Образ деревни в хоррорах мы видим постоянно: например, в играх наподобие «Resident Evil Village» или в кино, то же самое «Солнцестояние». Но в аниме этот образ более сложный, основанный на национальном колорите, визуальных приёмах, ваших фобиях и… европейском романтизме? Попробуем разобраться во всём по порядку вместе с аниме «Когда плачут цикады».
Секрет страха
Основное место действий во франшизе «Higurashi no Naku Koro ni»
Уже на первых кадрах Хинамидзавы - деревни, где происходит основное действие аниме, видно закрытость от внешнего мира: ее окружают горы, лес и река, одним словом - неприступная крепость. Чужакам здесь не место, никто не сможет пересечь границу деревни, поэтому особый интерес вызывает главный герой аниме - Маэбара Кэйити, переехавший сюда из города. Он будет не только вместе со зрителем знакомиться с миром Хинамидзавы, но и подчеркивать разницу между приемлемым и неприемлемым, так как его взгляд еще не замылен обычаями и традициями.
На обычного зрителя давит клаустрофобия. Когда начинаются странности, героям не просто проблематично попросить о помощи извне, но сами попытки покинуть деревню вызывают трудности: многочисленные попытки побега заканчиваются смертью, вызванной гневом Оясиро-самы - божественного хранителя Хинамидзавы.
Необъяснимое зло
Еще один глубинный страх, которым пользуются создатели - агнософобия, то есть страх неизвестности.
«Страх - самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх - страх неведомого» - Г. Лавкрафт.
Нам до последнего не рассказывают, как работает проклятие этого божества, из-за чего пропадают люди и почему жители ведут себя странно и враждебно по отношению к чужакам. А если непонятны причины происходящего, то и нет плана для борьбы. Беспомощность и неведение - вот на что ставят авторы «Цикад». Принцип работы такого страха раскрыл в своих произведениях ещё писатель-романтик Эдгар Аллан По, который помещал своих героев в тёмную комнату и заставлял их нащупывать окружение самостоятельно, сталкивал их с мистическими силами и неправдоподобными сюжетами (здесь, в первую очередь, мы говорим о произведении «Колодец и маятник»)
А при чем тут романтизм?
Интересно, что именно писатели XVIII века вскрыли эстетику ужаса в своих рассказах. Это связано с началом эпохи романтизма, когда целое общество противопоставляли одному герою. Здесь угадывается образ Маэбары Кэйити, который до конца аниме так и остался в деревне чужаком.
Ощущение изолированности создается через крупные планы, на которых герой всегда один
В это время проснулся интерес к фольклору, отдаленным поселениям и «натуральному человеку» - изолированному от социума, отличающемуся мировоззрением и не вписывающемуся в привычную картину мира. Всё это жители деревни из «Цикад».
Это отчетливо видно на конкретном примере: Фуруде Рика - подруга главного героя, которая внешне почитает здешние порядки; со временем она перетягивает на себя «одеяло повествования», и сама становится чуть ли не протагонистом в аниме. Её глазами и виден протест миру Хинамидзавы: желание уехать подальше и скрыть своё отношение к жителям. Прогрессивный взгляд на мир и желание выйти из зоны комфорта - вот он, отличительный знак романтического героя.
Фуруде Рика
С постепенным раскрытием карт в аниме видно, что основные герои, грубо говоря, «не такие, как все». С одной стороны, это банальный ход для развития персонажей, с другой, очевидно, наблюдается разделение героев на два лагеря: «белые вороны» - те, кто абсолютно не вписываются в социум, и «хамелеоны» - те, кто внешне приспособлены к выживанию в мире и почти потеряли внутренний протест.
«Когда плачут цикады» повествует о том, что в жизни все намного сложнее, нежели простое разделение на «своих» и «чужих».
Японские ужасы
Ни для кого не секрет, что фильмы, аниме и игры от японских авторов пугают по-иному: вместо конкретного врага в европейских произведениях, мы сталкиваемся с неким таинственным существом или явлением, раскрывающим себя далеко не сразу. Вместо резких скримеров или жестоких сцен, на первый план чаще выступает саспенс - состояние тревожного ожидания, когда опасность существует, но нет ее источника.
Крупный план и статичное изображение создают тревогу в кадре
Этот прием отлично виден во взаимодействии Кэйити с жителями. Когда он пытается приоткрыть завесу тайны деревни и заходит слишком далеко, то сталкивается с грубостью, игнорированием, подозрительными взглядами, преследованием. Достигая своего пика, саспенс кончается открытой попыткой убийства со стороны друзей, коих в аниме представлено немало: иглы в еде, забивание гвоздей в руки, абсолютно случайное столкновение фургона с человеком. Список можно продолжать еще долго.
Для закрытого мира Хинамидзавы характерен и так называемый «закрытый саспенс» - ситуация, в которой зритель и герой знают, что опасность существует, но не знают откуда она настигнет («открытый саспенс» предполагает незнание только героя). Кэйити не может спрятаться нигде: ни в школе, ни дома. Ему, как и нам, остаётся ждать того, что случится. Ведь в деревне без происшествий никак?
Итог
Тихое место, где сумасшествие прикрывается благими намерениями, объединение ради фанатичной цели, жестокие обычаи, которые неприемлемы для городского человека - вот что вызывает в нас тревогу. Помимо «саспенса» есть и боязнь замкнутого пространства, отдаления от привычного комфортного города, непонимание происходящего, страх перед незнакомцами и чужаками. Эта совокупность и рождает боязнь перед таким тёплым словом, как «деревня», отбрасывающим нас в раннее детство.
Если вам понравился такой сеттинг, то советуем к просмотру другие похожие аниме: «Усопшие», «Коллекция Дзюндзи Ито» и вышедшее недавно «Дзюндзи Ито: Маньяк».
Наш телеграм -
https://t.me/shikimori Сайт -
https://shikimori.one/