Фото для привлечения внимания: иркутско-московско-литовская диаспора на нынешнем фестивале
У меня было подозрение, что ощутимый перерыв должен дать какой-то другой угол зрения на мероприятие. Как-то так и получилось.
Живём и что-то делаем мы. Развивается фестиваль. Довольно долго этот фестиваль был для нас вселенской надеждой и опорой, источником вдохновения и разнообразных материалов. В далёком 2006-м поездка позволила нам, не побоюсь этого слова, совершить прорыв и лучше понять то, что мы делали, и указала нам направление развития на долгие годы.
За это время мы научились читать источники и реконструировать по ним танцы, ставить спектакли и вести интерактивы на любое количество человек, ну и собственно танцевать научились тоже )))
Мы продолжали ездить на фестиваль. По деньгам это было не слишком дороже, чем за тем же в Москву. Нас неизменно привлекал коллектив преподавателей и мысль о том, что здесь "все в одном флаконе", дружественная атмосфера, интересная программа - всегда было что-то, что пообсуждать и о чём потом поразмыслить. Всегда было интересно смотреть опыты разных постановок и анализировать - материал-то один, и его не слишком много.
Более того, фестиваль представлялся хорошим опытом для наших танцоров - чтобы посмотрели, как бывает. На фестивале можно увидеть довольно широкий спектр этого "как бывает", и сравнить с тем, что мы сами делаем. В том числе для того, чтобы потмо не терять голову от разного странного, встреченного дома. Такая проверка курса, ага.
Ещё для всех наших очень ценным всегда был опыт участия в танцевальных показах по итогам классов. И наши собственные спектакли, конечно же. Из больших постановок, сделанных до 15 года, Краков не видел только Короля Лира, всё остальное было показано там. Нас и в этот раз постоянно спрашивали - а когда мы привезём что-то новое или снова покажем Легенду? У меня всегда не хватало вокабуляра, чтобы нормально обсуждать постановки с преподавателями, и объяснять, что, зачем и почему, но послушать, что люди думают, было всегда полезно.
Ну да, было тяжело, суетно, ответственно, хлопотно. Но оно всегда того стоило, а поездка 2012 года уже стала студийной легендой.
Итак, мы не были там два года, а с момента последней поездки прошло и вовсе три. Что изменилось?
Глобально - не так уж и много. Фестиваль продолжается. Базовые классы присутствуют в программе. Участники есть, и они не только из Польши. Тема и её изюминки в этот раз была от нас бесконечно далека - корейские танцы оставили неоднозначные впечатления. Зато Алакнанда с её неистощимой энергией уже кажется родной и знакомой, хоть мы и не будем этим заниматься :)))
Нас там очень рады видеть, и вообще любят и ждут. Уж не говоря про "помнят", Сова и Лена не давали забыть :) Более того, сложилось ощущение, что мы так или иначе вписаны в историю фестиваля довольно заметными буквами. Всё же, участники из России редки, и так стабильно, как мы, никто более не ездит.
Да, у нас двоих это был девятый по счёту фестиваль, а у Совы одиннадцатый. В связи с этим размышления: многие ли танцоры ездят по стольку лет на фестивали, даже если этот фестиваль географически рядом с ними?
Ещё одна мысль была такая: а много ли сейчас на фестивале было людей, которые ездят туда так же долго, как и мы? Ну, я нескольких насчитала. Часть, конечно, просто развивается: начинали танцорами, теперь возят коллективы, или были просто участниками, а сейчас танцуют в основном составе Краковии Данцы. Мало кто как танцевал, так и танцует, или как возил коллектив, так и возит. Но встречаются.
Я по этому поводу задумалась: неужели мы не развиваемся?
И снова вопрос: чего ради мы туда ездим.
Первое - классы преподавателей. И даже не столько сами классы, сколько общение с ними на танцевальные и околотанцевальные темы. Дорогого стоит посидеть в кофейне с Мари-Клэр и поговорить за миссию танца в окружающем мире :) Или обсудить наши повседневности с Романой.
