Эмоциональная тупость - болезнь нового поколения.

Dec 11, 2015 19:27

Статья для размышления. Для себя. Можно не комментировать.

Из досье. Инна Богородицкая - лингвист, психолог, логопед. Окончила филологический факультет Северокавказского государственного университета и факультет психологии Открытого университета в Москве по специальности логопед. Руководитель детского центра «Оранжевый квадрат».

- Инна, расскажи о своем знаменитом прадеде, который положил начало педагогической династии вашей фамилии.

- Мой прадед Алмахсид Кануков был автором первой азбуки и издателем первой газеты в Северной Осетии. Он ездил по горным аулам, собирал детей и учил их грамоте. Еще занимался сбором фольклора. Прадед был одержим просвещением. Его дочка, моя бабушка, тоже была педагогом. Она окончила МГУ и во время войны работала завучем сельской школы, а в 50-е годы поехала в Китай и преподавала китайским студентам. И мама у меня преподавала. Она и передала мне желание заниматься с детьми.



- Ты автор интересных методик. Кто повлиял?

- Фантастический, гениальный педагог Николай Александрович Зайцев. Когда я попала на его семинар, я поняла, что такое педагогика. Он создал систему изучения языка. У нас он не очень-то официально признан (нет пророка в своем отечестве), но во всем мире его методиками активно пользуются.

- Расскажи о своих ноу-хау.

- Я работаю на стыке психологии, медицины и педагогики. Одна из проблем, с которой я сталкиваюсь у молодого поколения - книгобоязнь, я даже такой термин изобрела. Современный ребенок в своей массе (есть, конечно, исключения) не просто не дружит с книгой, а ненавидит и боится ее. Вплоть до того, что при чтении у него начинаются проявления соматического характера - нервное покашливание, например. Процесс отторжения от книги - это процесс отторжения от культуры и духовности. Ребенок лишен качественной речевой среды.

Что делать? В поисках ответа на этот вопрос я добрела до методов арт-терапии - воздействие танцем, фотографией, театром, кино. В этом мне помог мой второй главный учитель Марк Евгеньевич Бурно.

- Кинотерапия? Но современная кинопродукция тут вряд ли подходит.

- Я использую в основном наши фильмы до 1985 года. Помимо высокого качества, в том кино большое внимание уделялось нравственным проблемам. Советское детское кино - это мощное эмоциональное воздействие и прекрасная речевая среда, которой ребенок, к сожалению, сейчас лишен. На этих каникулах я с детьми посмотрела фильм «Чудак из 5-го «Б». Образец речевого общения детей и подростков. При этом герои картины живые, ведут себя очень естественно. Когда я пересматривала этот фильм, я снова, как в детстве, в него влюбилась.

- Ты-то - понятно. А дети, которые насмотрелись всякого… сама знаешь чего? Как восприняли ленту они?

- А дети - да, сначала они фильм совершенно не поняли. К такому кино современных детей надо готовить. Главного героя они восприняли как смешного и неуклюжего дурачка. Они привыкли к суперменам, к Человеку-пауку. А тут - какой-то странный парень с какими-то странными поступками. Но после фильма я устроила обсуждение и потихоньку переориентировала их. Разговор получился непростой. Мы стали разбирать каждый поступок главного героя. Как он относился к первоклассникам? Что он сумел для них сделать? Как ему удалось организовать детей? Мы обсуждали и тот момент, когда герой стоит перед выбором - идти на день рождения к девочке, которая ему нравится, или к своим подопечным. Постепенно я увидела, что дети отогреваются, что у них появляется блеск в глазах. Они привыкли к фильмам-аттракционам со спецэффектами или к сериалам, где их реакцию программируют закадровым смехом. Когда перед просмотром я спросила их, что бы они хотели посмотреть, несколько человек в один голос сказали: «Ворониных».

Но возраст, с которым я работала - до 14 лет - хороший, пластичный. С десятиклассниками было бы сложнее. А эти пока открыты, непосредственны и благодарно воспринимают все новое и хорошее. Если вовремя дать инъекцию от пошлости, это рано или поздно сработает, отзовется.

- Что бы ты изменила в нынешней системе школьного образования?

- Многое, но в первую очередь я бы вывела детей из душных классов и повела бы их на улицу и в музеи, на выставки. В таком городе, как Москва, кощунственно 11 лет держать детей на ягодицах. Наш город открывает потрясающие возможности. В музеях работают увлеченные люди, которые передадут детям свою увлеченность. И дети начнут понимать, что от процесса получения знаний можно испытывать удовольствие.

