Легенда №17 (2012): Фильм, который стоит решиться посмотреть

Sep 18, 2013 14:00

Вот и началась в российском кино череда фильмов по биографиям. До этого отчественные создатели пахали другие поля: комедии, фантастики, боевиков, или основанных на популярных в советское время литературных источниках. Да только, говоря грубым языком, не сильно поперло. То ли создатели были слабенькие, то ли вообще «нерусской национальности», которые чего уж скрывать, еще не поняли как в России снимать кино для русских зрителей. Хотя банальный ответ безусловно есть — любое кино в РФ сейчас снимается для коммерческой выгоды, в худшем случае для наград, а не для благодарного зрителя с некоторым коммерческим ожиданием! Об удовольствии незаурядных людей, любящих кино, мне вообще говорить не хочется. Если мы ищем эту составляющую в фильме, то идем без сомнений не на российскую картину, а на американскую и реже английскую или французскую.

Но Легенда 17 каким-то образом стала исключением!

Фильм напоминает советское кино — среднее и местами крепкое. Но эти «места» только навевают какие-то забытые воспоминания, которые даже после просмотра остаются смутными и неокрепшими. Нет больше советского кино — как и хоккея. И это я произношу без сожаления, т. к. исторический выбор государством и народом сделаны и то, что этот выбор плохой говорить еще рано. А вот хоккей действительно мне жалко. Но если не признаемся, что «имея желание жить в хорошем помещении, требуется переклеить во всей квартире обои, потому что в пустотах под ними носятся тараканы — или ремонт так и не будет закончен». И ждать хорошие фильмы можно начинать только после колоссальных перемен во всем государстве. А вот произойдут ли они — вопрос уже политический и исторический. Только вот я отвлекся — пора бы вернуться на рельсы рецензии.

Начало фильма и уже вопрос — Чебаркуль? Выкинь эту ветку повествования и ничего не изменится. Правда не будет эффектной сцены на межтрубном тросе. Но похоже эта ветка истории «семнадцатой легенды», столь сомнительная для меня, была действительно необходима сценаристу и режиссеру для формирования представления о характере, молодости, взглядах.

Проблемы со звуком. Точнее с закадровой озвучкой на стадии пост-продакшина, когда перезаписываются голоса героев, или выясняется, что могли сказать получше, нежели на съемочной площадке. И для отечественного кино простительны и огрехи в сюжете и даже не совпадающие движения губ и голоса на финальном звуке. У нас будто даже правила нет такого — записывать окончательный вариант на площадке и не переписывать на коленке сценарий и отдельные реплики героев, поняв наконец, что так звучать будет «сильнее», сидя за монтажом примерно за месяц до выхода в прокат. И как было заведено во времена Хрущева и Брежнева — резать, кромсать, править и угождать, так и сейчас похоже. Простите дотошность, но я устал видеть и слышать, как актеры беззвучно говорят, например, «пицца была неплохая, но давай в следующий раз закажем картошки», а слышим мы «отстоим честь и достоинство нашей великой страны». Дорогие создатели, определитесь уже с окончательной версией сценария до начала или во время съемок и не допускайте этого цензурно-расслабленного советского пофигизма в картинах, которые вы потом несколько лет будете осмеливаться приводить в пример.

Актеры. Много новых лиц, но удовольствие все равно получаешь только от Меньшикова… а злиться по-настоящему можешь только на Меньшова. Совпадение? Ни Данила Козловский, актеры, игравшие других хоккеистов не дали мне того ощущения советской непобедимой сборной. Будто была одна цель в сюжете — показать, что в той сборной были только Тарасов и Харламов, а остальные члены сборной, без права голоса и мнения. Ни один из старших товарищей не дал ни одного самого ничтожного совета, не сказал напутственного слова своему молодому товарищу по клубу и сборной. И это сборная сплошь состоявшая из Легенд, а не Харламова и безымянных товарищей. Но это снова вопрос к сценаристам.

Как будто вся история жизни, и не одной(!), сводится только к единственной игре — первой в великой серии. Напомню, что в серии было проведено 7 игр и 3 из них выиграла сборная Канады(ай, как не патриотично, но факт). Будто после этой игры ничего не было: миф о непобедимом канадском хоккее развалился, как и сам хоккей, а советский спорт, водрузившись со стягом на тело этого исполинского североамериканского чудища, стал непобедимым. Даже утверждение, произнесенное таким шутовским тоном, кажется абсурдным. Думаю, просто в этот миг в западном полушарии узнали, что не только родоначальники умеют играть в свою игру, а американцам и европейцам предоставился шанс поболеть не только за своих северных соседей, но и открыть для себя новый мир и грань в спорте. И эту самую грань начертила советская сборная 1973 года.

Не скрою, что игровые сцены порадовали и местами глубоко в себя окунули — хотя и моменты халтуры так явно пробегали перед глазами. Эту халтуру с применением компьютера мы еще видели в бекмамбетовских дозорах, в Турецком гамбите — и мне кажется, что фильмы снимают, продюссируют, и создают к ним спецэффекты примерно одни и те же люди — почерк не меняется, меняются только буквы в названии и актеры на экране. Уже слышу примерный ответ на мой вопрос — «у нас уже, как бы, сложился свой стиль в кино с элементами компьютерной графики» — и тут мне тоже нечего добавить, кроме ноты сожаления. И спасибо американским создателям фильмов на спортивную тематику, что российским было куда смотреть и из-за которых не сплоховали с очередным «дебютным выступлением».

Но один тот факт, что это кино можно смотреть и не выключать его посередине — уже неплохой факт, согласитесь? Плюс людям предоставлена возможность познакомиться таким вот образом с биографиями ярких людей мира спорта. Даже просто узнать, что были такие Тарасов, Харламов, Третьяк, Михайлов — это уже один шаг назад от пропасти исторической непросвещенности. И я могу посоветовать посмотреть этот фильм, если вы истосковались по русскому, правильному, крепкому, похожему на советское… вызывая в себе ноты ностальгии. Ведь не мне говорить вам, в каком состоянии сейчас находится качество(именно оно) выпускаемых картин. Таких картин, что даже среднее кино, как это, смотрится шедевром. Остальной единственно правильный для вас вердикт останется за вашей стороной.

7 из 10
Рецензия на Кинопоиске на фильм «Легенда №17 (2012)»

Previous post Next post
Up