Стоит ли разделять личную и социальную этику в христианстве?

Feb 10, 2018 14:42

«Иногда христианскую религию обвиняют в том, что будто бы она становится опорой социальной несправедливости, будто она ведет к отчаянию и неверию в возможность победы добра на земле, будто она насаждает идеологию рабства, пассивности и беспомощности и что она даже насаждает вражду к неверующим и к людям чужой веры.

Все это неправда! Христианская религия всегда восставала против социальных несправедливостей. Все Евангелие пронизано идеей победы добра над злом. Именно Евангелие дает уверенность в этой борьбе, оно призывает к сознательному и свободному проявлению человеческой воли и учит о нравственной свободе человека. Евангелие есть провозвестие об исключительном достоинстве человеческой личности».

Эти слова принадлежат архиепископу Луке ― российскому и советскому хирургу, доктору медицинских наук, доктору богословия, лауреату Сталинской премии первой степени. И приведенными словами мне хотелось указать на наличие в православной среде одновременно этих двух полюсов.

Пока я росла в лоне семьи, где получила представления о церковной жизни, для меня всегда казалось совершенно очевидным, что допустимая сфера деятельности для христианина может быть только в пределах церкви или на ее периферии. С постепенным вступлением в самостоятельную жизнь, в гражданско-общественную деятельность, знакомством с политической жизнью страны представления о том, как возможно послужить Богу, стали шире.

Но вместе с этим, конечно, исходя из субъективного наблюдения, стал формироваться стереотип о православной среде как о ультрасмиренной и граждански пассивной группе (заранее прошу прощения, понимаю прекрасно, что православные верующие все разные, ― говорю о своем опыте). Также со стороны светских людей приходилось слышать в адрес православных единомышленников об их равнодушии, нежелании отвечать на современные вызовы, с теми же социальными несправедливостями, нарушением прав (реальных, а не всяких меньшинств, конечно).

И недавно мне попалась одна статья в научном журнале "Россия XXI", которая, как мне кажется, показывает некоторые черты современной психологии православных верующих. Тезисно перескажу самые важные моменты.

Автор статьи разделяет христианскую этику на личную и социальную.

«Если сформулировать суть религии Христа, то она предстанет перед нами как учение о связи человека с Богом и другим индивидуумом ― ближним через любовь».

Автор делает акцент на том, что большое внимание христианского учения отдается именно этике личной. Но как быть, когда жизненные обстоятельства ставят тебя в ситуации, где тебе приходится защищать не себя, а семью, Отечество, ближнего и т.д.? Можно ли здесь руководствоваться «правилом второй щеки» или прощением обидчика? Автор пишет, что нет. Так как с момента, когда мы переступаем личную сферу и всё, что касается только нас, правила личной этики перестают работать.

Следовательно, здесь мы можем говорить о двух мирах: мире личного общения с Богом и мире кесаря, социально-политическом, если угодно, ― которые регулируются, как пишет автор, попущением Богом законами функционирования и развития социальной жизни. Об этом хорошо говорит известная фраза из Евангелия «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

А причиной общественной пассивности среди православных здесь как раз и может выступать перенос заповедей личной этики на этику социальную. Например, когда на необходимость гражданской активности (любых форм, необязательно крупных акций типа митингов) православные отвечают: «Надо смиряться, на что мы вообще можем повлиять, на всё воля Бога». Конечно, на всё воля Бога, но ведь зачем-то нам тоже дана и человеческая свобода, и человеческая воля. И можно ли, выражаясь языком поэзии, «глядеть спокойно на горе матери родной» в отношении государства, социальных проблем?

Ну вот такое спокойствие к проблемам нашей страны среди православных я иногда наблюдаю. И причину этого я лично обнаружила в принципе переноса личной христианской этики на этику социальную. Хотелось бы узнать мнение читателей на этот счет.

Previous post Next post
Up