Загляни под крышечку

Jul 28, 2017 20:58

Давненько (ничоси "давненько", шесть лет!) тут ничего не было в серии "просранные полимеры". Вы, поди, уже подумали, что ничего, кроме политоты, меня нынче не интересует. Ан нет. Сегодня порадую читателей рассказом о путешествии на живописные берега речки Жиздры. Когда-то очень давно мы уже были в тех краях, рассматривая пусковые шахты ракет УР-100Н УТТХ (спасибо Фишкам за сохранённые фотки, кстати; у меня их не осталось). А сегодня рассказ о месте, откуда эти шахты управлялись.



Disclaimer 1: да, я в курсе, что вообще-то среди людей, плотно интересующихся подземлёй, этот объект давно стал баяном. Но в пору его попрулярности мне как-то не довелось там побывать, пришлось устранять пробел сейчас. "Не побывать на баяне ещё стыднее, чем побывать" ©

Disclaimer 2: да, я в курсе, что мои фотки говно и некрасивые. Но я не фотодрочер с зеркалкой и штативом, я не занимаюсь подбором выдержки и расстановкой света. Я снимаю по олдскулу, на дешёвую мыльницу, которую не страшно проебать или разбить, с рук и со вспышкой, а кому нужны фотообои через "рыбий глаз" - в интернете их полно.

Немного технической информации: унифицированный командный пункт (УКП) - конструктивно представляет собой металлический двенадцатиуровневый "стакан" длиной 33 м, диаметром 3,3 м, и весом в 125 тонн, подвешенный с помощью системы амортизации в стандартной ракетной шахте. Глубина шахты - 40 метров, её конструкция аналогична шахтной пусковой установке, за исключением более развитого оголовка. "Стакан" доставлялся на место установки в собранном виде, за исключением устанавливаемых отдельно двух верхних уровней, где размещались дизель-генераторы. Командный пункт полка управлял десятью шахтными установками, разнесёнными друг от друга на 8-10 км. Связь со штабом, округом, Москвой осуществлялась при помощи наземной антенны, подземной антенны и кабельной подземной антенны размером 100х100м зарытой под землю на глубину 1м.



Вот так изделие 15В52У выглядит, будучи извлечённым из естественной среды обитания (фото с сайта музея РВСН в Балабаново). Вот этот жёлтый стакан в лесах - оно и есть. Верхние два уровня там отсутствуют, так бы был ещё длиннее:



Ну а мы отправляемся в путешествие. Погода, к счастью, удачно подгадала.
При въезде на искомую площадку нас встречает караульное помещение. Солдату из лепнины (по которому люди "в теме" безошибочно опознают место, хехе) за прошедшие годы несколько поплохело - на тех фото, что я видел ранее, он был только чуть выцветший, а за прошедшее время по нему, похоже, неоднократно отстрелялись из ружья.





Стандартная позиция содержит в себе одинаковый набор зданий, меняться может только их положение на местности. Все здания соединялись подземными ходами (потернами по-научному).



Нас интересует холодильный центр - эта штука действительно вырабатывала холод, необходимый для функционирования аппаратуры УКП. Этакий макси-кулер. Именно от него до УКП ближе всего, к тому же на большинстве брошенных позиций потерны просто обрушены или засыпаны входы в них, поэтому мы пойдём к холодильнику:



Здесь, впрочем, тоже всё обрушено и засыпано. Рекультивация называется. В обычных условиях на переднем плане была бы крыша шахты, в которой размещён УКП (она же защитное устройство, она же крышка по-граждански). Теперь вместо неё просто насыпанная бульдозером сверху куча земли, как и на крыше пусковой шахты. Впрочем, сохранился один из аварийных лючков, ведущих в оголовок:



Потерна, ведущая к главному входу в УКП, тоже обрушена и засыпана. Но когда нас это останавливало ? Солнце палит нещадно, полчища изголодавшихся слепней толщиной в мизинец атакуют, мотивируя поскорее спрятаться - и, немного поколдовав, мы оказываемся прямо в подземном коридоре. Здесь приятная прохлада и довольно сухо, что не может не радовать - значит, шахта обводнена не сильно:



Главный шлюз. Первые посетители ещё застали здесь толстенные защитные двери с гидравлическим приводом. Но с тех пор прошёл далеко не один год, и ушлые пейзане давно порезали те двери на чермет. Впрочем, и без них шлюз впечатляет:



