Забудьте про доллары, евро и даже юани: наша волюта не имеет к ним никакого отношения. Наша волюта через букву О и означает она «завиток, спираль».
Волюта - архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка.
Даже если вы не знаток архитектуры и смутно представляете себе, что такое архитектурный ордер, то наверняка замечали колонны, у которых наверху такие большие «улитки», или «рога» как у горных барашков.
Так вот, если у колонны есть такие «рога», значит, она ионического ордера. И тот самый большой завиток - это и есть волюта.
Но не перепутайте - если завитушки торчат над корзиной с листьями аканта (ссылка), то это композитный или коринфский ордер.
В ионическом ордере волюта царит аки та Клеопатра, и не помнит, что как деталь капители она ведет свое происхождение от брутальных деревянных подбалок, срубленных древними зодчими Ассирии и Мало Азии.
Несмотря на кажущуюся простоту, волюта - это сложный архитектурный элемент, требующий построения в соответствии со строгой математической логикой.
Сама форма завитка имеет давнюю историю. Это один из основных орнаментальных мотивов бронзового века. Он встречается на посуде, украшениях-оберегах, керамических сосудах, оружии и орудиях труда. Считается, что, подобно свастике и меандру, волюта олицетворяла движение жизни или же волну - символ стихии воды.
А в Древней Греции были распространены вазы-кратеры с волютообразными ручками. В таких сосудах древние греки смешивали вино с водой.
Но вернемся к архитектуре.
И здесь волюты можно встретить не только в капителях колонн.
По сути, где угодно их можно встретить: на консолях карнизов, в обрамлении дверей, окон и порталов, просто в элементах декора. Особенно это касается архитектуры барокко, которая любила все позагогулистее, попышнее и поэкспрессивнее. Чаще всего в этом период можно встретить двусторонние S-образные волюты, как нельзя лучше выражающие идею внутреннего напряжения и эмоциональности барокко.
Для храмовой архитектуры Возрождения было характерно использование парных волют для оформления перехода от высокого центрального нефа к более низким боковым.
Как, например, в базилике Санта Мария Новелла во Флоренции.
В России посмотрим на московскую Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах, более известную как Меншикова башня. Это начало XVIII века, Петровское барокко. На довольно лаконичном и архитектурно строгом здании мы уже видим проклевывающийся барочный декор и да - огромные волюты по бокам.
Санкт-Петербург был еще совсем юным, когда петровское барокко уже уверенно шагало по стране. Поэтому неудивительно, что стиль нашел отражение в сердце нового города - Петропавловской крепости. И без волют тут не обошлось.
Посмотрите на Петровские ворота.
И на колокольню Петропавловского собора.
И в завершение давайте еще полюбуемся на волюты. Они прекрасны.