Краткий обзор адаптаций Fate/stay night

Dec 23, 2022 17:12



Fate/stay night (Судьба/ночь схватки) - это визуальная новелла в жанре эроге, выпущенная 30 января 2004 года компанией «Type-Moon» под авторством Киноко Насу и иллюстратора Такеути Такаси.

Япония, город Фуюки, война за Святой Грааль, мастера, маги, слуги и внезапно втянутый в центр событий главный герой - японский подросток Эмия Сиро, в жизни которого главной целью является спасение всех. Перед ним встаёт судьбоносное решение: отказаться от участия в войне и подвергнуть жителей катастрофе десятилетней давности или, приняв, попытаться её выиграть, избегая жертв или сводя их к минимуму. Сиро, желающий стать защитником справедливости, официально соглашается быть мастером своего слуги - Сэйбер.

С этого момента начинается настоящая ночь схватки, в которой игроку предстоит сделать выбор между действиями, влияющими на ход истории. Всего в игре три сюжетные ветки: «Судьба», «Клинков бесконечный край» и «Прикосновение небес». Каждая из веток уникальна и позволяет взглянуть на события по-новому: раскрывает лор и его особенности, например - сущность Войны за Грааль, даёт возможность проникнуться каждым из персонажей, сопереживать им, соглашаться или отрицать их идеалы.





История Киноко Насу была встречена публикой неожиданно тепло ещё на стадии предварительных заказов. Сразу после релиза Fate/stay night заняла первую строчку в национальном рейтинге бисёдзё-игр, продержавшись там целый месяц. Всего за 2004 год продажи составили свыше 100 тысяч копий, однако останавливаться на достигнутом «Type-Moon» не собирались, напротив, они работали в отношении увеличения фан-базы. Снять аниме-адаптацию решили мгновенно.

Судьба

«Прошлое не изменить. Но даже если судьба была к вам жестока, пока вы стремитесь к лучшему, вы можете прожить жизнь без сожалений»

Studio Deen

Первым аниме-адаптацию получил рут «Судьба» в 2006 году в формате TV сериала от «Studio Deen».



За дизайн персонажей, как и в новелле, отвечал соучредитель компании и близкий друг детства Насу - Такеути Такаси. Благодаря этому сохранился тот самый необычный и многим полюбившийся стиль. Сюжет, в свою очередь, претерпел значительные изменения: была добавлена арка, частично состоящая из элементов рутов «Клинков бесконечный край» и «Прикосновение небес». Но, не смотря на то, что ключевой персонаж этой ветки - Сэйбер и её взаимоотношения с Сиро остались неизменны, как и тянущиеся вечность застолья - главное достоинство новеллы, фанаты подобного не одобрили. Публика сошлась во мнении, что намеренное увеличение хронометража до стандартных 24 серий явно пошло не на пользу сюжету и повествованию. Таким образом, в перспективе очень крепкая романтика со щепоткой экшена вышла затянутой, не сумевшей заинтриговать зрителя историей. Только прекрасное звуковое сопровождение и финальные серии частично спасают положение.

Перед тем, как перейти к оставшимся двум рутам важно упомянуть, что в отличие от первого, в новелле каждый из них имеет по два ответвления с отличающимися концовками. За основу обеих адаптаций «Клинков бесконечный край», а также трилогии «Прикосновение небес», взята «истинная концовка».

Клинков бесконечный край

«Безупречные идеалы невозможны. Но, несмотря на это, не стоит опускать руки. Вы должны работать над своими идеалами, иначе они же и погубят вас»



Первая экранизация сделана всё той же «Studio Deen» в формате полнометражного фильма и вышла в прокат 23 января 2010 года. Если у «Судьбы» основная проблема состоит в затянутости, то здесь она противоположна.

