Тут некоторые блоггеры ажно клещи впиваются в местную журналистику - то в отдельных звёзд, то в целые коллективы, и пригвождают к позорному столбу.
Пойду против мейстрима - хочу порекомендовать к прочтению номер газеты "Оренбуржье" за 13 марта. К сожалению, на сайте издания обозреваемые публикации вряд ли появятся, поэтому - только бумажный вариант.
На 7-й странице - статья Вильяма Савельзона "Порт Оренбург". Как вы догадались - на тему судоходства по Уралу. Материал проиллюстрирован четырьмя фотографиями, в том числе
фотографией, запощенной месяц назад
vadhor`ом (А вот один из оренбуржцев выложил в Интернет фото: счастливые отдыхающие дома отдыха "Энергетик", среди которых и совсем молодая бабушка этого человека, отправляются в плавание по Уралу - В.Савельзон).
Материал спровоцировал меня немного погуглить, о результатах докладываю.
Представляете, имеются свидетельства существования в истории сухопутного Оренбурга целых двух верфей: в середине позапрошлого и в середине прошлого столетия.
В конце 1840-х "на правом берегу Урала прямо перед домом корпусного командира" построены две шхуны "Константин" и "Николай", названные в честь членов царствующей фамилии. Предназначались они отнюдь не для Урала. Готовилась экспедиция по исследованию Аральского моря. Это сейчас оно пересохло, а тогда было ого-го.
Командовал экспедицией Алексей Иванович Бутаков - участник двух кругосветок, будущий контр-адмирал. Волее судеб участником этой экспедиции в качестве художника стал Тарас Шевченко (приветствие кобзарю от оренбургских журналистов, на тему их внезапно обострившихся взаимоотношений
я высказался тут). Шхуны тащили до Арала в разобранном виде. В устье Сырдарьи суда были собраны и принимали активное участие в исследованиях.
Эта акварель Т.Шевченко называется Шхуны у форта Кос-Арал. А изображенный на ней плавсредства с большой степенью вероятности есть продукция оренбургского судостроения под именами "Константин" и "Николай".
Позднее Бутаков был командирован в Швецию для заказа двух пароходов, которые также в разобранном виде доставлялись до Арала. В 1853 году оренбургскими казаками основан Казалинск, на верфи которого, в частности, были собраны ещё два парохода, привезенные Бутаковым на этот раз из Америки.
Эти события происходили на фоне освоения и присоединения к России Центральной Азии. Аральская флотилия принимала в этом активное участие. Её суда бороздили не только Арал, но и поднимались вверх по Сырдарье и Амударье как с исследовательскими, так и с военными целями.
Надо заметить, что ближайшим территориальным соседом Казалинска является местность под названием Байконур. Так наши казачки протаптывали для своей страны тропинку в космос.
После печальных завихрений гражданской войны в Казалинск в очередной раз занесло многих наших земляков. Мне доводилось встречать в Оренбурге людей, у которых были родственники в этом городе на юге Казахстана, а уж среди жителей моего родного Буранного и соседнего Изобильного (где покоцали Самуила Цвиллинга) родственные связи с казалинцами обнаруживались сплошь и рядом.
Продолжение следует.