Сами классы, конечно, тоже да. Мы целились на четыре, три стандартных плюс начинающая Ана Епес, но именно этот класс, конечно же, не сложился в силу расписания. С одной стороны жаль, с другой - три класса лично мне физически были проще четырёх. Я как-то сильно не в форме, это меня пугает и расстраивает.
По пунктам.
Французский ренессанс и Мари-Клэр - отличный класс для тела, души, сердца и всего, что там есть ещё. Я люблю танцы Арбо, и меня неизменно восхищает, как М-К с ними работает. Ну да, материала мало и он весь давно известен. Но давайте сделаем из него ещё вот это и вот это. Плюс разминки-растяжки отличного качества. Хорошо сбалансированная группа и самый готовый показ на сцену. Кроме того, каждый раз, когда мне не моглось что-то делать и болели ноги, я пинала себя так: "посмотри на неё, она старше тебя, и она прыгает!" Да, она старше меня и она прыгает. И как прыгает! И это прекрасно. Это надо видеть, с этим человеком нужно общаться. Если вообще работать с ренессансом, конечно.
Итальянские танцы и Глория. Я не была знакома с Глорией до этого фестиваля, и я очень рада, что познакомилась. С этого класса я взяла очень много в методическом плане, а это в сто раз ценнее любого нового танца. Мы много говорили о шагах, об их смысле, содержании и настроении, и это было прекрасно. И у неё техника Барбары, и это тоже для меня много значит. Хорошо бы это была не единственная наша встреча. Я надеюсь, что достаточно вдохновлена, чтобы работать с итальянским материалом дальше.
Мазур и Лешек. Вечная и очень любимая тема. Повезло, что в этот раз был именно мазур, а не ранние прикладные экзерсисы. Повезло, что встретились с новым источником. Конечно, нужно будет почитать текст, чтобы понять - что именно оттуда он взял в постановку, кроме фигуры, фигура отличная, кстати. Проверили свою технику, остались довольны. Очень порадовались, что много работали над сочетаемостью разных шагов, и нам многие вещи были проще, чем другим. Также некое довольство всегда вызывает эксклюзивность материала :)
К слову, иногда доводится читать о том, что кто-нибудь взял Местенхаузера (как самый доступный польский девятнашечный источник) и работает с ним. Но разу не довелось при этом видеть, что получается в итоге. О да, я видела, что бывает, когда с польским мазуровым материалом работает человек, не имеющий в ногах польской мазуровой базы, это была Ханнелоре и это было, при всём громадном уважении к ней, удивительно. Но с другой стороны - всяк имеет право на свою интерпретацию источника, и не обязан базироваться именно на польской мазуровой базе :)
(это так, заметки на полях)
Сова ходила ещё на барокко к Барбаре Сигал и на начинающую группу к Ане Епес. Она довольна.
Что было ещё и чего не было.
Я уже писала, что в этот раз на вилле Дециуша в этот раз было только открытие. Классы проходили в городе, на Гроблех, а вечерние показы в Чолке. На вечерние показы мы не ходили ни разу - тематика не вдохновляла. Это были корейцы, индийцы и фламенко. Ходили на открытие выставки, посвящённой фестивалю и танцу - это было хорошо. И сама выставка, и мероприятие из серии "собраться и потусоваться". В фб был пост с фото.
Так вот, чего в итоге не хватило. Как раз этого "потрепаться-потусоваться". Когда всё было на вилле, то все варились более-менее в одном котле, всё время встречались, пересекались и всё такое. С утра и до вечера. А сейчас по окончанию классов все разбегались. Как будто что-то не договорила (конкретная я, хз что, но ощущение есть).
Из-за нового формата пятница тоже была новая: классы нормальной длины, а после классов в Чолке официальное закрытие, фото и бал для участников. В итоге туда пришли далеко не все, и даже на фото народу меньше, чем было на классах, по опять же личному ощущению. Про бал в пятницу я тоже писала - все умотались и быстро разбежались, тем более, что вёлся бал для такой аудитории, на мой опять же взгляд, несколько затянуто и чересчур подробно. Всё-таки все танцующие и умелые, можно не жевать. Мы постарались делать свою часть быстро, но не все до нас дожили, увы.