За хронометраж общей длительностью в 1 час 45 минут не удалось раскрыть даже идеалы Сиро, принятие которых через осознание их недостатков является основополагающей составляющей рута. Выражаясь более современно - базой, вне контекста которой теряется целостность композиционного замысла. Аниме настолько торопливо и сумбурно пробегается по основным событиям, что неосведомлённый зритель и даже некоторые фанаты просто-напросто могут запутаться. С другой стороны, студия уделила внимание визуальной части. Адаптация получилась весьма достойным аттракционом основных событий с хорошей графикой, режиссурой и постановкой сцен, но что самое примечательное - с наиболее соответствующими оригиналу дизайнами персонажей

Ufotable



Следующей студией, перенявшей эстафету, стала многим знакомая по аниме Kimetsu no Yaiba (Истребитель демонов) «Ufotable». Впрочем, столкнуться с вселенной Насу и непосредственно самой франшизой Fate команде пришлось не впервой: ранее они успешно экранизировали новеллу Kara no Kyoukai (Граница пустоты), написанную всё тем же Насу, и ранобэ Fate/Zero (Судьба/Начало) за авторством Гэна Уроботи.

Fate/Zero - это приквел к оригинальной новелле, повествующий о событиях Четвёртой войны за Святой грааль. Как уже было упомянуто, ранобэ получило свою аниме адаптацию в 2011-2012 годах. Соответственно, будущий проект студии - рут «Клинков бесконечный край» - является прямым его продолжением. Сценарий и дизайн персонажей пришлось перерабатывать с нуля, чтобы произведения плавно переплетались друг с другом и смотрелись одним целым.

Клинков бесконечный край (2014)

Стартовало аниме в 2013 году в Японии, но только в 2014 официально выбралось за рубеж.

Изначально планировалось повторно экранизировать рут «Судьба», но в процессе разработки было решено взяться за «Клинков бесконечный край». Верным ли оказалось это решение или нет, предполагать не берёмся. Однако получившееся в конечном итоге аниме, не побоимся этих слов, является отличной экранизацией. Но её, конечно, стоит воспринимать в контексте слова «пересказ». Ведь уместить все мелочи и нюансы в 11 часов экранного времени, когда первоисточник читается примерно за 40, физически не представляется возможным.

Сериал, как и многие прочие, имеет 24-серийный формат. Также к нему выходил 50-минутный пролог от лица главной героини рута, с которого берёт начало оригинальная новелла. Даже такую, казалось бы, не совсем важную для адаптации деталь учли.

Команде удалось не только практически идеально адаптировать визуальную новеллу под аниме-формат, но и привнести свой уникальный шарм. Так, например, тщательная работа над сценарием позволила фанатам насладиться полной и цельной историей, соответствующей канону почти на все 100%. А использование новых режиссерских приёмов, передовой анимации и умелого саунд-дизайна решило проблему как с динамикой повествования, так и со сложностью реализации некоторых моментов: боевые сцены можно заслуженно считать визуально одними из сильнейших даже за пределами Японии.



Поклонники находят адаптацию 2014 года от студии «Ufotable» самой удачной и мы, как одни из них, с этим утверждением однозначно согласны. Как и с утверждением относительно завершающей наш обзор экранизации третьего рута «Прикосновение небес».

Прикосновение небес

«Иногда идеалы недостижимы. Вы должны осознать это до того, как это будет стоить вам людей и вещей, самых дорогих для вас»



Адаптация рута «Прикосновение небес» представляет собой трилогию полнометражных фильмов, выходивших с 2017 по 2020 года. Выбранный формат неизбежно привёл к тем же проблемам, что были описаны ранее в «Клинков бесконечный край» от «Studio Deen». И если на первый можно закрыть глаза в свете наличия второй адаптации, то тут, к сожалению, ситуация иного характера.

