Нет, это не цитата из Ленина, как может показаться на первый взгляд.
Может быть, вы видели в интернете подборки прогнозов - какие профессии будут востребованы в будущем, какие области человеческой деятельности наиболее перспективны, чему учить вашего ребенка, чтобы в 21-м веке он гарантированно имел кусок хлеба.
Недавно я где-то прочитал, что был проведен анализ - насколько точно подобные прогнозы сбывались в прошлом. В общем, оказалось, что точность таких прогнозов э-э… не очень высока. Потому что при составлении прогноза эксперт всегда оперирует доступными ему понятиями, лишь продлевая в будущее тенденции, которые наметились в настоящем. А ведь в будущем тенденции могут измениться. И непременно будут меняться.
Невозможно заранее подготовиться к будущему, составив стопроцентно верную гипотезу, и прокачав в себе ровно те навыки, которые понадобятся вам в этом самом будущем. Это удавалось только мистеру Филеасу Фоггу в детском мультфильме («Паспарту, в 21-м веке нам понадобится санскрит, умение играть на гитаре и сворачивать язык в трубочку»). Значит, наша задача - идти в будущее «своим ходом», на ходу выявляя какие-то тенденции и быстро под них подстраиваясь. Те, кто не будет успевать подстраиваться - окажутся на обочине.
Например.
В середине девяностых я жил в Вологде. Это было время расцвета журналистики. Нашими героями были Киселев и Парфенов. В 300-тысячном городе в то время было 26 еженедельных газет, шесть телеканалов и восемь ФМ-радиостанций. Я работал в газете «Русский север», тираж которой составлял 180 тысяч экземпляров. Представляете, что это значило? Это значило, что в пятницу, в день выхода очередного номера, я шел по городу, и каждый первый встречный держал в руках газету с моей очередной статьей. Тогда был проведен опрос среди вологодских студенток и девяносто процентов из них сказали, что хотели бы выйти замуж за журналиста. Престиж профессии был очень высок. Помню, как я осваивал эту профессию. Смотрел запоем новости, чтобы быть в курсе событий. Читал все газеты и журналы, до которых мог дотянуться, изучал, как это сделано, читал подшивки старых советских газет.
Газета умирала у меня на глазах. Падали тиражи, уходили рекламодатели, сокращались зарплаты и гонорары, увольнялись, спивались, вешались и стрелялись журналисты.
Десять лет назад я начал новую карьеру - сценарную. Осваивать новую профессию нужно было быстро. Мне было тридцать два года, когда я поступил во ВГИК, мне казалось, что я уже старик. За два года я посмотрел около 500 фильмов, прочитал сотни сценариев и всю литературу по кинодраматургии, которая была к тому моменту издана на русском и английском языке. Это позволило мне очень быстро, в течение двух лет, стать более-менее известным сценаристом, написать десятки сериалов, которые были сняты и показаны по всем российским телеканалам.
Когда я снова сменил направление своей деятельности и открыл киношколу, почти сразу обнаружил, что ничего не понимаю в менеджменте, маркетинге и прочих зажигательных вещах, без которых вести свое дело невозможно. Кроме того, оказалось, что ведение бизнеса требует от предпринимателя способности выдерживать такие нагрузки, которые сценаристу не под силу. Мне пришлось прочитать около 500 книг по бизнесу и около 300 книг по личностному росту, а также пройти несколько десятков тренингов (в записи и вживую) и индивидуальное обучение у трех коучей по разным компетенциям.
То есть за сорок пять лет моей жизни мне пришлось трижды кардинально менять направление моей деятельности. Каждый раз мне нужно было за короткое время прокачать через себя огромный объем информации и освоить огромное количество новых навыков.
В первый раз это заняло около пяти лет. Во второй раз - два года. В третий раз - год.
Нужно было очень быстро учиться. А это значит - не только освоить новое, но и забыть старое. Это значит - не просто учиться. Это значит - учиться учиться. Это значит - увидеть перспективное направление деятельности, увидеть себя в этом направлении и очень быстро научить себя чему-то новому для того, чтобы быть успешным в этой области.
Не угадывать, что будет через пять лет, а идти туда, где тебя ждут сейчас и очень быстро учиться делать то, что нужно именно сейчас. И разучиваться делать то, что сейчас делать не нужно.
Скажем, если бы я сейчас продолжал работать в газете «Русский север» в Вологде, я бы… стоп, да ведь газета закрылась десять лет назад.
То-то и оно.
В эпоху Возрождения была очень популярна концепция «универсального человека» - этакого Леонардо, который и рисует и играет на лютне и изобретает вертолеты и лечит травками. Мне кажется, сейчас нужно популяризировать концепцию «адаптированного человека» - человека, который способен очень быстро учиться новому, очень быстро меняться. Решать будет не качество освоения новой информации, а скорость.
Да, человек, который 30 лет занимался одной областью, будет лучше ее знать, чем человек, который пришел из другой области год назад. Но новичок может за год освоить те 20 процентов знаний, которые дают 80 процентов эффекта. И, как ни странно, быть при этом более эффективным за счет свежего и непредвзятого взгляда.
И вот вопрос - а не являются ли те 80 «неосвоенных» процентов ненужным балластом?
Конечно, всегда есть риск остаться дилетантом. Но в том-то и задача - научиться учиться так, чтобы за короткий срок не по верхам пробежать, а освоить саму суть, сердцевину, основание новой профессии. А для этого нужно научиться работать с источниками информации так, чтобы отсеивать лишнее, не тратить время на шлак, а быстро находить то, что важно и нужно.
Для этого нужны новые стратегии и технологии обучения. Нужно понимать, что ты осваиваешь не профессию на всю жизнь, которую передашь своему сыну. А осваиваешь что-то, что можешь применить здесь и сейчас.
И тут мы переходим на следующий уровень. Мы начинаем не просто учиться. Мы начинаем учиться учиться. Помните, я говорил, что в первый раз освоение новой профессии заняло у меня пять лет, во второй раз - два, в третий - год. Дело в том, что я уже научился учиться. Я знаю, как работать с источниками. У меня есть стратегия освоения новых знаний, которая постоянно совершенствуется. Год назад я не знал о маркетинге ровным счетом ничего. Сегодня я знаю о маркетинге больше, чем 99 процентов людей, которые работают в этой области всю свою жизнь и умею эти знания применять. Поймите, я не хвастаюсь этим, а пытаюсь этим поделиться. Вы тоже так сможете. Более того, вам придется научиться этому, если вы не хотите остаться на обочине.
Но самое интересное, что и это еще не предел. Мы можем подняться выше еще на один уровень. После того, как вы научились учиться, вы можете начать учиться учиться учиться.
Звучит громоздко, но от перспектив захватывает дух.
Что скажете?
Ваш
М.
ЗЫ. Через пять дней мы открываем набор на онлайн-курс "Сценарий полнометражного фильма". Не пропустите!
А прямо сейчас вы можете зарегистрироваться на пятую «Самодисциплину для писателей и сценаристов»:
http://www.shichenga.ru/news/pjataja_samodisciplina_dlja_pisatelej_i_scenaristov_1_10_janvarja_2020_goda/2019-11-05-775