Да позволит мне Автор сообщить(напомнить) некоторые вещи об ОСНОВАХ Буддизма. Пусть это будет просто дополнительное мнение в Вашем обсуждении.
Главное в Учении - это ОСВОБОЖДЕНИЕ от ПРИВЯЗАННОСТЕЙ (т.к. вследствие привязанностей человек испытывает страдание сам и причиняет страдания другим, т.е. все зло в мире , убийства и т.д идут от привязанностей). Освобождение от привязанностей + ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ и НИЧЕГО больше.
Сам Будда сформулировал ОСНОВЫ своего учения в виде: 1.Четырех благородных истин 2. Восьмеричного благородного пути (это конкретно о четвертой истине).
Если коротко о Восьмеричном Благородном Пути - не делайте плохого, не убивайте, не пьянствуйте, и т.д. и сохраняйте ОСОЗНАННОСТЬ и ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. именно это главное в буддизме- быть внимательным и осознанным.
А вот в техниках Пути возникло и возникает множество направлений, ветвей, сект. И то состояние буддизма, о котором пишет Алексей М., это скорее отражает состояние-вгляды какого-либо направления-секты, но не ОСНОВ учения.
Далее некоторые ваши высказывания я сопоставлю с ОСНОВАМИ учения.
«Буддизм - он для монахов, а не для семейных пар»
В соответствии с ОСНОВАМИ: Монашество в Буддизме - все для того же главного -достижения НЕПРИВЯЗАННОСТИ. Это всего лишь способ освободиться от привязанностей, а не пожизненное торчание в монастыре. Т.е. это временный шаг. Пожил в монастыре в уединении, дошел ,наконец, до осознания, что ПСИХОЛОГИЧЕСКИ не привязан к людям, друзьям, семье, делам, образу жизни, к своим мыслям и мнениям и т.д. , можешь возвращаться в обычную жизнь , в семью , в работу. Живи и действуй - но уже без привязанности и эгоизма, а с осознанностью и внимательностью. А если остаешься в монастыре дальше, т.к. привязался к покою, уединению, тишине, ничегонеделанью - нехорошо: новая привязанность - новые страдания.
«Будда пришел спасти людей от страданий методом объяснения, что страдания нет, как и мира вообще и Бога в частности»
В соответствии с ОСНОВАМИ Настоящий буддист не является атеистом . Просто вопрос существования Бога не существенен: есть он или нет - не важно. Медитируйте. Будьте по жизни осознанными, внимательными к себе и окружающему, будьте непривязанными и тогда естественным образом у Вас будут все хорошие качества - доброта, сострадание, помощь ближнему, отсутствие ненависти и т.д. Если хотите верить в Бога - верьте, но не привязывайтесь к нему - чрезмерность может привести к страданию Вас и возможно окружающих, которых вы будете осуждать за «неверие».
В соответствии с ОСНОВАМИ Буддист следует СЕРЕДИННОМУ пути. Т.е. не привязывается ни к одной из крайностей: Не надо привязываться НИ к мирским вещам НИ к пустоте(мол ничего нет, мира нет, «Я» нет и т.д.)
Ваша цитата: «Так вот, в буддизме принято понимать, что мира не существует.»
В некоторых Буддийских сектах может так и принято считать…. Но в соответствии с учением - ЛЮБАЯ привязанность вредит.
Когда человек считает, что «мира не существует», « «Я» не существует», Бога не существует», ……еще чего-то там не существует и т.д » - это называется ПРИВЯЗАННОСТЬ к пустоте. Эта привязанность может привести человека к своим страданиям и болезням
Резюме БУДДИЗМА
1. НЕ ПРИВЯЗЫВАЙТЕСЬ НИ К ЧЕМУ, тогда будете счастливы сами и сможете осчастливить других.
А чтобы к этой непривязанности прийти 2. МЕДИТИРУЙТЕ (т.е. будьте по жизни ВНИМАТЕЛЬНЫМ и ОСОЗНАННЫМ). Это Все. А остальное уже секты и споры.
Второй день пытаюсь понять, что делать с таким количеством букв...
Так вот... Про ОСНОВЫ я не спорю. Привязанность, осознанность, то все есть. е о них разговор.
