Великий Гэтсби (2013)

Sep 06, 2013 11:00

Это одно из тех произведений, которое советуют посмотреть каждому… Как «Преступление и наказание» в школе — нравится вам или нет: автор, фабула, повествование, страсти главного героя, — но прочитать следует. Оговорка — русскому человеку следует! Здесь, все же, ситуация несколько иная.

Повествование. Эта картина о типе человека, о персонаже, которого еще не было, и которого я точно никогда не видел. А сама история, рассказанная так непринужденно, будто в ней нет ничего важного — лишь какая-то идея… замысел, чтобы раскрыть перед нами некую сокрытую тайну отношения к человеческой жизни, происхождению многовекового межклассового фронта. Да и это лишь возня, разборки с внутренним беспорядком, творящимся в душах «богачей». Единственный человек, который был способен понять и примирить оба мира — это Гетсби. Он прошел путь из пропасти бедности, на вершину новоришей. И не важно, каким путем он нажил это добро или ему помогли нажить… (и нажил ли вообще?). Важно другое — он был способен расширить возможности понимания между людьми разных сословий, перекинув мост через пропасть, расширяющуюся каждое мгновение, пожирая каждого, кто захочет попасть с берега бедности, в край богатсва. Но он просто устраивал вечеринки во имя любви.

Да! Отдельный пункт — вечеринки. Роскошь, богатство, золото, мишура, музыка, огромный замок, фейерверки, девушки в перьях, кутежи, хрусталь, знаменитости, надувные шары, шампанское и виски, и все под танцы и даже пляски, звуки органа и групповые представления — только этими словами сложно описать пышность вечеринок Гетсби. Проще один раз увидеть — а еще лучше попасть. Рядом с этим великолепием для взора меркнут все экранные клубные гуляния, когда-либо снятые в Голливуде — чей «шик» обычно сводился к громкой музыке и прыгающей дискотечной толпе. Мне, признаюсь, как прочитавшему книгу, было крайне неловко начинать смотреть фильм, из-за простой уверенности в невозможности снять картину, отдаленно похожую на представленное в литературном источнике. Сомнения ушли где-то на 30й минуте.

Интрига. Для тех, кто читал книгу, ее почти что нет. Но жизнь человека, способного на все ради своего прошлого и, если позволите мне глупость высказывания, возможности пустить шикарной пыли в глаза, обвешав всех прохожих и знакомых новогодней мишурой в разгар нью-йоркского августа, только для того, чтобы его заметили — это не простая жизнь!

Это красивая история об одном непонятом, удивительном человеке, которого окружила тьма общественной слепоты, и которому даже все богатство мира не помогло бы пробиться через беспечность чужого и не родного мира. Он так и остался застрявшим посреди пропасти, между двумя мирами, отвергнутый первыми, не принятый другими. И те и другие запомнят только богатство — но одни с завистью и только нищим людям присущим преклонением, другие с презрительной осуждающей ухмылкой, ведущие монолог с собой в утешении, говоря что-то про кровь и свое безупречное воспитание. Это не низость — так было проложено и отстроено веками, и потомки прошлых феодалов не могут попрать прах своих предков, якшаясь с шлаково-серыми человечками, что сгружают уголь растущего золотого города на нью-йоркской свалке. В этой ноте или песне, что поется не одну сотню лет: «Мы с вами не ровня, мы не одной крови, вам никогда не стать нами, всегда будет стена…», — нет ничего дурного. Так и есть — и на правду глупо обижаться!

Но это все психология фильма. В него можно погрузиться с головой, так и не вынырнув. Пора бы уже обратить взор и на людей и технологии, что представили перед нами свое безупречное творение.

Ход с музыкой, которая окунула нас не в эпоху, а в ощущения, давая прочувствовать шикарность вечеринок, остроту момента, алкогольный дурман, приправленный «медикаментами». В те времена еще не писалась музыка о попойках, тусах, грандиозных гулянках… и для этих гулянок музыка тоже не писалась. И этот выбор мое сознание полностью поддержало, уверяя меня, что я смотрю не фильм о первой половине прошлого века, а сама эпоха настойчиво окружает и приглашает к себе. И, признаться, я уже подустал слушать джазовые квартеты улыбающихся афроамериканцев, коими навязчиво пестрят фильмы об этой эпохе.

Операторская работа ошеломляющая. Такой грамотной компановки кадра, где каждая важная и второстепенная деталь бросается в глаза, не давая зрительному сознанию переутомиться, от бессмысленных движений и тряски, давно не представлялась на зрительский суд. А выбор современной цифровой камеры Rad Epic, дающую столько четкую, бесшумную картинку, в пику пленочным аналогам, от которых до сих не могут отказаться 70% режиссеров, позволил окунуться в цветовую сказку, местами граничащую с прекрасным безумием.

Актеры — будто ожившие образы, сошедшие с листов книжной классики. Уверен, что многие годы именно таким и будут представлять Джея Гетсби — каким его показал легенда современного киноискусства, Леонардо ДиКаприо. Весь фильм дышит им и будто живет в его напряженном взгляде, на кончиках его пальцев, струится изгибами костюмов, идеально подогнанных по фигуре. Тоби Макгуайр для меня открыл столь значимый образ рассказчика, Ника Керреуэя, как личность, которая богатством своего мира наблюдателя и пройденного пути может соперничать с миром Гэтсби. Не много иной я видел «золотую девушку», нежели показанную нам игрой Кэри Мэллиган. Но тут уже встал вопрос о вкусе режиссера и моем личном — я, как благодарный зритель, не буду развивать мнение до обреченной едкости. Джоэл Эдгертон и его Том Бьюкэнен столь достоверен, что, простите мою грубость, несколько раз захотелось плюнуть в лицо.

Но это все эмоции и сентиментальность, выращенная на сердечности. И тому и другому я обязан Ф. С. Фицжеральду и Базу Лурману. Классичекое произведение прекрасно легло на фантазию режиссера, что он сумел для меня заново открыть историю, прочитанную когда-то. Классика ожила и предстала перед нами не костлявой старушечьей историей, а актуальным вызовом времени — броском через все поле, прямиком в руки нашего сознания.

Для меня этот фильм — искусство! Настоящая картина, на которую захочется смотреть часто, искать новые штрихи, черпать вдохновение. Будет ли она для кого-то столь же знаковой и прекрасной — не стану говорить утвердительно. Но определенно она еще откроет многим ищущим умам что-то важное. Хотя, возможно, это лишь моя надежда, что мерцает, будто зеленый огонек для Джея Гетсби на другом берегу.
Рецензия на Кинопоиске на фильм «Великий Гэтсби (2013)»

Previous post Next post
Up