Наконец-то добрался до главного храма Вооруженных Сил, который вызвал столько интересных бурлений в эпоху ковидных карантинов.
Главный вопрос, на который хотел ответить - так действительно ли в нем все не так, как казалось на фоточках из этих ваших интернетов (второй главный вопрос - а зачем он вообще нужен в XXI веке? - на время посещения я решил отложить на потом).
И уже издалека с территории парка Патриот (а также из окна автобуса) он начал казаться не таким уж и ужасным и даже стильным.
Что показалось сразу ни к селу, ни к городу - золотые купола при таком защитном и воинственном окрасе. На фото этот контраст чувствуется не так сильно, как в реальности, но он таки был и напрягал.
Вокруг храма - крепостная стена с фотографиями на тему того, как СССР победил в войне.
Стоит отметить - выполнено качественно.
И уже войдя на территорию, начинаешь понимать, что храм здесь не главное, а вообще-то это мемориал. Да, вот такой забавный перевертыш - издалека виден храм со своими куполами, а на месте он не то, что бы куда-то девается (ну щаз, зря его что ли отгрохали таких размеров?), но становится просто частью чего-то другого.
И да, что это мемориал, вроде никто не скрывает, но опять же кто об этом сооружении думает, как о мемориале? Он везде указан, как главный храм Вооруженных сил.
Фотографировал я не все - например там есть люки с названиями городов, со стрелками и расстояниями, идея классная и выполнена на отлично. И таких мелких и крупных деталей там много.
И почти сразу ты видишь вход в музей и понимаешь, что эта стена вокруг храма - это последовательная цепочка музейных залов и галерей. Тебе сразу и предлагают пройти "1418 шагов к Победе".
Здесь в голове сразу щелкает, что и это наверное лишнее и слишком похоже на шоу, но многим наверняка это зайдет.
Сразу скажу, что меня хватило примерно на 400 дней, потом я вышел. Вышел с мыслью, что те люди так просто выйти не могли...
Весь музей из движущихся картинок, экспозиций и инсталяций.
Для начала нам показывают Тот самый день, в котором все зашибись, пока вы не перейдете в следующий зал...
И дальше последует вереница залов с инсталяциями, сменяемых галереями с винтовками, фотографиями и перечислением по каждому дню, что и где было...
Все сопровождается музыкой того времени, звуками боев и зачитыванием писем участников.
Периодически встречаются таблички "ВЫХОД" и "ТУАЛЕТ", а также магазинчики со всякой всячиной и кофейные автоматы - короче все для удобства посетителя, и это плюс.
Правда, эффект присутствия, который вот-вот нащупаешь, этим быстро сводится к нулю. И ты выходишь, думая (повторюсь), что тем людям так просто было не выйти, и туалетов с кофейком у них тоже не было.
А на улице тебя опять встречает он - храм, о котором ты успел уже забыть.
Идешь внутрь, и находишь, что и внутри все со вкусом и очень круто. Правда, без души - или это просто ты недостаточно патриот и нифига не христианин.
Очередное удивление - храм-то, оказывается не просто Вооруженных сил, но и еще Собор Воскресения Христова. Я-то думал - о чем это, Воскресение, а оказывается об этом - что мы сейчас всех победим, как деды всех победили (грустная шютка).
Разумеется, одна из фресок в храмовом приделе про облет Москвы с иконой - вот куда без этого?
Где-то рядом и Матрона Московская, но без святого Иосифа, который типа приходил к ней с вопросом "сдавать ли немцам Москву или погодить?", и это явно недоработочка.
Но облет в наличии, и теперь мы все знаем, как удалось победить немцев под Москвой.
Затем входишь внутрь, и тут снова все круто, стильно и продумано. И даже своды прозрачные, поэтому естественное освещение прекрасное.
Первым делом видишь Его. Не сразу понимаешь, кто это, но подозреваешь, что все-таки Христос, просто какой-то странный и необычный.
Напротив - Богородица. Она очень суровая и фактически Родина-мать. Именно такая должна быть на нашей стороне, чтоб мы победили всех плохих.
И множество других фресок и мозаик. Большинство на тему, "как свободный мир победит коммунизм с помощью Бога и нескольких морских пехотинцев" (с)
Вот Георгий Победоносец на нашей стороне. Настолько на нашей, что закрывает звезду и серп с молотом на знамени Победы. И вообще вся мозаика - шарада из серии найди хоть одну звезду.
На других мозаиках, справедливости ради, звездочки встречаются. Их крайне мало, но они есть.
И везде связь времен. Вот Дмитрий Донской, адмирал Ушаков и Илья Муромец, все святые (судя по нимбам).
Здесь наши гусары победили Наполеона, Богородица на этот раз Казанская.
Вполне вроде бы мирный Николай Чудотворец, покровитель моряков - об этом напоминает Андреевский флаг.
Ну и интересная деталь - Александр Невский НЕ в образе актера Николая Черкасова. И цитата не дословно из фильма, а из Евангелия.
Рядом зачем-то Владимир, а также Борис и Глеб, и это тоже наверное что-то означает, но я не уловил.
Что в целом?
Построено круто. Выполнено стильно. О вкусах можно и нужно спорить, но как по мне - то неплохо.
Но только вот...
Давным давно читал коротенький рассказик в "Вокруг света". Редактор беседовал с автором и хвалил его повесть про изгородь на краю Земли. И сюжет хороший, и увлекательно, и нравоучительно. Один вопрос мучал редактора - зачем вообще нужна изгородь на краю Земли? И автор удивленно отвечал - ну чтоб никто не упал вниз...
Вот как-то так.