Разумеется, ни для кого не секрет, что аниме - это в первую очередь коммерческий продукт, чаще всего являющийся рекламой для первоисточника. Экранизации «Судьба/Ночь схватки» не являются исключением. Одно небольшое «но» - реклама бывает разной. «Прикосновение небес» вышла крайне посредственной, не лишившись, однако, плюсов, касающихся именно технической работы от не единожды показавших высший пилотаж «Ufotable». Всё, что касается музыкальной части и визуальной эстетики, сделано бесподобно.

А вот сценарий, к сожалению, не удался. Сюжетные линии оборваны и сжаты. Весь смысл и посыл, с которым персонажи присутствовали на экране, был искажен. По своему содержанию фильмы получились настолько пустыми и безликими, насколько была бы Лунная соната, переигранная нынешними поп-исполнителями. Самый эмоционально сильный из трёх рутов новеллы безвозвратно утерян, представши на экранах в виде глупой романтики. И даже так назвать представленные в фильме взаимоотношения притягательными довольно затруднительно.

Несмотря на всё вышесказанное, благодаря внешней составляющей это всё ещё очень неплохое для неискушенного зрителя «городское фэнтези» с искусно поставленными и качественно анимированными битвами. Музыкальные композиции и саунд-дизайн, опять же, выше всяких похвал.

Последовательность просмотра

На просторах интернета гуляет довольно распространённое мнение, что вселенную «Судьбы» трудно освоить. Это одновременно и правдивое, и ошибочное утверждение, образовавшееся в результате недопонимания и различия мнений внутри самого комьюнити.

Казалось бы, взять и объяснить новичку основу должно быть как минимум не трудной задачей. Но одни представители комьюнити рекомендуют начать с одного произведения, другие, перебивая первых, рекомендуют начать с другого, а третьи и вовсе отправят проходить визуальную новеллу. Большое количество ответвлений от адаптаций оригинальной новеллы и неразбериха внутри фан-сообщества чаще всего отпугивает потенциального зрителя, и он упускает возможность познакомиться с пусть и полным противоречий, но поистине интересным и многогранным феноменом под названием «Судьба/Ночь схватки». А теряя это, он теряет и куда больший мир, созданный Насу Киноко и символически прозванный НасуВерс.

В свете этого, вновь пробежимся по всем адаптациям, но уже в той хронологии, которая является наиболее верной.

Fate/stay night: Unlimited Blade Works - Настоятельно рекомендуется смотреть в первую очередь, потому что это отличное введение, раскрывающее все необходимые основы. Как пример: кто такие слуги, почему происходит Война за Грааль и т.д. Также это единственная адаптация, которая смогла передать мысль, заложенную автором в первоисточнике, что важно для понимания остальных рутов.

Fate/stay night - Пусть и является химерой из трёх сценариев, однако достаточно смотрибелен сам по себе. Также рассказывает немного о мире и сущности Грааля. Ближе к середине вам может наскучить, однако это гораздо лучше, чем пытаться посмотреть двадцать четыре серии неторопливого хронометража после «Прикосновение небес» или «Клинков бесконечный край» от «Studio Deen».

Fate/stay night Movie: Heavens Feel - Всё ещё от Ufotable, а значит, пестрит зрелищными сражениями и качественной музыкой. Самое то после тягомотной адаптации «Судьба».

Fate/stay night Movie: Unlimited Blade Works - Самая короткая адаптация, пробегающая по основным событиям. Благодаря хорошей графике и музыке смотрится легко и быстро. Смотреть необязательно, но почему бы и нет.

Отойдя немного от темы, последней рекомендуется посмотреть адаптацию Fate/Zero.

Связано это с тем, что ранобэ писалось после выхода оригинальной новеллы. Архетип персонажей, их поступки, события, всё писалось по первоисточнику, как уже устоявшемуся произведению. Поэтому раскрытие, заложенное Уробути, вы сможете почувствовать, только заранее ознакомившись с адаптациями визуальной новеллы. Однако познать его в полной мере вы всё же не сможете, потому что весь сюжет находится в первоисточниках обеих работ.

Аниме, Игры

Previous post Next post
Up