Региональная экономическая политика: "Быть или не быть?"

Jul 13, 2010 15:23



Выступление на Обнинском инновационном форуме 12 мая 2010 года

Стратегия 2030 для Калужской области

Стратегия догоняющей модернизации - тупик для российских регионов (если мы ставим цель развиться до среднеевропейского уровня), так как не принесет достаточных средств для коренного апгрейда  инфраструктуры и социальной сферы. Лишь долгосрочная инновационная стратегия под лозунгом «Инвестируй в человека» может помочь удовлетворить высокие требования калужан и амбиции региональной власти.


Догоняющая  модернизация

Сегодня Калужская область - лидер новой индустриализации. Регион отличается новыми качественными показателями роста. В ЦФО он занимает первое место по показателю инвестиций на душу населения, в РФ - второе место. 5-е место в РФ по объему промышленного производства на душу населения. Это результат привлечения крупных промышленных инвесторов, которые осваивают Калужскую область на протяжении последних нескольких лет  (см. Рис. 1).

Рисунок 1

Калужская область - лидер новой индустриализации

Источник: Презентация на Первом Инновационном форуме в г.Обнинск, 13 мая 2010 г. (материалы Министерства экономического развития Калужской области)

График 1

ВВП на душу населения (долларов по  ППС)

Источник: Презентация на Первом Инновационном форуме в г.Обнинск, 13 мая 2010 г. (материалы Министерства экономического развития Калужской области)

Та финансовая модель, которую область построила для развития автомобилестроительного кластера и индустриальных парков, показывает, что максимальный эффект от новой индустриализации и реализации начатых крупных инвестпроектов - это прирост ВВП к 2015 г. на  40%, а в пересчете на душу населения - достижение уровня в 10 тыс. долл. (см. График 1). То есть и через пять лет при следовании по этому пути важнейший показатель (валовой региональный продукт)  приблизится к среднероссийским показателям (с учетом Москвы и нефте-газовых регионов). Обогнать мы сможем только при условии если в нашем продукте будет высокая инновационная составляющая, высокая добавленная стоимость.

Стратегия-2030: «Инвестируй в человека»

Поиск новых источников экономического роста привел к разработке Стратегия развития Калужской области до 2030 г. - инновационной, по сути. Ее главная цель - создать и развить ту инновационную инфраструктуру, которая стала бы привлекательной для местных инноваторов и для инноваторов за пределами области. При этом центр тяжести внимания со стороны администрации области будет постепенно смещаться от привлечения крупных инвесторов («дымовых труб») на привлечение людей и компетенций, т.е. носителей идей, инициаторов проектов. Это означает новое качество роста региональной экономики. Люди - ключевой элемент Стратегии развития Калужской области. Не случайно, она и названа - «Инвестируй в человека». Здесь на первый план выходят не инженерные площадки, и даже не столько сама инновационная инфраструктура, сколько качество города, городской среды, качество региона. Однако собственно эффект от программы может быть достигнут лишь на третьем этапе ее реализации - после 2020 г. То есть в том числе и после достижения эффектов от политики новой индустриализации региона.

В программе три приоритета: создание инновационной инфраструктуры, пространственное развитие и развитие кластеров. Трудность в том, что двигаться для достижения поставленных целей придется во всех этих трех направлениях сразу.

Элементы инновационной инфраструктуры в регионе в значительной мере созданы или обозначены. Это инфраструктура в сфере производства новых материалов, в сфере биотехнологии и фармацевтики, ядерных технологий и радиомедицины, информационных технологий.

Второй приоритет - это гармоничное развитие территорий области, улучшение качества среды.

Создание кластеров для нас сегодня - наиболее очевидный механизм. Стратегия предполагает создание в регионе 7 кластеров (см. Рис. 2). Но стратегия живой документ и уже сегодня, спустя год после ее принятия, у нас появляется понимание возможностей и необходимости расширение списка кластеров: например, кластер ядерной медицины, кластерс систем безопасности и многие другие. Для нас самое это понятие - кластер - не просто модное слово. Регион не может развивать у себя все, кластер - это способ экономии на инфраструктуре, способ экономии на образовании и лучшее понимание целевых групп и аудиторий. Ведь настоящий кластер - это не только якорные сборщики, поставщики, но и региональная система образования, исследований и разработок.