У Паустовского есть фрагмент «Вода из реки Лимпопо». Учитель географии ставил на стол бутылки с жидкостью желтоватого цвета, на каждой из которых была своя надпись: «Вода из Черного моря», «Вода из Ганга», «Вода из Тихого океана» и т.п. Дети всегда толпились у этих бутылок. И только когда закончили школу, узнали, что в бутылках была обычная водопроводная вода. Таким образом учитель будил в них воображение.

Это главное в жизни - воображение. Оно отличает человека от животного. Воображение создало мир и все прекрасное в этом мире. Все, что человек делает в своей жизни необычного, он делает благодаря силе воображения. А сила эта произрастает и формируется в детстве, когда ребенок кругом видит тайны. Потом чувство тайны в отношении к миру уходит. Но человек способен его сохранить, если понимает, как важно воображение, и развивает его.

- Какие еще направления арт-терапии ты используешь в работе?

- Фототерапию. Еще Фрейд прибегал к этому методу. Здесь много способов. Например, беседа с ребенком по готовой фотографии, содержащей тайну, загадку. На фото могут быть либо необычные люди со странными позами, либо какое-нибудь таинственное место. Ребенок говорит, что он по этому поводу думает, и я проникаю в мир его проблем. Ведь человек, о чем бы он ни говорил - о фильме, книге, фото, - всегда говорит о себе.

Еще способ - дать ребенку фотоаппарат и отправить на улицу снимать все, что он хочет. Или в семью. Или разрешить делать ему фото на уроках. Или снимать его и потом показывать ему эти фотографии, чтобы он себя идентифицировал. Когда мы смотрим на себя в зеркало, мы видим то, к чему подготовились, что ждём увидеть. А неожиданная съемка дает нам новые мысли о себе.

Использование такого мощного оружия, как искусство, может очень помочь и правильно сформировать.

- Но дети все равно будут ходить на блокбастеры. Скажи, а что плохого в Человеке-пауке? Герой, делает добро, сильный, справедливый.

- Дело в том, что это образ синтетический. Психиатры к таким образам относятся очень осторожно. Есть традиционно-фольклорные персонажи, проверенные поколениями: Спящая красавица, Баба Яга, Леший, волшебники, духи дома. С ними все ясно. Но пока неизвестно, какое влияние на подсознание оказывают синтетические герои, придуманные недавно. Я проходила практику в детской психоневрологической больнице № 6. У двоих детей после просмотра известного японского мультфильма случился эпилептический припадок.

Еще примеры о воздействии массовой культуры. Учителя и родители приводят ко мне детей с жалобами на то, что они плохо слышат. Начинаю проверять - слух стопроцентный. А дело вот в чем. Если ребенок с детства растет в комнате, где постоянно работает телевизор, у него вырабатывается рефлекс - не реагировать на речь. Там же часто крики, вопли, и у него срабатывает защитная реакция - не слышать всего этого. Есть такое понятие - регулирующая функция речи. В итоге ребенок и на уроке не придает значения словам учителя, если тот не слишком артистичен, воспринимая речь педагога как фон. А постоянные ужасы и насилие в блокбастерах вызывают у него эмоциональную тупость. Это диагноз, который можно поставить подрастающему поколению. Одно дело - очищающее страдание, катарсис, другое - щекотание нервов спецэффектами. Читатели ЖВ поймут, о чем я говорю.

Чтобы воспринять произведения русской классики, у детей нет даже необходимого словарного запаса, не говоря уж о нравственных идеалах, которые там обсуждаются и которые большинству непонятны и незнакомы. Мы провели эксперимент в хорошей московской школе. Спросили: что такое отдаленная губерния. Получили ответ - деревня. Кто такой дворянин? - Нищий крестьянин, который ходит по дворам. А дворянка? - Его жена. Что значит «уйти в отставку и заняться хозяйством?» - Не работать, сидеть дома, гладить и стирать.

- В воспитании нужны запреты, жесткость?

- Если вы хотите ребенка поругать, надо сначала напрячься, сделать глубокий вдох, выдохнуть и найти три пункта, по которым можно его похвалить. Сделайте это, а потом - ваше замечание. Вот это ты хорошо сделал, и это тоже. А вот это пока слабовато, почему? Маленьких надо больше гладить по голове, это в том числе стимулирует развитие интеллекта.

Когда ребенок лежит спиной к животу мамы или папы, он чувствует себя максимально защищенным. В такой позе хорошо заниматься чтением с повторением. Родитель читает, ребенок повторяет понравившиеся слова и фразы.

- Инна, что-нибудь оптимистическое напоследок?

- Если внимательно относиться к жизни, к себе и к своим детям, эмоциональная тупость нам не грозит.

17 ноября, 2010 14:24
(с)
http://zhukvesti.info/articles/detail/13797/

ссылки, интересины, перепост

Previous post Next post
Up