Jul 15, 2012 12:51
...Одно из видоизмененных названий чеченцев − Шашены, на Карабахском диалетке звучит как особенные до сумасбродства и храбрые до сумасшествия. А название Цацане и так ясно указывает на особенность чеченцев.
Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село. Стройные, белые, голубоглазые воины на конях посреди смуглых и малорослых крестьян были действительно красивы.
Есть следы нохчи и в юго-восточной Армении в районе Хоя (в Иране) и акки в западной Армении в междуречье Большого и Малого Заба южнее Эрзрума.
Следует отметить, что чеченский народ и по составляющим его сообществам вайнахов неоднороден и включает десяток отдельных ветвей, с разными диалектами.
При изучении чеченского общества представляется, что имеешь дело с потомками последних защитников крепости, собравшихся в цитадели из разных мест. Перемещаясь в силу разных причин, пра-предки чеченцев не уходили далее, чем на тысячу км от горы Арарат, т.е. они практически оставались в пределах региона.
Основой общественного устройства народов, происходящих от Ариев, на протяжении всей истории была общинность, являющаяся наследием Великой Арийской цивилизации и заключавшаяся в выборном (вечевом) управлении сообществами.
Собрались пра-предки чеченцев в районе Галанчож , как в цитадели самой северной крепости, как последние защитники Великой Арийской цивилизации в пору ее распада, когда уже не могли оставаться на ее рубежах.
И пришли пра-предки вайнахов из разных мест − одни быстро и с большими потерями, а другие постепенно и более сохранно, например, как нохчи из Митанни. Путь по тем (более трех тысяч лет назад) временам был долгий и растянулся на десятки и сотни лет. По пути оставляли они основываемые ими поселения, и часть из их них уходила дальше, двигаясь на север по необъяснимой ныне нами причине, а остававшиеся сливались с местным населением.
Найти следы предков чеченцев сложно потому, что они действительно шли не из одного места. В прошлом поисков не было, сами чеченцы довольствовались устным пересказом о пути предков, но с исламизацией не осталось и вайнахских сказителей.
Нынче же поиски следов пра-предков вайнахов и археологические раскопки надо вести на территории аж 8 государств по периоду конца второго тысячелетия до н.э.
Приход бывших арийских стражников отдельными отрядами с семьями и хозяйством в район Галанчож положил начало чеченским тукхумам и тайпам (тай − доля). Основные тайпы до сих пор различают свои участки (долю) на земле Галанчож , так как она тогда вначале была поделена пра-предками тысячи лет назад.
Гала у многих народов означает придти, т.е. Галанчож может означать место прибытия или расселения из него,что соответствует действительности и так, и этак.
И название пра-предков чеченцев (сасены) и нынешнее название их потомков (чеченцы), и вся их история − особенные. Развитие чеченского общества отличалось многими особенностями и во многом не имеет аналогов. Чеченцы оказались от предков весьма тугоплавкими и трудноизменяемые, и в течение многих веков сохраняли свои язык и образ жизни, и общественное устройство своих вольных сообществ, управляемых советами, без допущении наследственной власти. Легендарный Турпал Нохчо, справившийся с быком, запрягший его и научивший нохчи пахоте, поборол зло и завещал содержать озеро, от которого расселились нохчи, в чистоте, т.е. держать чистыми полученные от предков устои, язык, законы и верования (не загрязняя их чуждыми нравами). Пока заповеди Турпала соблюдались, чеченцам сопутствовала в истории удача
О чеченских сообществах в средние века.
Чеченцы и их предки успешно противостояли в борьбе за свое существование с персами, греками, римлянами, гуннами, Ираном, Арабским Халифатом, Византией и Хазарским Каганатом.
Сражаясь с превосходящими противниками, вайнахи были основной опорой соседних горских народов в борьбе с общими врагами, которым потому и не удавалось захватывать их земли.
В борьбе с врагами чеченцы опиралась на свою самодостаточность и обеспеченность ресурсами, добываемыми свободными производителями, и на наличие подготовленных, хорошо вооруженных и мобильных воинов.
Главным же достоинством чеченцев была сбалансированность общественных отношений в вольных сообществах, консолидирующая их в единый народ при угрозе.
Самодостаточность в чеченских сообществах достигалась регулированием отношений по законам предков с децентрализацией власти и ее сосредоточением горизонтально на низовых уровнях в ненаследуемом выборном управлении Советами старейшин и с делегированием полномочий Кхелам сообществ и Мехк-Кхелам для решения межродовых и общечеченских вопросов.