«Буддизм - он для монахов, а не для семейных пар» - Фактически так и есть. Семья без привязанности - это что? Кто там сказал, я уж не помню: "То же самое тело красавицы для трех существ разное: для собаки -- это пища, для любовника -- существо, для монаха - падаль" Трудно жить с падалью в полном семейном согласии. Рождать детей тоже означает увеличивать страдание на земле. Фактически-то.
Настоящий буддист не является атеистом. -Еще у Кожевникова приводилась цитата: "Самые речи о ложном и правильном, спасительном пути к Божеству и о состоянии единения с Брамою, которого никто никогда лицом к лицу не видел, суть глупые, дурацкие речи."
У кураева сформулировано так: "Божества создаются направленным к ним поклонением; это как бы объективированная энергия поклонения. Поэтому каждая религия права: она сама создала свой образ и потому он действительно есть."
То есть - есть бог, но условно.
Привязанность к пустоте... Тогда объясните, каким образом уничтожается привязанность - скажем, желание какого-либо предмета. Ибо из желания происходит страдание. Освобождение от привязанностей - это как? Как известно, буддизм - не откровение, жто воспроизводимый опыт. Должна быть технология.
Алексей, извини, что вмешиваюсь в чужую дискуссию, но всё же давай вместо какого-то Кожевникова ссылаться на Будду, когда говорим о буддизме. В твоей цитате, очевидно, перефразируется Тевиджа-сутта, но при этом искажён смысл. Тевиджа переведена на русский:
Легко увидеть, что "дурацкие речи" - это говорить о соединении с Брахмой и одновременно вести аморальный образ жизни, тогда как если вести себя правильно, то соединение с Брахмой возможно. Кто такой "настоящий буддист", я сказать не берусь, но пропагандой атеизма Будда не занимался.
Алексей, простите уж, что много букв получается - по другому никак. Если мы обсуждаем Буддизм, а не что-то другое(мнения разных писателей и т.д.), то зададим некоторые границы:
1) ОСНОВЫ Учения (их Вы помните - это хорошо)
2) Речи, и книги представителей Буддийской общины: Учителей, Настоятелей монастырей. Например, Сангха - Буддийская община в Тхераваде - хранитель старейшего Учения со времен Будды. Это как раз Таиланд, Мьянма, Лаос, вообщем ЮВА. Есть другие Буддийские общины: Тибетские(во главе с Далай-Ламой), Дзен-Буддийские и другие. Речи и цитаты представителей разных Буддийских общин вполне уместны для обсуждения, но нужно помнить, что и Учитель может заблуждаться. Это не конечная инстанция.
3) Ваш личный опыт и вопросы о применимости буддизма к жизни.
А вот другие авторы, не являющиеся представителями Буддийских общин, к разговору о Буддизме отношения не имеют. авторы и цитаты, которые Вы приводите: и Оливер Сакс со своей «знаменитой книгой», и Кожевниковы, Кураевы и другие, которых Вы вспомните. Пусть это вполне уважаемые авторы, но что они понимали под Буддизмом - неизвестно. Поэтому, такие цитаты я не читаю и не обсуждаю.
А Ваши мнения читаю и обсуждаю, вот ответы на Ваши вопросы с моего взгляда:
1) «Буддизм - он для монахов, а не для семейных пар» - Фактически так и есть. Семья без привязанности - это что? Кто там сказал, я уж не помню: "То же самое тело красавицы для трех существ разное: для собаки -- это пища, для любовника -- существо, для монаха - падаль" Трудно жить с падалью в полном семейном согласии. Рождать детей тоже означает увеличивать страдание на земле. Фактически-то.»
" тело красавицы для монаха - падаль" ??????? -Вот уж удивительно, где вы такое нашли... Тело красавицы для монаха - это …… всего лишь тело, и НИЧЕГО Больше. НИЧЕГО красивого, НИЧЕГО отвратительного. Падаль - это перекос в сторону отвращения. Монах же культивирует в себе бесстрастность- СЕРЕДИННЫЙ ПУТЬ. Монах должен относиться к молодой женщине, как к своей сестре, а к пожилой женщине, как к своей матери.
