Реальность vs виртуальность

Dec 12, 2016 01:09

Этот пост - ответный на ряд постов, посвящённых теориям EMP (Extended Mind Palace - Расширенные чертоги разума) или EDT (Теория продолжающегося сна), говорящим о том, что события третьего сезона целиком или частично нереальны и происходят в чертогах Шерлока.

Впервые предположение о том, что весь 3 сезон происходит в голове Шерлока, находящегося в коме после прыжка с крыши Бартса, было высказано в этом блоге ещё до выхода в эфир 3 серии 3 сезона, 9 января 2014. После выхода "Обета" автор утвердился в своём предположении, и к 27 января оформил это в теорию.

Ближе к выходу 4 сезона в шерлокофандоме стали популярны теории, что Шерлок ещё не очнулся после выстрела Мэри (вариант - после того, как он потерял сознание на Бейкер стрит), и в чертогах происходит действие второй половины "Обета", а также вся "Безобразная невеста".

И наконец, 9 декабря в сообществе была опубликована "теория комы", автор которой moire_rebma также давно разрабатывает предположение, что весь третий сезон + рождественский спешл происходят в голове Шерлока.

Эти теории, с одной стороны, кажутся хорошо обоснованными, но с другой вызывают множество вопросов и возражений.
Обоснования и доводы в защиту этих теорий приведены их авторами, а в этом посте я постаралась собрать все доводы против, которые возникли у меня и других участников обсуждений (в основном в тумблере, где эти теории в последнее время рассматриваются). Они представлены под катом и для удобства обсуждения разбиты на пункты.

1. Необходимость
"Теории сна" возникли как объяснение странности и неправдоподобности некоторых событий 3 сезона, в особенности его последней серии. Однако любая "странность", которую приводят как доказательство того, что это происходит "во сне", может быть объяснена по-другому. И даже если принять, что та или иная сцена разыгрывается в воображении (например, сцена встречи Шерлока и Магнуссена в кафе), это не влечёт за собой необходимости переносить в область воображения и все остальные сцены из этого временного отрезка.

2. Неправдоподобность
Вообще "правдоподобность" и "странность" - очень условные понятия для этого шоу, в котором с самого начала было очень много странного и неправдоподобного. Я не вижу точки, начиная с которой отчётливо начинается внезапная смена "реалистичности" на "странность". На мой взгляд, градус "бредовости" происходящего нарастал плавно и постепенно ) Недаром среди приверженцев всевозможных "теорий сна" нет согласия по поводу этой точки перехода - различные теории устанавливают начало "сна-бреда":
- после обморока Шерлока на Бейкер стрит;
- после выстрела Мэри;
- после Рейхенбаха;
- и даже после бассейна (в котором произошёл взрыв).

Логичным в этом случае будет объявить всё содержание сериала происходящим в воображении Шерлока или Джона... или кого-то ещё ) Вот только зачем?

3. Цель
Это главный пункт уязвимости этих теорий. Она возникла из желания неудовлетворённых зрителей опровергнуть то, что им не понравилось, сделать это "нереальным", никогда не происходившим на самом деле. Их основания понятны.

Но давайте посмотрим на это с точки зрения создателей. Зачем бы им прибегать к такому сомнительному и рискованному ходу? Какова цель авторов шоу, которые без всяких причин превращают половину сериала в "сон", игру воображения? Что это даёт? Это ходьба по кругу, топтание на месте, возвращение к старому и копание в одном и том же снова и снова. Такое не в стиле этого шоу. Они всегда продвигались вперёд в быстром темпе, стараясь сохранять таймлайн соответствующим реальному течению времени и предоставляя зрителям самостоятельно заполнять пробелы (и это то, что нам всегда нравилось). Внезапный переход от реальных приключений к "психоаналитическому" ковырянию в подсознании - это более чем странный и ничем не оправданный "твист", резкая смена формата фильма. Это не имеет никакого смысла. Такое выглядит как "мы зашли в тупик и решили объявить всё происходящее с произвольного момента сном-бредом". Это то, что сделали фанаты в поисках объяснения, однако для шоураннеров это, в моём представлении, было бы провальным ходом, демонстрирующим их несостоятельность.

