1. Томас Манн, "Иосиф и его братья"
Наконец-то дошли руки до бессмертного творения Томаса Манна. "Иосиф и его братья" - переложение известной легенды из Танаха об Иосифе, сыне Якова, отца 12 родоначальников Колен Израилевых. Томас Манн считал этот роман лучшим своим произведением, и это действительно просто эпическое произведение - роман колоссальный, с бесконечными размышлениями, религиозными исканиями, психологизмом, кучей деталей и драматизацией действия.
Вчитаться поначалу очень-очень сложно, и для человека, незнакомого с Танахом и с мифами Древней Греции - задача практически непосильная, но раз вчитавшись, оторваться уже невозможно. Впрочем это и не получится - роман длинный-длинный, тетралогия в двух огромных томах. Я пока прочитала лишь первый том - второй буду читать уже в будущем году.
Томас Манн для меня оказался просто откровением, решила прочитать все его книги.
2 и 3. Филип Рот, "Случай Портного" и "Американская пастораль"
С подачи
gali_s взялась за Филипа Рота. Когда-то я читала его "Людское клеймо", но это было так давно, что уже не в счёт. Теперь прочла две книги: "Случай портного" и "Американская пастораль". Мощный писатель, выдающийся.
"Случай портного" подан как роман "увлекательно и остроумно повествующий о сексуальных приключениях молодого человека - от маминой спальни до кушетки психоаналитика." Честно говоря, у меня просто руки опускаются после таких аннотаций. Я эту книгу вижу совсем по-другому. Скорее тут описана попытка молодого человека вырваться из под гнёта своего окружения, от своей еврейской среды, родителей (еврейской мамы со своим тотальным контролем и понятиями о том, как нужно вести себя настоящему еврейскому мальчику, и еврейского папы - всему в заботах о том, как прокормить семью и привить сыну традиционные еврейские ценности, оградив его от гойских девочек), родственников, соседей, освободиться от своей причастности еврейству. Бунт Алекса призван доказать и себе, и своим близким, что он может жить, как ему хочется: надеть джинсы вместо традиционного костюма на праздник, съесть некошерный фаст-фуд, переспать с нееврейкой.
Вот говорят, что все проблемы нужно искать в детстве. Однако я не увидела в родителях Алекса каких-то монстров - обычные люди, и сестра его, кстати, выросла совершенно обыкновенной еврейской девушкой. Просто они растили его с чётким разделением всех людей на евреев и гоев, а он пытается быть просто человеком. И его бесконечные метания и рефлексия это всего лишь протест против предопределённости своей судьбы, протест тщетный и обречённый на провал. А всё остальное вторично.
"Американская пастораль" - невероятно прекрасная книга, глубокая, пронзительная, масштабная по широте поднимаемых проблем. Главный герой романа является типичным воплощением американской мечты. Он будто рожден с серебряной ложкой во рту: в прошлом успешный спортсмен - легенда школы, добровольцем ушел на войну, женился на самой красивой девушке штата, и в семейном бизнесе он здорово преуспел. Вот только с единственной дочерью Сеймуру не везёт. Мерри, в детстве заика, проникаясь коммунистическими идеями, вырастает в презрении к собственным родителям, их жизненным ценностям. Что в конечном итоге толкает её на ужасное преступление - преступление, разрушившее всю прекрасную жизнь Сеймура и заставившее его задуматься о том, где же он допустил ошибку.
Тут много размышлений, самокопаний, анализа своих поступков и самоедства - в надежде найти ответ на главный вопрос героя: что же я сделал не так? А ответа нет и не будет. Просто жизнь несправедлива.
И фоном история США 1960-70-х: война во Вьетнаме, протесты, террористы, и Ньюарк - когда-то промышленный центр, который теперь превратился в центр преступности.
Прекрасная, одна из лучших прочитанных мной в этом году, книга.
Пара цитат из "Американской пасторали":
Три поколения. Росли. Работали. Копили деньги. Достигли успеха. Три поколения, бившиеся за Америку. Три поколения, враставшие в нацию. А для четвёртого всё так бесславно кончилось. Пришли вандалы и до основания разрушили их мир.
О современном искусстве написано просто замечательно: Шведу, конечно, не пришло в голову, когда он читал аннотацию, что нагромозди ты хоть гору высоких слов, их все равно не хватит для объяснения таких пустых произведений, и говорить, что эти картины отражают вселенную, приходится именно потому, что они не отражают ничего...
4. Джейн Харпер, "Под палящим солнцем"
Затерянная ферма в Квинсленде на северо-востоке Австралии. Пустынная местность под палящим солнцем, безжалостная 45-градусная жара, красная пыль и ни малейшей тени на сотни километров вокруг - условия, при которых уже пятнадцать минут, проведённые на воздухе, могут оказаться смертельными. Ближайшие соседи в десятках километров, ближайший город в трёх часах езды, и на единственной дороге за целый день не проедет ни одной машины. Поэтому если выезжаешь за пределы своего двора, нужно запастись рацией и оставить запись в журнале о том, куда ты направился, ведь в случае поломки машины, не спохватись домашние вовремя, и будет уже слишком поздно. А если ты проедешь мимо попавшего в беду соседа, общество отвернётся от тебя навсегда. Не оказать помощь в этих местах даже своему заклятому врагу - это приговор. Люди запасаются продуктами на многие месяцы, ведь в случае наводнений от дождей, прошедших на сотни километров севернее, дороги смоет напрочь, и люди будут отрезаны от внешнего мира на месяц-другой. Дети учатся онлайн, хотя интернет медленный и с перебоями, медики лечат по телефону, и у каждого жителя есть своя личная аптечка на все случаи жизни, а в случае поломки холодильника мастер приедет через пару недель.
Это незнакомая нам Австралия - местность суровая и смертельно опасная, жизнь тут проходит в тяжёлом труде на грани выживания и в изоляции от внешнего мира. Именно здесь происходит загадочная смерть одного из трёх братьев-фермеров, чьё тело нашли у древнего могильного камня. Причиной его смерти стали жара и обезвоживание - мучительная, страшная смерть. Но что же заставило столь опытного фермера выйти под палящее солнце. Сюжет разматывается неторопливо, раскрываются уходящие в далёкое прошлое семейные тайны, персонажи предстают перед читателем с самых разных сторон, и внезапно оказывается, что самые близкие люди - те, на кого мы полагаемся безоговорочно, вовсе не такие, как нам казалось.
Хорошая книга, не хуже "Засухи", написано прекрасно, австралийская пустыня просто оживает перед глазами - удушающая жара, краски, запахи. Развязка довольно неожиданная. Читала по рекомендации
natali_ya 5. Ной Гордон, "Лекарь. Ученик Авиценны"
Книги мне не понравилась с первых же страниц, не понимаю, за что её так хвалят. Мне не понравился язык, было скучно читать. Одним словом - не осилила.
В этом году у меня получилось 80 книг. Просто отмечаю для себя.