Нужно ли святое только святым ...

May 31, 2016 22:41

Недавно наткнулась на сборник советского публициста Андрея Нуйкина " Рассказы о высоких словах", описывающий яркие черты людей его времени. Примеры он приводит совершенно противоположные от моральных обнищаний до волевых побед. Обнадеживает то, что первые подаются в порядке исключения, а не как системные проявления общественного строя.
Будучи советским человеком, он не чурается таких слов как святость, душа, а включал их в одну линию с разумом, трезвостью и рациональностью. Проявление последнего стремления в рядах советской молодежи - можно охарактеризовать как явление прогрессивное.
" Наши юноши и девушки верят в свою способность разобраться в самых сложных явлениях, они не хотят быть " винтиками", слепыми исполнителями чьей - то воли".
Но на чем заостряет наше внимание автор: "Стремление к рациональности - это одно, а бесстрастный расчетливый рационализм - совсем другое ".
А. Нуйкин приводит очень яркий пример, где видна грань между двумя проявлениями.
История ,можно сказать, совсем обычная. Вот ребята заканчивают сельскую школу, разъезжаются кто куда, у кого то получается проявить себя, а кому то двери в вуз так и остаются закрытыми. Но почему то у тех , кто за школьной партой проявил себя активным, добросовестным, идейным, жизнь как-то не удалась. Возможно - это просто совпадение.
А вот встречается товарищ, который еще со школы не совсем адекватно оценивал свои способности и на основе этого строил о себе высокое самомнение.
Но жизнь преподнесла ему такой подарок судьбы, что теперь он является " видной фигурой" : имеет три комнаты со всеми удобствами, телевизор, телефон, машину. Со своей нынешней социальной высоты ему ничего не стоит- заставить усомниться в ценности героических стремлений, идеалов бывших одноклассниках.
" Эх вы, дурачье! Вот о Борьбе рассказываешь. Самолет хотел спасти ... Ну спас бы - пожали бы ему руку, героем бы назвали ... Очень вы любите, чтобы вас героями называли ... Ну что ж, пашите, осваивайте, корчуйте, преодолевайте, показывайте пример, я предпочитаю жить вот в такой квартире, проявлять энтузиазм на собраниях, ходить по субботам в театры с женой . Вообще жить как человек .... А вы меня можете презирать, бюрократом называть, мозолями своими гордиться - это даже хорошо, это вас утешает"
Действительно, и в чем смысл жертвовать всем своим человеческим существом, лезть туда, где труднее, есть плохо, спать кое - как, когда такие как вышеупомянутый персонаж скажет : "Молодцы, ребята, продолжайте в том же духе, а я пока пойду прокачусь на своей новой машине до театра".
Смысл в том, что все эти " души прекрасные порывы ", о которых с иронией говорит герой А. Нуйкина, не рождаются в итоге логических рассуждений, они не являются реакцией на какую-то частную сложившуюся ситуацию. Они или есть, либо их нет. " И зависит это от того, какой человек перед нами, есть ли у него в душе святое".Можно говорить о Родине, народе, когда это удобно. Можно признавать это и одобрять, но понимать это совершенно не так , как понимали наши непризнанные и признанные герои, - а головой, рассудком. Если руководствоваться только рационализмом, то мы окажемся в выигрыше, так как для достижения целей нас ничего не остановит, мы не побрезгуем ни ложью, ни лестью, ни лицемерием. Но что мы выиграем? Мы выиграем в обладании материальными благами, но проиграем в приобретении тех душевных качеств, которые делают человека Человеком. Потеря такого приза обесценит нашу жизнь, наполнит ее бездушными, но через чур рассудительными личностями, и не видать нам тогда великих безвозмездных подвигов. Но я уверенна, что в русском человеке уже заложена тяга, может иногда к безрассудным, но благородным проявлениям воли. Ее необходимо развивать, пробуждать.
Нельзя не согласиться с А. Нуйкиным в том, что заложенная веками надежда в самые высокие идеалы человека постепенно исчезает. Может это из- за тех, кто не стыдится использовать их для своего самоутверждения или для продвижения по социальному статусу. " И каждый не просто касается, каждый норовит схватиться за святое всей пятерней!". Искоренив святость, мы уничтожим человека и оставим только его форму.

человек

Next post
Up