ПО ОБОНЕЖСКОЙ ПЯТИНЕ, ТИХВИН

Sep 07, 2012 22:01

Путевка на двоих. Пригласил товарища, Алексея П. - у него тоже отпуск и машина "Шевроле". Которая "Нива". "А что, - говорит, - я давно хотел по местам этого замечательного человека проехать». Так мы и тронулись. В путь.

...Лет 20-25 назад я бы запел что-нибудь романтическое, типа «Опять тобой, дорога, желанья сожжены…». Но жизнь за эти годы романтику повыветрила. Хотя желаний еще есть. Вот эта дорога - и есть желание. Потому как уезжаю по ней в благодать. Именно в нее, в благодать - туда, где нет телефонов, ынторнетов, телевизора, урбанистического гудежа, людской толкучки, болота бытовухи… Есть еще такие райские места в вологодских лесах за 400 км от Петербурга.

Из Питера выбираемся натужно - несмотря на утро рабочего дня, прямо под городом пробки - дорожники чинят мосты. А где не чинят - там одна полоса туда-другая сюда. А машин едет - только в одну сторону на две-три полосы. Лишь после съезда за Волховом на Вологодском шоссе удается втопить…
По пути заезжаем в славный городок Тихвин. Алексей тут не бывал, а я стараюсь заглянуть при каждой поездке. Тут всегда хорошо и покойно, в любое время дня и года. И самое в этом плане покойное место - Тихвинский Богородичный Успенский монастырь - православный мужской монастырь на берегу реки Тихвинки.
Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.
В 1507-1515 году по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для списка, покровительствовавшему Московскому великокняжескому дому, что и предопределило столь пристальное его внимание к далекому новгородскому посаду на протяжении всей его истории.
В XVI веке Тихвин становится известным местом богомолья. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 г. накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство - Иоанн Васильевич Грозный, который основывает здесь в 1560 году Богородицкий монастырь. Если бы мы все были орлами, то увидели сверху такую картину





(картинка одолжена с просторов ынторнета, автор нигде не указан)

Сто лет назад монастырь (на почтовой открытке)  смотрелся так:




Перед главным входом в монастырь есть удобная автостоянка. А вот переходов с нее через дорогу поблизости нет. Дорожное полотно ппроходит прямо перед ступенями входа






Вот мы уже внутри.  Теперь идем метров 300 по дорожке мимо сувенирных киосков и местных бомжей-попрошаек и подходим к самому монастырю. Входим в него через часовню "Крылечко", которая смыкается с церковью Тихвинской иконы Божьей Матери (1790-92 гг., перестроена И. Л. Бенуа). В часовне женщинам в брюках можно накинуть юбку.







Монастырь, как и все монастыри тех грозных лет, напоминает крепость.
Лесные болотистые земли по берегам рек Сяси и Тихвинки входили в состав одной из пятин Великого Новгорода.
Исследователи сходятся на том, что Пречистенский погост на Тихвинке, положивший начало одному из крупнейших ныне городов Ленинградской области, возник в XIV в. Летописи отмечают в 1383 г. "явление иконы Богородицы", на месте которого закладывается погост Успенский. С распространением новгородского влияния на территорию нынешней Карелии через поселение на Тихвинке пролегли пути в Олонецкий и Архангельский края.
Значение Тихвина особенно возросло в XVII в., когда город оказался в центре исторических событий и горожане вместе с малочисленным гарнизоном показывали чудеса храбрости в боях с польско-шведскими захватчиками. Торгово-ремесленный городок вошел в историю как пограничная крепость, принявшая и успешно отразившая натиск иноземных захватчиков, направляющихся к Новгороду и Москве. В благодарность за проявленную доблесть город отстроили, украсили, даровали ему многие права, но вскоре о нем... забыли. Тихвин на долгие десятилеития остался маленьким уездным городком.

За Тихвинской церковью короткая аллея ведет в центр монастыря. Мимо киоска с пирожками и квасом идем к двухпролетным Святым воротам с надвратной церковью Вознесения. Слева - келейные корпуса.