Общественное спокойствие, при всеобщей вооруженности, индивидуализме и свободолюбии, поддерживалось взаимной ответственностью с осознанными самоограничениями на основе выработанных и оберегаемых сотнями поколений священных запретов, регулирующих поведение в сообществах и среде обитания и Решениями Советов старейшин, Кхелов и Мехк-Кхелов, воспринимаемых всеми как обязательно исполняемые.
Чеченские общины жили на своих строго разграничиваемых землях, и чеченцы никому не уступали своих земель и свою свободу, но и сами не покушались на чужие.
Погибая, чеченцы наносили противнику столь сильный урон, что противник отступал, неся многократные потери.
При необходимости сохранения своего народа, чеченцы уходили с равнинных земель в горы . Если силы противника были слишком велики, то его удерживали в предгорьях, где война была уже иная, а чеченцы оказывались в лучшей позиции. Противнику не удавалось воспользоваться численным преимуществом, и он, не добившись подчинения вайнахов, отступал с возрастающими потерями.
Чеченцы вновь отвоевывали свои равнинные земли для земледелия и восстановления. Им удавалось сохранить свой народ именно потому, что они сохраняли свой уклад, верования, образ жизни и язык и неукоснительно соблюдали законы предков.
В первой части нашего тысячелетия геополитические процессы вокруг Кавказа, где сталкиваются интересы окружавших его великих держав и субэтносов, изменились.
Татаро-монгольское нашествие уничтожило все созданное оседлыми народами на равнинах до предгорий. Спасавшиеся в горах остатки народов выживали при недостаточности ресурсов.
Длительное пребывание в горах без земледельческих земель равнины сильно подорвало самодостаточность чеченских сообществ, но татаро-монголам так и не удалось подчинить чеченцев.
С ослаблением татаро-монгольской Золотой Орды, чеченцы стали спускаться с гор на свои равнины. Однако на земли Северо-восточного Кавказа хлынули полчища новых завоевателей − тюркские кочевые племена Ленг-Тимура.
Но при этом новом нашествии чеченские сообщества уже не смогли выступать единым фронтом. Равнинные акинцы, соседствовавшие с Хазарским каганатом и принявшие ислам, в борьбе с Золотой Ордой союзничали с людьми Ленг-Тимура.
Обойдя Дербент по горным дорогам, Ленг-Тимур не сразу направился на Тохтамыша, а сначала жестоко расправился с горскими народностями, захватив почти весь Северный Кавказ.
Терско-сулакские акинцы оказались у Ленг-Тимура в привилегированном положении как мусульмане и как его бывшие союзники в борьбе с золотоордынским ханом Тохтамышем. Акинцы признали его верховность и назначенного им у них мурзу.
Восполнивши свои войсковые запасы за счет ресурсов захваченных земель горских народов, Ленг-Тимур разгромил Золотою Орду и осел на Кавказе, расположившись в нынешнем Дагестане.
Ленг-Тимур быстро и жестоко подчинил народы на севере Кавказа с принудительным обращением их в ислам. Привыкшие к иерархии власти, знати народности приняли господство тюрков Ленг-Тимура, а чеченцы яростно сражались, но утратили на время самостоятельность в трех районах, граничивших с дагестанскими землями.
Разгром Ленг-Тимуром районов в восточной части большой Чечни сильно подорвал самодостаточность чеченских сообществ и задержал их возвращение на равнинные и прибрежные земли.
Так , впервые в своей истории Чеченцы оказались на своих землях разделены на вайнахов, равнинных акинцев и ичкерийцев с разными религиями и укладом, и потому и утратили на время независимость на ичкерийской части территории Большой Чечни.
Распавшиеся на ханства тимуридов, тюрки сохранили общность языка и религии. Они не сумели полностью подчинить все горские народы, но уже господствовали на Северном Кавказе, где оставались самостоятельными основная часть вайнахских сообществ и принявшие христианство осетины и хевсуры.
Падением Золотой Орды и распадом тюрков на ряд относительно небольших феодальных ханств воспользовались окружавшие Кавказ и значительно более сильные за счет централизации государственной власти субэтнические феодальные образования.
Кавказ стал ареной столкновения интересов Ирана, Турции, Крымского Ханства и Московского царства, собиравшего воедино русские земли и расширявшегося на восток к Уралу и Поволжью и на юг к Кавказу.
