Дума о кобзаре

Mar 15, 2013 17:56


Как не старался, не сумел промолчать в свете приснопамятного наброса ГТРК "Оренбург" на "шевченковский март" и всех к нему причастных, начиная от нынешнего министерства культуры области и заканчивая краеведом Леонидом Большаковым и, собственно, самим виновником торжества.

Как блоггер, набросы я люблю. Но тут с плошадкой неувязочка вышла - государственная телерадиокомпания явно не та трибуна, где подобным можно заниматься. Чтобы потом не клясться в любви, не заигрывать с поруганной стороной, и не отрабатывать, как провинившийся муж на кухне.

В сюжете проводится мысль, что Т. Шевченко "повезло с исследователем", имея ввиду не столько литературоведческий, сколько пробивной талант Леонида Большакова. Так ведь не Большаков, и не первый секретарь Оренбургского обкома КПСС Коваленко ввели Тараса Шевченко в пантеон более-менее значимых фигур XIX века, уделили ему несколько абзацев в советских учебниках.

И хотя и Гоголь, и Белинский были о кобзаре невысокого мнения, они всё-таки о нём высказывались. О ком ещё из ссыльных, побывавших в Оренбуржье, высказывался Гоголь? Так что Большаков возделывал благодатную почву, и не притягивал Коваленко своего земляка за уши. И есть, наверно, глубинные причины, по которым культурное мероприятие, затеянное ещё в 70-е годы прошлого века, не умерло и по-прежнему проводится.

Надо сокрушаться не тому, что слишком много внимания в Оренбуржье Шевченко уделяют, а тому, что не помнят, и никак не отмечают многих деятелей культуры, чьи судьбы так или иначе пересеклись с Оренбуржьем.

Конечно, огорчило зашкаливающее за разумные пределы количество профессиональных русских и профессиональных украинцев, огорчило их суечение и в самом сюжете, и вокруг него.

Но больше всего в материале гтрковцев меня поразил один момент. Авторы горькими слезами обливались, сожалея, что в оренбургской ссылке Тарасу слишком легко жилось: пьянствовал, гужбанил, нарушал безобразия, несмотря на свой опальный статус. По мысли журналистов ГТРК, его надо было все 10 лет держать в кандалах, на воде и хлебе, заставлять махать киркой на сольруднике по 14 часов в день, за невыполнение нормы п$дить батогами. И это всё за какие-то памфлеты про царицу.

Вот тогда бы он, может, и заслужил мартовские чтения. Простили бы ему за язвы на теле и русофобию, и невеликие стишки, и ненаписание блатняка (всё же зек) про оренбургские степи.

Брррр...




пациенты, Оренбуржье, история

Previous post Next post
Up