Да-да, очень приятно, что зовут вести бал. В прошлый раз для меня это был прямо прорыв - вести интерактивы на нерусском языке :)
Дальше уже были фестивальные суббота и воскресенье.
Новшество, которое мне не понравилось: все показы по итогам классов упихали в полтора часа. Всех - и начинающих, и продолжающих, и пантомимы-дель арте. 50 минут чистого времени плюс входы-выходы и объявления. Это мало. Это капец как мало на мой взгляд. Этого не хватило: тусоваться, болтать, смотреть друг друга, все только истерически одевались и снимали, и всё. Я, кажется, поняла, почему было так. Из-за других площадок. У Чолка и в Коллегиум Майюс (университет) были показы, смешанного состава - Краковия Данца плюс немного местных фестивальных, вроде той же Школы танца Джейн Остен и других. И некоторые участники были задействованы и в общем показе, и там, а там - это три часа действа, за это время программа повторялась три раза. Было здорово, особенно в университете, там сначала Мари-Клэр и другие показывали сценку из жизни двух балбесов-студентов, а потом Глория и приближенные к Краковии Данце девы танцевали о космосе и мировой грармонии, это там тоже было в тему, ибо Коперник учился в этом университете и там про него есть тема. В Чолке тоже было два показа: чисто Краковия Данца в польских традициях и Джейн Остен с участием Барбары Сигал и Билла - история о школе танцев и волшебном веере. Мне понравилось. И сразу захотелось привезти и показать Барышню-крестьянку.
Ещё момент: непрерывных показов на основной сцене не было. Полтора часа итогов классов, потом один два показа приехавших коллективов - и всё. И была проблема, связанная с хождением в костюмах по городу, а это для нас существенная часть фестиваля и ощущения от него. Негде было оставить вещи, чтобы о них не беспокоиться. И вообще при таком расписании все нормальные люди сняли костюмы, сойдя со сцены, и не парились. Мы же пошли в них обедать и смотреть показы. Ну, про свой костюм я планирую всё же отдельный пост, а тут смысл в том, что раньше в костюмах по городу ходило больше народу и это казалось правильным. Сейчас всё стало более утилитарным, и это грустно.
Что было однозначно круто: Сбандератори. Они были, они были полным составом - и с флагами, и с барабанами, и с трубами, и знаменосец впереди, и танцевальная группа тоже. И смотреть на них вживе было круто-круто. И очень жаль, что нас было только трое. Конечно, всё снимали, но... ладно, поглядим.
У нас не получилось посмотреть на выступление танцевальной группы, и я об этом жалею. Но рваться тоже уже не хотелось.
В воскресенье мы уже не парились, а переоделись сразу же, как закончили показы. К тому же, пошёл дождь.
В воскресенье ещё был день общения - обед с Аней Петрус, кофе с Мари-Клэр, потом ещё вечером после спектаклей всяческие прощания и прочие добрые слова.
И о спектаклях. В субботу был гибрид из индийцев и корейцев. И вот там-то как раз индийцы показались милыми и родными :) Нет, кореянки прекрасно движутся, особенно в тяжелых костюмах, а их работа руками с веерами просто ух. Но - другая галактика. А их вокал - другая галактика вдвойне, не все вынесли силы и эмоциональности звука, некоторых просто снесло.
А в воскресенье - спектакль Краковии Данцы про веер в разных культурах и эпохах. Круто. Особенно мне зашла постмодернистская часть про фей и эльфов - словами не опишу, это множество отсылов в самые разные времена и эпохи и культурные слои.
А потом фестиваль кончился, и это всегда грустно :)
Итог будет такой: в следующий раз я хочу туда с группой, показом, спектаклем и ещё чем-то там, не просто участник на классах. Классы классами, но и остальное тоже требуется. Нужно развиваться дальше.
А вот получится или нет - время покажет.
Многофото - в фб, авторства Ilya van de Pavert.