По поводу семьи подробнее. Буддисты - это не только монахи, но и мирские люди тоже(бывшие когда-то монахами или не бывшие…) . Они могут жениться, могут и не жениться. Если вступает в супружескую связь, то не из эгоистических соображений, а из других. Разные соображения могут быть. Взаимопомощь, совместная забота о воспитании детей и другие вопросы совместного «мирского» существования. Но все - без эгоизма, а забота о супруге. Может быть и так, что поженились люди «по эгоизму», имея кучу привязанностей (в т.ч. и друг к другу), страдали от этого, надоело страдать. Стали практиковать путь освобождения от них(по учению Будды), и обнаруживают настоящую гармонию сосуществования.
Привязанности приносят людям страдания вообще, а в супружеских отношениях больше всего, т.к. люди помимо себя еще и друг другу доставляют страдания.
Ну и в конце концов: существовало и существует множество гармоничных Буддийских семей. Так что это не теория, а действующая практика. Как и весь Буддизм - не теория(определенная философия конечно есть в основе), а постоянная непрерывная практика внимательности и осознанности, т.е. медитация в любом месте в любое время.
Рожать детей не означает увеличивать страдания на земле. Живым существам следует освободиться от своих привязанностей и если рождается человек, который потом живет в гармонии с окружающим миром, сам живет непривязано, и некоторым уже живущим облегчает страдания, помогая освобождаться от привязанностей, то где же тут увеличение страдания на земле? Ведь и сам Будда когда-то родился и другие его последователи-Учителя когда-то родились. Буддистом впрочем быть не обязательно, главное помогать другим существам освобождаться от страданий и привязанностей.
СЛЕДУЮЩИЙ ВАШ ВОПРОС 2) «Привязанность к пустоте... Тогда объясните, каким образом уничтожается привязанность - скажем, желание какого-либо предмета. Ибо из желания происходит страдание. Освобождение от привязанностей - это как? Как известно, буддизм - не откровение, жто воспроизводимый опыт. Должна быть технология.
Привязанности и желания не надо уничтожать. Они уходят САМИ , т.к. у них такая природа: приходить и уходить. Все что надо: практиковать внимательность и осознанность к своим желаниям и внутреннему состоянию, т.е. медитировать. Отмечать свои желания, но не считать «Я хочу». Я (в медитации) - всего лишь незаинтересованный наблюдатель процессов в голове и теле.
Если подробнее: нет никаких «Я хочу», а просто я всего лишь вижу, что пришло вот такое желание, вот оно усиливается, пропадает, вот пришло другое желание и т.д., Всякие мысли так же - не «Я думаю» , а всего лишь вижу, что пришли такие мысли, и Я не мыслитель, а наблюдатель по отношению к мыслям. Я не занимаю никакую позицию(хорошо или плохо) , а просто наблюдаю и фиксирую. Так же я не жду никаких результатов от медитации(хороших или плохих). , ТОЛЬКО ПРЕБЫВАНИЕ В НАСТОЯЩЕМ МОМЕНТЕ. Со временем практики человек приходит к пониманию, что весь процесс внутри его ума и тела: желания и состояния ума текут сами по себе, а внутри он остается бесстрастным и может действовать свободно.
"«Буддизм - не откровение, жто воспроизводимый опыт. Должна быть технология.»"
Технология - это и есть медитация. Это и есть многовековой воспроизводимый опыт.
Суть медитации - ПРЕБЫВАНИЕ В НАСТОЯЩЕМ МОМЕНТЕ(а НЕ в прошлых и будущих) Суть медитации одна, но техники разные: внимательность ТОЛЬКО к своему дыханию, или ко всем внутренним ощущениям, или внимательность ко всему окружающему, но ВСЕ в настоящем моменте. Медитации при ходьбе или медитация в действии при занятии повседневными делами. Разные люди предпочитают разные техники. Привязанность не только как желание, но и как НЕЖЕЛАНИЕ что-то делать. Отвращение, отрицания чего-либо - это все тоже привязанности. Поэтому некоторые люди в своей практике периодически беседуют с Учителями. Учитель укажет на ваши привязанности (они мешают вам двигаться дальше), развеет сомнения, поможет ответить на вопросы.