Происшедшие в ХIII-XVII веках на Кавказе коренные изменения создали в области проживания чеченцев совершенно иную, чем прежде общественно-политическую и хозяйственно-экономическую обстановку. Вайнахские сообщества оказались серьезной помехой на пути... Вольность чеченских сообществ была очень привлекательна для скрывающихся от преследований и закрепощения людей из народов, находившихся под феодальным гнетом. Вайнахские сообщества были вольными и, не имея вертикальной иерархии власти, не могли объединиться в единое государство. Они воспринимали достаточно много инородцев не вайнахского происхождения, достаточно долго оставаясь без своих равнинных земель.
В чеченском сообществе начали происходить изменения. Недостаточность земель для земледелия и возрастание числа населения вызвали изменения и в укладе и образе жизни на чеченских землях.
Чеченские производители уже не могли обеспечить страну всем необходимым собственного производства, и поэтому торгово-экономические отношения стали особой необходимостью.
В до монголо-татарские времена вокруг чеченцев жили народы со сходным укладом и близкими верованиями, приходящие инородные элементы постепенно ... воспринимали чеченский язык и образ жизни и становились чеченцами, почти не влияя на вайнахов.
Однако в новых условиях число пришлого элемента было уже значительно больше. Они, становясь «новыми» чеченцами, сохраняли больше признаков своего, не вайнахского происхождения, и уже сами стали значительно влиять вместе с тюркским окружением на чеченское общество и на его изменение.
В чеченском обществе незаметно начались сдвиги, приводившие к постепенному изменению порядков и образа жизни в отдельных его составляющих тайпах.
Силам, которым было выгодно представлять чеченцев дикими и отсталыми, было нужно лишить их собственной истории проведением политики этноцида.
Чтобы чеченцы не знали, кто они и откуда, им навязывали образ бандита-головореза. Скрывалось, что чеченский народ задолго до Европы имел демократическое правление на выборных началах и воспитывал бережное, сводящее к минимуму возможный ущерб, отношение к среде обитания, что поддерживалось в течение многих веков системой священных запретов.
Новое время требовало от вольных сообществ большой консолидации между собой и сосредоточения общих сил и ресурсов на укрепление внешних рубежей и для пресечения проводящейся извне подрывной деятельности. Для этого необходимо было организовать централизованное управление страной на всей территории.
Сохраняющие свою самостоятельность, чеченские сообщества к объединению не были готовы. Оказываемой взаимопомощи и решения общих вопросов на Кхелах и Мехк-Кхелах было недостаточно для мобилизации общих ресурсов и управления ими.
Приграничные сообщества не имели достаточно сил на укрепление внешних границ. Равнинные и предгорные районы Чечни оставались открытыми, в то время, когда в Нагорье развернулось (особенно с XIV века) строительство башен и укреплений в каждом поселении.
Будучи крепко скрученными, самостоятельными ветвями одного народа, вольные сообщества разделяли его на отдельные территориально-родовые общности по числу диалектов общего языка, а некоторые тайпы не входили в тукхумы вместе с другими и оставались такими же вольными, но малыми сообществами.
Приверженность чеченцев-вайнахов к свободе, их индивидуализм и самостоятельность отдельных сообществ при демократическом самоуправлении (без наследственной власти знати) с сосредоточением властных полномочий на низовых уровнях в Советах старейшин и коллегиальным решением общих вопросов в Кхелах и Мехк-Кхелах, были достаточными для поддержания сбалансированных отношений в обществе и их регулирования на всей территории.
Однако в новых условиях, опыта предков и существовавшей системы управления было уже недостаточно для отражения массированной идеологической экспансии, направленной на изменение чеченцев с целью их подчинения и начавшееся с равнинных акинцев, а затем и ичкерийцев уже ставшими мусульманами и ...
Чеченские сообщества утратили свою самодостаточность из-за нехватки обрабатываемых земель, ограниченности ресурсов и перенаселенности в Нагорье, а переселение на свои равнинные прежние земли, занятые теперь иноязычными скотоводами. Не восстановило земледелие у чеченцев на прежнем уровне из-за разрушения всех ирригационных систем при нашествиях кочевников.
Утрата самодостаточности, изменения в хозяйственном укладе и зависимость от состояния внешних торгово-экономических связей привели к сдвигам в образе жизни чеченцев и началу сословно-социального расслоения в чеченском обществе.
Включение в условиях утраты самодостаточности и начала сословно-социального расслоения и за короткое время, в чеченское общество большого числа иноэтнического элемента ( с родословной от народностей с наследственной властью знати) приводило не столько к принятию «новыми» чеченцами общих языка и уклада, а сколько к сохранению у них стремления к возвращению прежнего образа жизни (без вайнахских запретов), но с захватом власти в подходящее время с единоначалием и подчинением остальных, ибо они не восприняли глубоко вайнахские нравственные нормы и в большинстве уже были исламизированы.
