На вкус и цвет все фломастеры разные. Я сейчас про людей, если что.
Есть просто ОГРОМНАЯ куча факторов, которые обязательно необходимо учитывать при воздействии на конкретно взятого человека…
Дисклеймер. С этого момента начинается постмодернизм Mark III. (Даже не II :) Текст, мозговые гиперссылки и картинки. Я предупредил. В том смысле, что люди, которые пишут «многа букф», сразу проходят мимо - их мнение меня НЕ интересует.
И предупреждение. Слово «религия» будет употреблено в тексте ровно два раза. Первый уже был прямо щаз.
:)
А теперь - просто просьба. Встретив в тексте непонятный термин, потрудитесь погуглить. Сами. Всё таки даже столько текста для интернета -- это сильно много. Я, со своей стороны, постараюсь «не умничать».
«И всё-таки, где же у него кнопка?»
Человек с одной стороны устроен ОЧЕНЬ сложно (количество нейронных связей в мозгу отдельно взятого человека описывается «фрактальными числами»), а с другой стороны, проще автомата по продаже газировки. «Нажми на кнопку - получишь результат…»
Существует ровно две «школы»: те, кто думает, что они никем не манипулируемы, и те, кто считает, что «да, конечно, все манипулируют всеми, но конкретно у них ситуация «под контролем». На самом деле, это одно и то же.
Моффат применяет ВСЕ возможные приёмы, описанные ниже. Он просто профессиональный гений, однако. Разберём с примерами:
Поспешность.
После высказывания какой либо мысли срочно перевОдите тему разговора. Потом ещё раз и ещё раз. То, что было в середине, пройдёт мимо сознания прямо в «лимбо». И попадёт в голову.
Это происходит не раз, не два и не три на протяжении сериала. Это происходит постоянно. Особенно это «играет» во всех сценах с Лестрейдом.
Вопросник.
Нужно задавать уточняющие вопросы, но каждый раз немного меняя контекст. То есть, начинать теми же словами, что вам сказали, но каждый раз завершать «по-своему». По чуть-чуть. В результате подводим к совершенно другому ответу, нежели человек для себя принял в начале.
«Ну почему? Что он хотел сказать? Если это был не он, то кто?» -- Произносится при общении Ватсоном постоянно.
Гнев.
Ярость!!! Немотивированная.
Тебя попробуют успокоить, и ты успокоишься… :) Вместе с тем, кто тобой манипулируем. В этот момент человека очень легко рассмешить, приласкаться, промотивировать.
Это уже про Хадсон. Хотя она и крепкий орешек, но ведётся на это постоянно.
Мнимая слабость.
Задача - вызвать у манипулируемого ощущение, что он «лучше». В результате, на твои слова перестанут «обращать внимание» а именно это и нужно для забивания свай прямо в подсознание.
Это про Эвр. Все те моменты из третьей серии. Шерлок даёт ей понять, что она «победила».
Ложное проявление сильных чувств.
Стоит разыграть влюбленность, почитание, восхищение, и ты получишь сильно больше, чем если бы попросил.
Про несчастную девочку из морга. На ней вообще играют, как на скрипке. Мне вот реально жаль её больше всех.
Болтовня.
Есть люди, которые взвинчивают темп беседы до невозможной для собеседника скорости. У объекта манипуляций нет времени подумать. Излишне быстрый темп речи, и профит за счёт отсутствия времени «на подумать» у собеседника.
Этим приёмом пользуется и Шерлок, и Мориарти, и Эвр. Цейтнот, переходящий в цуцванг. «Тик-так»…
Так что, в нас "сыграли" вслепую. Этот сериал -- проявление манипулятивных способностей безумного шляпника.