Рисунок 2

Третий приоритет: создание и развитие кластеров

Источник: Презентация на Первом Инновационном форуме в г.Обнинск, 13 мая 2010 г. (материалы Стратегии)

Потенциал - стратегия - проекты

По масштабам научно-исследовательских разработок Калужская область входит в тройку по ЦФО, а по уровню научного потенциала занимает четвертое место. По количеству организаций в научно-исследовательской области, по количеству занятых в этих организациях, по различным рейтингам (НАИРИТ, Эксперт-РА) область входит в двадцатку лидеров по России. Между тем собственно инновационная активность предприятий низка. Только 8,9% всех организаций области осуществляют технологические новации (в среднем по России - 9,4%). По изобретательской активности и патентования изобретений - область занимает 10-е место в ЦФО по итогам 2009 г. Эти цифры говорят о том, что мы не научились коммерциализировать разработки и исследования, которые у нас проводятся. И именно коммерциализации научно-технического потенциала, научно-технических разработок будут посвящены текущие задачи развития инновационной политики. Согласно стратегии развития Калужской области  уровень инновационной продукции должен достичь до 2020 года 20%.

Стратегия развития предусматривает, что на первом этапе «новой индустриализации» - в период до 2015 г. - будет создано до 22 тыс. новых рабочих мест, будет привлечено до 5 млрд. долл. иностранных инвестиций, что, в конечном счете, обеспечит 34 млрд. руб. налоговых поступлений в региональный бюджет в период до 2015 г. (см. Рис. 3). На 1 рубль государственных вложений область привлекает до 15 рублей частных инвестиций.

Рисунок 3

Результаты индустриальной политики

Источник: Презентация на Первом Инновационном форуме в г.Обнинск, 13 мая 2010 г. (материалы Министерства экономического развития Калужской области)

Без сомнения, инновационная политика не может строиться на тех же принципах, что и политика индустриализации - и по причине менее очевидных сроков окупаемости, большего количества косвенных эффектов, нежели прямых. А потому такой путь развития нуждается в поддержке через субсидирование, предоставлении венчурного финансирования, государственных гарантий и кадрового обеспечения.

Стратегия состоит из 12 проектов, которые администрация совместно с органами местного самоуправления будем реализовывать. И большинство из проектов тем или иным способом связаны с инновациями и тем или иным способом связаны с г.Обнинском. Один из этих проектов - венчурный форум и ярмарка инновационных проектов. В дальнейшем мы планируем из г.Обнинск сделать общероссийскую площадку для трансфера технологий. Брендовая составляющая нашего города есть. Другими проектами является создание регионального университета, центра ядерной медицины.

Мифы инновационной политики

Государственные вложения в инновации окупать нужно! Потому что без возврата средств никогда не будет достаточного объема финансирования и никогда инновационная система не будет капитализироваться, финансово наполняться в экономически значимых объемах. Потому что невозможно вечно вынимать деньги из бюджета - то есть отбирать средства у ЖКХ, медицины и образования, не возвращая их обратно. Миф о том, что госвложения в инновации окупить нельзя, уходит в прошлое. Задача сегодня стоит так - научиться деньги вкладывать таким образом, чтобы они возвращались, давали реальную отдачу.

Что для этого необходимо сделать? Было представление, что для этого надо создать институты развития, венчурный фонд, фонд поддержки малого предпринимательства, предоставлять субсидии и т.п. И тогда инновации будут сами собой рождаться и развиваться. Оказалось, что это не так. Венчурные фонды в нашей стране  с трудом находят проекты для вложений. Оказалось, что инновационные проекты нужно искать, упаковывать, продвигать. И в этом, в том числе, состоит, казалось бы не свойственная для органов госвласти роль.

Третий миф инновационной политики - приоритет поддержки местных инновационных проектов. Для нас, естественно, местные проекты всегда будут приоритетными, но нельзя этим ограничиваться. Не менее важно расширение целевое аудитории. То есть поиск инновационных проектов и научно-исследовательских разработок по специализации области, привлечение их в наш регион путем создания лучшей и конкурентоспособной региональной инновационной инфраструктуры.

В результате разработки стратегии мы пришли к более широкому пониманию: инновационная политика должна быть комплексной политикой области и органов местного самоуправления. Потому что она завязана на развитие городов, на развитие человеческого потенциала: на образование, на здравоохранение, на уровень предоставления государственных услуг, без которых невозможно создать фактически никакую новую структуру.

Наконец, особой устойчивостью обладает миф о том, что для развития инноваций нужны государственные деньги. Это самый простой, но далеко не всегда самый эффективный способ развивать инновационную систему. Для развития инноваций нужны люди.

Максим Шерейкин

Презентация: http://obninskforum.ru/img/msher.pdf,

http://www.admobl.kaluga.ru/sub/econom/Gos_prog_razv/Strategy/ (правильная ли ссылка на Стратегию?)

инновации

Previous post Next post
Up