4. Запутанность
Строение 3 сезона действительно значительно сложнее предыдущих, что способно запутать зрителей. Но введение объяснения, которое предлагают "теории сна", нисколько не помогает лучше понять его - наоборот, осложняет ещё больше. "Расширенные чертоги" - это путаница, непонятная и неинтересная широкой аудитории. Большинство зрителей разочаровывает, когда то, что им показали как "реальность", вдруг оборачивается сном или чем-то, происходящим лишь в воображении. Такой ход обесценивает переживания зрителей, заставляет их ощущать себя обманутыми, ведь их "раскрутили на чувства" на пустом месте (и оставили в таком состоянии на несколько лет). Это необратимо подрывает доверие к фильму. Невозможность верить тому, что происходит на экране, так как любой фрагмент впоследствии может быть объявлен "ненастоящим", несколько слоёв сна - всё это сбивает с толку и отталкивает аудиторию, которая не хочет разбираться в этой психоделической мути. Такого рода вещи превращают фильм в лабиринт, в котором зрители легко могут запутаться и в результате отвернуться от него. (Да, на такие лабиринты есть свои любители, и немало - но в таком случае на этом строится всё шоу целиком. Иногда в "реальное" шоу вводится один "воображаемый" эпизод, в конце которого устраивается "сеанс разоблачения". Делать же воображаемой значительную часть сериала - ни богу свечка, ни чёрту кочерга.)

5. Развитие характеров
Если "сон" начинается после Рейхенбаха ("теория комы"), это перечёркивает всё развитие персонажей, о котором так много говорилось, которое авторы шоу всегда позиционировали как основной смысл своего проекта. "В реальности" они все остались на уровне конца второго сезона.

6. Возвращение в реальность
"Теория комы" означает необходимость когда-нибудь вернуться ко времени Рейхенбаха, то есть на 5(!) лет назад (и это только на данный момент). Но невозможно сделать вид, что этих пяти (или более) лет "на самом деле" не прошло - ни Бенедикт-Шерлок, ни Мартин-Джон не выглядят сейчас как пять лет назад, и уж тем более они не будут так выглядеть ещё через несколько лет. Писатели могут позволить себе такие фокусы, но кинематографисты - нет. И если допустить, что Шерлок до этого момента не очнулся от комы (и, судя по сетлоку, видимо, не очнётся до конца 4 сезона), то это означает, что он не очнётся уже никогда. Потому что, если 5 сезон будет, в нём невозможно будет сделать вид, что это Шерлок и Джон образца 2011. Это невозможно уже даже в 4 сезоне. Это как с "Гарри Поттером": события неуклонно должны продвигаться вперёд во времени вместе с реальными актёрами - "Гермиона сильно изменилась за лето" )

Подводя итог: какова вероятность того, что события третьего сезона окажутся "сном"?

С очень большими сомнениями я ещё могу допустить, что часть событий "Обета" (после выстрела Мэри или после сцены разборок на Бейкер стрит) может оказаться происходящей в чертогах Шерлока, который прокручивает возможные варианты выхода из ситуации. Это не снимает проблем, которые приносит такой приём (п. 4), но по крайней мере, имеет хоть какой-то смысл и не отбрасывает развитие сюжета слишком далеко назад.
Однако всё, что нам известно о сетлоке, не намекает на возвращение к прошлому материалу. Если убийство Магнуссена произошло только в воображении Шерлока, то Магнуссен должен быть жив и принимать участие в дальнейших событиях. Но нет никаких признаков этого.

Вероятность того, что весь третий сезон происходит "во сне-коме", представляется мне чрезвычайно низкой. Использование такого хода создателями кажется мне нонсенсом, бессмысленным и беспощадным, полностью разрушающим всё шоу.
Хочу подчеркнуть, что это моё мнение по поводу использования такого хода создателями, но не по поводу самой "теории комы". Фаны, в отличие от шоураннеров, ничем не ограничены в полёте своего воображения ) Создание ими любых теорий не является бессмысленным - смысл уже в том, что эта игра ума приносит удовольствие как самим авторам теорий, так и их читателям.

Последний вопрос - соответствие сериала канону АКД, отход от которого был одной из причин желания "отменить" события 3 сезона. Увы, похоже, это соответствие утрачено окончательно и безнадёжно, и тут уже не помогут никакие теории чертогов. На самом деле шоураннеры давно уже даже не пытаются делать вид, что это "современное воплощение Шерлока Холмса" основано на произведениях Конан Дойла - это новый, их собственный герой, с которым они могут делать всё, что хотят. И это до сих пор всё ещё очень интересно.

Шерлок: 3 сезон, аналитика и меты

Previous post Next post
Up