Про Бога я уже писал. В Буддизме главное медитация, а не вера Бога. Богу внимание не уделяется, но его существование НЕ отрицается. можете верить. Если вера помогает вам быть хорошими людьми, сострадательными, отзывчивыми, не делить людей на хороших и плохих - по братски относиться ко всем, то все в порядке: Ваша вера в гармонии с миром. А если вы делите людей на плохих и хороших(по религиозным соображениям), то имеет место привязанность к Богу, к своим идеям и мыслям о Боге , а это приводит к страданию вас: ненависть к другим людям, «непереваривание» их. И людям можете страдания доставить, если будете их осуждать, критиковать. Правда, если эти люди -Буддисты (достигшие свободы от похвалы и осуждения) - в таком случае они не пострадают, а испытают сострадание за вас, что вам от своей ненависти неприятно…
Пусть это будет просто дополнительное мнение в Вашем обсуждении.
Главное в Учении - это ОСВОБОЖДЕНИЕ от ПРИВЯЗАННОСТЕЙ
(т.к. вследствие привязанностей человек испытывает страдание сам и причиняет страдания другим, т.е. все зло в мире , убийства и т.д идут от привязанностей).
Освобождение от привязанностей + ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ и НИЧЕГО больше.
Сам Будда сформулировал ОСНОВЫ своего учения в виде:
1.Четырех благородных истин
2. Восьмеричного благородного пути (это конкретно о четвертой истине).
Если коротко о Восьмеричном Благородном Пути - не делайте плохого, не убивайте, не пьянствуйте, и т.д. и сохраняйте ОСОЗНАННОСТЬ и ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. именно это главное в буддизме- быть внимательным и осознанным.
А вот в техниках Пути возникло и возникает множество направлений, ветвей, сект. И то состояние буддизма, о котором пишет Алексей М., это скорее отражает состояние-вгляды какого-либо направления-секты, но не ОСНОВ учения.
Далее некоторые ваши высказывания я сопоставлю с ОСНОВАМИ учения.
«Буддизм - он для монахов, а не для семейных пар»
В соответствии с ОСНОВАМИ:
Монашество в Буддизме - все для того же главного -достижения НЕПРИВЯЗАННОСТИ.
Это всего лишь способ освободиться от привязанностей, а не пожизненное торчание в монастыре. Т.е. это временный шаг.
Пожил в монастыре в уединении, дошел ,наконец, до осознания, что ПСИХОЛОГИЧЕСКИ не привязан к людям, друзьям, семье, делам, образу жизни, к своим мыслям и мнениям и т.д. ,
можешь возвращаться в обычную жизнь , в семью , в работу. Живи и действуй - но уже без привязанности и эгоизма, а с осознанностью и внимательностью.
А если остаешься в монастыре дальше, т.к. привязался к покою, уединению, тишине, ничегонеделанью - нехорошо: новая привязанность - новые страдания.
«Будда пришел спасти людей от страданий методом объяснения, что страдания нет, как и мира вообще и Бога в частности»
В соответствии с ОСНОВАМИ
Настоящий буддист не является атеистом .
Просто вопрос существования Бога не существенен: есть он или нет - не важно. Медитируйте.
Будьте по жизни осознанными, внимательными к себе и окружающему, будьте непривязанными и тогда естественным образом у Вас будут все хорошие качества - доброта, сострадание, помощь ближнему, отсутствие ненависти и т.д.
Если хотите верить в Бога - верьте, но не привязывайтесь к нему - чрезмерность может привести к страданию Вас и возможно окружающих, которых вы будете осуждать за «неверие».
В соответствии с ОСНОВАМИ Буддист следует СЕРЕДИННОМУ пути.
Т.е. не привязывается ни к одной из крайностей:
Не надо привязываться НИ к мирским вещам НИ к пустоте(мол ничего нет, мира нет, «Я» нет и т.д.)
Ваша цитата:
«Так вот, в буддизме принято понимать, что мира не существует.»
В некоторых Буддийских сектах может так и принято считать….
Но в соответствии с учением - ЛЮБАЯ привязанность вредит.
Когда человек считает, что «мира не существует», « «Я» не существует», Бога не существует», ……еще чего-то там не существует и т.д »
- это называется ПРИВЯЗАННОСТЬ к пустоте.
Эта привязанность может привести человека к своим страданиям и болезням
Резюме БУДДИЗМА
1. НЕ ПРИВЯЗЫВАЙТЕСЬ НИ К ЧЕМУ, тогда будете счастливы сами и сможете осчастливить других.
