Эл часто упоминается в угаритской поэзии (начиная с XIV в. до н. э.) как "Бык Эл", что наводит на мысль о тельцах как символах Бога, отлитых Аароном (Исход XXXII, 1-6, 24, 35). Говорит о нём и Иеровоам (3-ья Книга Царств XII, 28-29), а также напоминает о Седекии, изобразившим себя в виде быка с железными рогами (3-ья Книга Царств XXII, 11).

В Книге Бытия (вариант II) имя "Элохим" соединено со вторым священным именем, которое произносится как Яхве (вариант Иегова). Яхве переводится как Господь и рассматривается как аббревиатура полного имени Yahweh asher yihweh «Я есмъ Сущий» (Исход III, 14). To, что Яхве из Книги Бытия дано священное имя Элохим, показывает, что он стал абстрактным, трансцендентальным Богом, совершившим все подвиги Творения.

Титулы и атрибуты многих других ближневосточных богов были успешно переданы Яхве Элохиму. Например, в угаритской поэзии постоянным эпитетом для бога Ваала, сына Дагона, является "Скачущий На Облаках"; так вот, псалом 64 (6) наделяет этой способностью иудейского Бога, который тоже, как Ваал ("Бог Севера"), имеет дворец "на дальнем севере", представляемый в виде высокой горы (Исайя XIV, 13; Псалтирь 47, 3).

Все же библейским редакторам не удалось убрать все "ненужные" упоминания о человеческих жертвоприношениях (например, Самуил "пред Господом" разрубил священного царя Агага, прочитывается некоторыми учеными в качестве евхаристического жертвоприношения) и идолопоклонничестве, например, о поклонении терафиму. Праздник кущей, или ханаанейский праздник сбора винограда, не мог быть выброшен, так что его лишь лишили сексуальной окраски и превратили в радостное прославление Всемогущего Бога с помощью воспоминания о шатрах, которые израильтяне ставили в пустыне; но, несмотря на все это, легкомыслие верующих женщин продолжало беспокоить фарисейских мудрецов. Поэтому ханаанейский праздник мацы был также переосмыслен в память об израильском Исходе из Египта.

Одна из важных тем греческой мифологии - постепенное низведение женщин от божественных существ до движимого имущества. Вот и Иегова наказывает Еву за Падение Мужчины. Чтобы еще больше унизить богиню Еву - в Книге Бытия сохранился ее титул "Мать Всего Живого", - мифографы представили дело так, будто она была создана из ребра Адама. В основе этого анекдотичного положения, несомненно, слово tsela, имеющее значение "ребра" и "спотыкания". Но мифографы более позднего времени придумали, будто Ева была сотворена из колючего хвоста Адама. Мифом о сотворение Евы из ребра Адама утверждалось превосходство мужчины и отрицалось божественное происхождение Евы. Этот миф не имеет параллелей в средиземноморской или ближневосточной мифологиях. Сюжет, возможно, взят из древнего барельефа, на котором обнаженная богиня Анаф, балансируя в воздухе, смотрела, как ее возлюбленный Мот убивает своего брата-близнеца Алиана; Мот (ошибочно принятый мифографом за Яхве) вонзил кривой кинжал под пятое ребро Алиану, не собираясь вытаскивать шестое ребро. Свою роль сыграл и каламбур со словом tsela (на иврите "ребро"): Ева, хотя и задуманная как подруга Адама, на самом деле была tsela, "ошибкой", "несчастьем". Сотворение же Евы из хвоста Адама - поздний и еще более странный миф (возможно, в его основе - дети, рождающиеся с остаточными хвостами, что случается относительно часто).

Греки тоже сделали женщину ответственной за несчастливую судьбу человека, приняв сказку Гесиода о сосуде Пандоры, из которого глупая жена Титана выпустила на волю болезни, пороки, старость. Имя Пандоры - "все дары" - когда-то, заметим, было титулом Богини-Творительницы.

Иудейские мифы, в основном, национальные документы: миф об Аврааме - на владение Ханааном и патрилокальный брак; миф об Иакове - на статус народа Израиля как избранного народа; миф о Хаме - на владение ханаанейскими рабами. Другие мифы защищают высшую святыню горы Сион от соперничающих святилищ Хеврона и Сихема (см. 27, 6 и 43, 2). Немногие более поздние были записаны для решения серьезных теологических проблем: таких, как, например, происхождение зла в человеке, чей предок Адам был сотворен Господом по Своему образу и подобию и оживлен Его духом. Адам согрешил по невежеству, Каин - по доброй воле, и поэтому в более позднем мифе он является как плод незаконной близости Сатаны и Евы. Сатана стал отцом Каина, таким образом, осквернив все будущее потомство Евы и Адама. Только когда Дети Израиля стояли возле горы Синай и принимали Закон из рук Моисея, проклятие было наконец снято с них. Причём отмечается особо, что другие народы (в отличие от евреев) все-таки остаются мучимы им.

В иудейских мифах Сарра остается неотразимо прекрасной, даже пережив девяностый год рождения; она беременеет, носит Исаака и кормит молоком не только его, но и всех соседских малышей. Патриархи, герои и цари живут почти по тысяче лет. Великан Ог переживает Ноев потоп, переживает Авраама и в конце концов умирает от руки Моисея. Время удлиняется. Адам видит все будущие поколения, висящими на его гигантском теле.

Исаак изучает Моисеев Закон (открытый десятью эпохами позднее) в Академии Сима, который жил за десять эпох до него. В самом деле, герой иудейского мифа не только находится под явным влиянием поступков, слов и мыслей своих предков и осознает свое влияние на судьбу своих потомков, он точно так же находится под влиянием поступков своих потомков и сам влияет на своих предков. Так, царь Иеровоам поставил золотого тельца во владении Дана, и это греховное действо ослабило силу Авраама, когда он за тысячу лет до этого преследовал там врагов.

Удивительные вмешательства раввинов в текст Книги Бытия продолжались и в средние века.

оккультизм, бытие, миф, иудаизм

Previous post Next post
Up