Раб, добравшийся в Чечню и став свободен, все же так и оставался с психологией раба, что и сказывалось и через несколько поколений. Но постепенно прежнее, рабское, выдавливалось в чеченском окружении. К десятому поколению уже необязательно было помнить предка-раба.
Но в новое время бывших рабов в Чечне становилось значительно больше. Общаясь между собой и находя прежнюю (рабскую) общность и уже не раз недавно изменившие языку и вере своих предков и будучи готовы еще раз делать то же и в новом отечестве, они явились основой для формирования внешними деструктивными силами «пятых колонн» в чеченской среде, причем такие «новые чеченцы» в том же духе воспитывали свое потомство.
На начальном этапе ислам проникал в приграничные районы Чечни постепенно, объективно способствуя сплочению в условиях усиливающегося и вызванного им же социально-сословного расслоения и объединяя обращенных чеченцев мусульманством. Вайнахи не только сами не принимали чью бы то ни было власть, но и давали приют бежавшим от гнета. Вайнахские сообщества своей вольностью были примером свободы для подчиненных и эксплуатируемых народов и этим стали костью в горле как у местных феодалов ...
В Чечню убегали русские крестьяне, укрываясь от крепостничества, и чеченцы их принимали. Русские власти знали и говорили об этом, но не особенно настаивали на выдаче беглых, т.к. понимали, что чеченцы не могут их выдать − иначе они перестали бы быть чеченцами.
...Чеченцы являются особенными со своей вольностью. Их свобода и самостоятельность были притягательными для народов. В Чечню убегали от преследований и угнетений.
Для находящихся в вассальной зависимости от больших государств кавказских феодальных властителей, чеченская вольница вставала поперек горла! Не подчиняемая Чечня была бельмом на глазу для великих держав. В Чечне не было властей, подчинение которых и подчинило бы все население страны.
Те лидеры, с которыми внешние силы имели дело, были ограничены во влиянии территорией своего сообщества и решающим словом Советом старейшин, Кхелов и Мехк-Кхелов, которые были важнейшим, действенным инструментом регулирования всех сторон жизни вайнахов. Они устанавливали порядок земледелия и земле пользования, нормы поведения и наказания за их нарушения, решали вопросы торговли, обороны, войны и мира, сбора средств на общие нужды.
Для избрания в Совет старейшин, Кхел и Мехк-Кхел имели большое значение знание обычаев, личные способности, происхождение, авторитет, богатство возраст и умение выступать убедительно.
О значении Мехк-Кхелов свидетельствует изречение: «За действия страны не мстили, действия против страны не прощали». Если отдельные общины или семья не подчинялись, то по решению Совета Старейшин, Кхела или Мехк-Кхела они могли быть изгнаны.
В повседневной жизни чеченцы придерживались изречения о Мехк-Кхеле и по отношению к старшим и их действия не обсуждали и действий против тех, кого уважали, они не прощали никому.
В Чечне всегда не с кем было договариваться окончательно. Чеченцы могли идти на любые шаги, кроме тех, за которые с них мог быть нелицеприятный спрос на Совете старейшин, Кхеле или Мехк-Кхеле.
Отдельные чеченские сообщества могли с кем угодно и о чем угодно самостоятельно договариваться, но если дело доходило до интересов другого сообщества или касалось всей Чечни, так же отвергали все, что считалось покушением на их свободу и на внутренние порядки.
Вплоть до середины 18 века, внешние силы мало кого могли противопоставить в Чечне друг другу, т.к. в вопросах свободы и невмешательства во внутренние дела чеченцы были едины и отдельные прецеденты пресекались.
Так же долго Чечня оставалась самоуправляемой территорией вольных сообществ, стремившихся к сохранению у себя прежних порядков и недопущению вмешательства в свои внутренние дела извне.
Чеченцы долго оставались «последними могиканами», когда остальные народы уже приняли монотеистические религии, власть знати и вхождение в централизованное государство.
Подданство «Белому Царю» укрепляло власть феодальных ханов и князей на их землях и защищало их от экспансии других местных феодальных властителей.
Чечня не могла, как Черкесия, добровольно присоединиться к ней. И идя на союзнические отношения, Чечня не искала у Империи защиты. Чеченские сообщества желали сохранения нормальных прежних и взаимовыгодных отношений. Такими они были бы, если границы России на Кавказе оставались бы теми же."
/"Чеченский вопрос по-новому" Р.А.Автандилян/
нохчи,
Сасены,
Чечня,
чеченцы,
арии