(это уже вид на ворота с внутренней стороны - две фотографии вверху разделяет год)

Это третья по времени каменная постройка монастыря (1591-1593 гг.).
Кирпичный храм над внутренними западными воротами монастыря выстроен в 1591-1593 на средства царя Федора Иоанновича. Состоит из двух одноглавых четвериков - самой церкви и северного придела Феодора Стратилата, стоящих над двухарочными воротами. В послевоенные годы здание не реставрировалось, и к моменту реконструкции в 2004 г. утратило завершение (кровлю, барабаны, главы) и почти все своды церкви и предела.

Фасады келейных корпусов (на фото - справа) в конце XVIII - начале XIX в. были переделаны "под один вид": были сбиты нарядные наличники окон, уничтожены порталы дверей; на смену криволинейному пластическому декору пришло строгое и подчас сухое оформление в манере классицизма. В ходе реставрации отдельных корпусов ансамбля в наши дни им возвращается первоначальное убранство.
Прошли ворота - и перед нами простор соборной площади и чудо дивное - Успенский собор. А по правую руку - звонница и справа от нее (вне кадра) Покровская церковь.






{C}{C}
Фасады собора лишены декоративного убранства. Их гладкую поверхность расчленяют лопатки, повторяющие трехчастное деление интерьера столбами на нефы. Растесанные в XVIII-XIX вв. окна пропускают в интерьер верхний свет. Галерея на столбах из белого камня утратила арки проемов, а над парадным крыльцом, имевшим до середины XVIII в. бочкообразное покрытие, возведен цилиндрический свод на кирпичных столбах.



Закладка монастыря вокруг Успенского собора произведена в феврале 1560 г. Иван Грозный, по приказу которого строительством монастырского ансамбля занялся Федор Дмитриевич Сырков, предусмотрел в этом возможность создания на пути в Швецию еще одного мощного оборонительного сооружения.




Сырков перенес дома крестьян, находившиеся рядом с собором, в сторону деревеньки Киселево, устроив там посад с торговой площадью. Использовав природные условия - берег Тихвинки с севера, болото с юга, заливаемые низины перед Вязицким ручьем на западе,- Сырков обезопасил новый монастырь, создав эффективную оборонительную систему непроходимых пространств перед бревенчатой стеной. Прясла по всем правилам фортификационного искусства укреплялись земляной насыпью и представляли собой "тын стоячий" с двумя воротами. Вторая линия обороны монастыря - деревянные келейные корпуса, выстроенные "четверообразно" вокруг собора.



Вокруг - купола, колокола, кресты...









Вход в Успенский собор фотографировать можно, а вот в самом соборе съемка запрещена...




Поэтому изображение иконы Тихвинской Божьей Матери можно увидеть только в иллюстрациях...
Прикоснуться же к ней у людей верующих считается за великое благо...
В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI вв., ее появление в новгородских пределах относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки.
Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Вымоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем - на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. Как свидетельствует легенда, её появление в малообжитых и еще не христианизированых землях демонстрировало её чудотворную силу. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.

В 1920-х годах храмы монастыря были переданы обновленцам, в 1930-х годах закрыты, а чудотворная икона стала экспонатом местного краеведческого музея.

Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 г. икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 г. в Ригу, затем в Либаву, Яблонцы и американскую оккупационную зону в Германии.
В результате долгих странствий в 1950 г чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 г. монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.
В 2004 г. икона была торжественно возвращена из США на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский
мужской монастырь.

Вот еще что интересно: список чудотворной иконы Тихвинской иконы Божией Матери в 1897 г. был привезен в г. Каракол преосвященным Аркадием епископом Туркестанским. Сей список он получил от Афонского монастыря в дар. Первоначально икона находилась в Свято-Троицком монастыре на берегу озера Иссык-Куль (Светлый мыс - сегодня), но после разграбления и разрушения монастыря икона была перенесена в Свято-Троицкий храм Каракола, где и прибывает доныне. Чтится, как чудотворная. На самой иконе имеются следы от выстрелов. (В икону в упор стреляли, но пули отскакивали от доски, оставив только следы). В 2012 году со дня перенесения на Киргизскую землю чудотворного списка Тихвинской иконы исполнилось 115 лет.

(продолжение следует)
Сведения о монастыре добросовестно списаны с книги Ю.М. Гоголицына и Т.М. Гоголицыной "Памятники архитектуры Ленинградской области",

Успенский монастырь, земля вепсов, Тихвин, Новгородчина, путешествие

Previous post Next post
Up