Дома изнутри - Резиденция французского посла

May 26, 2024 16:49

В рамках мероприятия "Дома изнутри" (בתים מבפנים), которое проходило в выходные в Тель-Авиве нам наконец удалось попасть в резиденцию французского посла. Она расположена в Яффо в арабском районе Аджами (Тулуз, 1). Это необычайно интересный дом, потому что это прекрасный пример архитектурной эклектики - он сочетает в себе одновременно стиль баухаус и традиционные арабские мотивы.
История этого дома просто удивительна и является примером истинной дружбы между хозяином дома-арабом и его архитектором-евреем.

Итак, район Аджами это богатый район в Яффо, в 30-х гг. прошлого века здесь жил богатый арабский предприниматель Мухамад Ахмед Абдул Рахим (Абу-Хасан), хозяин апельсиновых садов и компании по экспорту апельсинов "Jaffa", этикетки которых помнят все выходцы из СССР. Он купил землю чтобы построить себе дом, и в 1933 г. обратился к молодому архитектору Ицхаку Рапопорту. Рапопорт родился в Бердичеве (Украина), приехал в Эрец-Исраэль в 1914 г. в возрасте 13 лет. Ко времени описываемых событий он уже успел закончить обучение за границей и получить два диплома - инженера-строителя в Германии и архитектора во Франции. Он отлично владел английским и арабским, поэтому в Эрец-Исраэль получал заказы как у британской администрации, так и у состоятельных представителей арабской знати. В частности он спроектировал больницу Даджани и французскую больницу.
Абдул Рахима он предупредил, что проектирует в модерновом стиле (возникшем в то время баухаусе), а не в традиционном арабском стиле. Торговец апельсинами согласился, но поставил два условия:
- чтоб в доме можно было жить согласно мусульманским обычаям
- чтоб все вокруг знали, что это дом богача
На том и порешили.

Итак началось проектирование и строительство дома. Но в 1936 г. в Яффо вспыхнуло арабское восстание (1936-1939 гг.), и евреи не могли больше появляться в Аджами. Поэтому Рапопорт каждый вечер доезжал до самой близкой к месту строительства точке, облачался там в кафию и галабею, и затем его забирали к Абдул Рахиму, который выдавал его за своего родственника. Каждый вечер он сидел в кругу его друзей, со всеми главами мафии и слышал все, что они планировали и, будучи членом Хаганы, докладывал обо всём Хагане. А с утра приступал к своим строительным обязанностям.

Теперь давайте посмотрим, как же в Рапопорт выполнил условия заказчика.
В попытке обозначить статус хозяина архитектор решил построить дом на возвышении. Для этого он насыпал небольшой холм. Таким образом гости, которые приходут к Абдул Рахиму, окажутся внизу, а хозяин будет на них смотреть сверху.

Снаружи в принципе ничего особо примечательного:





Чтоб зайти в дом нужно подняться по лестнице.







Стена у входной двери украшена арабской плиткой. А экскурсовод наш - сын архитектора Ицхака Раппопорта.



Зайдя в дом, мы попадаем холл, откуда есть проход в представительскую часть дома и также в личные покои хозяев. Личные покои находятся за дверью "Prive". Там расположены детские: и мужские, и женские, комнаты для учителя-гувернёра, а также женская гостиная. Эту часть дома нам, разумеется, не показали.





Лестница наверх ведёт в мужскую половину и на большую галерею (балкон). Сегодня второй этаж используется для гостей консульства, а посол живёт в личной половине дома.



План дома



Для каждого посла дом отделывают по его вкусу. В частности при нынешнем после за отделку дома отвечает его супруг-художник.





В общественной части дома глава семьи принимал своих гостей и партнеров по бизнесу. Спуск в залу по ступенькам в очередной раз подчеркивает статус хозяина дома, который снисходит к своим гостям.
Освещение в гостиной скрытое, кондиционеров в салоне нет, но есть радиаторы.





Тут разные подарки



Большое зеркало удваивает пространство, а также является раздвижной дверью, за которым скрывается столовая.







Маленькая гостиная отделяется от большой раздвижной дверью. Здесь проходили тайные совещания.







Застеклённая веранда





Веранда



Большая плоская крыша над верандой характерна для баухауса и одновременно отвечает традициям арабского строительства. А чтобы визуально уличшить вид дома архитектор на этаж увеличил лестничную башню (так называемый "термометр"), иначе дом выглядел несуразно широким.



Спуск в сад



Из маленькой гостиной тоже есть выход в сад. Сад огромен, когда-то в нем был бассейн







Чем же закончилась история этого дома? В мае 1948 г. в предверии провозглашения Независимости Израиля лидеры арабских стран попросили арабов уехать из Яффо чтоб они могли спокойно воевать с евреями. Абдул Рахим засобирался в Бейрут. Он позвал архитектора и сказал ему, что он уверен, что евреи победят в войне, а также сделал доверенность на всё своё имущество на имя архитектора. Потому что по его словам, архитектору он доверяет, а никому из своей решивших остаться в Яффо родственникам - нет. После войны за независимость вся недвижимость перешла к государству, но дом Абдул Рахима Рапопорт, вооруженный официальными документами, спас. И продал его Франции под резиденцию для французского посла. А деньги, 2 миллиона долларов, в двух больших чемоданах, он в 1962 г. вывез в Неаполь, где встретился с Абдул Рахимом. Тот в порыве благодарности хотел было отдать ему один из чемоданов, но архитектор сказал, что дружба не продается. Вот такая удивительная история.

Просто садик напротив.



А доме по соседству мы заметили прячушихся в кактусах куриц




Тель-Авив, экскурсии

Previous post Next post
Up