А вот дальше двигаться надо, соблюдая осторожность - на другом конце шлюза пустота. Когда-то там был мостик, ведущий прямо на крышу "стакана" УКП. Давно уже нет ни того мостика, ни двух верхних ярусов с дизелями - их отстыковали и вытащили ещё сами военные. Поэтому навернуться из двери вниз как нефиг делать. Кому повезёт, тот упадёт на стакан, а кому нет - тому лететь с высоты, сравнимой с двенадцатиэтажным домом, попутно цепляясь за всевозможные лестницы, выступы и кронштейны, до самого дна шахты:



Оголовок шахты УКП, как уже говорилось, более развитый, чем оголовок пусковой шахты. Здесь в лючках размещалось дополнительное оборудование, кабельные трассы, воздухозаборники и выхлопы дизелей, а также аварийные выходы:



Из шлюза перемещаемся на площадку, опоясывающую оголовок практически по всему периметру, и спускаемся на "стакан". Вид вверх - та самая крыша. Она аналогична защитным устройствам, устанавливаемым на пусковые шахты: сто пятьдесят тонн стали, бетона и парафина. В боевом режиме гидропривод открывает эту махину за шесть секунд, а на аварийный случай она просто отстреливается в сторону пиропатронами. Внизу снимка в центре виден шлюз, из которого мы пришли:



Тросы подвесной амортизационной системы. УКП не просто стоит в шахте, а подвешен на двух поясах мощных амортизаторов, призванных облегчить воздействие ударной волны на обитателей. Тросы верхнего пояса в данном случае обрезаны при демонтаже двух верхних ярусов, и "стакан" удерживается от падения на дно шахты только нижним амортизационным поясом:



Ещё вид амортизаторов. Видны обрезанные тросы:





Нижний пояс более-менее цел:



Заходим внутрь "стакана". Наскальная живопись предыдущих посетителей сообщает нам, что Цой жив:



Внутри смотреть практически нечего, голые стены. В некоторых местах ещё остались пустые шкафы из-под аппаратуры, но в основном сдали в металлолом и их тоже.



Перемещались с этажа на этаж мы при помощи аварийной переносной лестницы, входившей в комплектацию УКП. Родных лестниц там тоже давно уже не осталось. К слову сказать, использовали мы её неправильно, но узнал я об этом только потом. А вообще экипаж командного пункта в нормальных условиях лестницами не пользовался - все этажи соединял между собой маленький лифт, размещённый в пространстве между стенками шахты и УКП:



Лестницы же на стенах шахты использовались для технического обслуживания тех или иных узлов:



Кабельный вывод. Да, меди здесь было не много, а очень много. Хорошо виден баллон для сжатого воздуха на 200 атмосфер - такие баллоны размещены по всей окружности УКП. По одной из версий, предназначены они были для обеспечения экипажа воздухом в режиме полной изоляции. Похожие баллоны, но поменьше, стояли в отсеках дизелей и предназначались для их запуска:



Самый нижний этаж, где размещалась комната отдыха дежурного расчёта, устроенная по принципу купе в железнодорожном вагоне, а также весьма аскетичный, судя по снимкам, туалет, оказался, к сожалению, затоплен водой. И мы отправились на другую позицию, где размещался аналогичный УКП. В общем, наземная её часть практически ничем не отличалась от предыдущей, имелись лишь некоторые отличия внутри. Во-первых, дизельный отсек (два верхних яруса) был на месте:



Дизели я фоткать не стал, потому что по-нормальному их моя говномыльница всё равно отказывалась брать, а по-ненормальному и незачем. Вторым отличием было то, что объект явно посещаем намного более активно - там даже "Дозор" уже сыграл. И в-третьих, эта шахта оказалась затоплена куда более основательно - то ли грунтовые воды стоят более высоко, чем на предыдущей, то ли что-то ещё. В любом случае, уже на "минус третьем" этаже в кроссовках особо не погуляешь: воды по щиколотку:



Плюс ко всему, всё покрыто жирной чёрной копотью. То ли сборщики металла обжигали кабель прямо в шахте, то ли какие-то мудилы из предыдущих посетителей устроили здесь локальный пожар. Так или иначе, неприятно ни на вид, ни на ощупь:



Вот, собственно, и всё пока на эту тему.
Здесь можно почитать весьма объёмистый и подробный репортаж одного из первых посетителей "горелой" шахты, сделанный в ту пору, когда позиция только-только была брошена вояками и находилась в беспримерно лучшем сохране.
А вот здесь можно полюбоваться на дизели, которые я не сфоткал.

подземка, поездки, просранные полимеры, интересное, фото

Previous post Next post
Up