А чтобы к этой непривязанности прийти
2. МЕДИТИРУЙТЕ (т.е. будьте по жизни ВНИМАТЕЛЬНЫМ и ОСОЗНАННЫМ).
Это Все.
А остальное уже секты и споры.
Reply
Так вот... Про ОСНОВЫ я не спорю. Привязанность, осознанность, то все есть. е о них разговор.
«Буддизм - он для монахов, а не для семейных пар» - Фактически так и есть. Семья без привязанности - это что? Кто там сказал, я уж не помню: "То же самое тело красавицы для трех существ разное: для собаки -- это пища, для любовника -- существо, для монаха - падаль" Трудно жить с падалью в полном семейном согласии. Рождать детей тоже означает увеличивать страдание на земле. Фактически-то.
Настоящий буддист не является атеистом.
-Еще у Кожевникова приводилась цитата: "Самые речи о ложном и правильном, спасительном пути к Божеству и о состоянии единения с Брамою, которого никто никогда лицом к лицу не
видел, суть глупые, дурацкие речи."
У кураева сформулировано так: "Божества создаются направленным к ним поклонением; это как бы объективированная энергия поклонения. Поэтому каждая религия права: она сама создала свой образ и потому он действительно есть."
То есть - есть бог, но условно.
Привязанность к пустоте... Тогда объясните, каким образом уничтожается привязанность - скажем, желание какого-либо предмета. Ибо из желания происходит страдание. Освобождение от привязанностей - это как? Как известно, буддизм - не откровение, жто воспроизводимый опыт. Должна быть технология.
Reply
http://dhamma.ru/canon/dn13.htm
Легко увидеть, что "дурацкие речи" - это говорить о соединении с Брахмой и одновременно вести аморальный образ жизни, тогда как если вести себя правильно, то соединение с Брахмой возможно. Кто такой "настоящий буддист", я сказать не берусь, но пропагандой атеизма Будда не занимался.
Reply
Если мы обсуждаем Буддизм, а не что-то другое(мнения разных писателей и т.д.), то зададим некоторые границы:
1) ОСНОВЫ Учения (их Вы помните - это хорошо)
2) Речи, и книги представителей Буддийской общины: Учителей, Настоятелей монастырей.
Например, Сангха - Буддийская община в Тхераваде - хранитель старейшего Учения со времен Будды. Это как раз Таиланд, Мьянма, Лаос, вообщем ЮВА. Есть другие Буддийские общины: Тибетские(во главе с Далай-Ламой), Дзен-Буддийские и другие. Речи и цитаты представителей разных Буддийских общин вполне уместны для обсуждения, но нужно помнить, что и Учитель может заблуждаться. Это не конечная инстанция.
3) Ваш личный опыт и вопросы о применимости буддизма к жизни.
А вот другие авторы, не являющиеся представителями Буддийских общин, к разговору о Буддизме отношения не имеют.
авторы и цитаты, которые Вы приводите: и Оливер Сакс со своей «знаменитой книгой», и Кожевниковы, Кураевы и другие, которых Вы вспомните. Пусть это вполне уважаемые авторы, но что они понимали под Буддизмом - неизвестно.
Поэтому, такие цитаты я не читаю и не обсуждаю.
А Ваши мнения читаю и обсуждаю, вот ответы на Ваши вопросы с моего взгляда:
1) «Буддизм - он для монахов, а не для семейных пар» - Фактически так и есть. Семья без привязанности - это что? Кто там сказал, я уж не помню: "То же самое тело красавицы для трех существ разное: для собаки -- это пища, для любовника -- существо, для монаха - падаль" Трудно жить с падалью в полном семейном согласии. Рождать детей тоже означает увеличивать страдание на земле. Фактически-то.»
" тело красавицы для монаха - падаль"
??????? -Вот уж удивительно, где вы такое нашли...
Тело красавицы для монаха - это …… всего лишь тело, и НИЧЕГО Больше.
НИЧЕГО красивого, НИЧЕГО отвратительного.
Падаль - это перекос в сторону отвращения. Монах же культивирует в себе бесстрастность- СЕРЕДИННЫЙ ПУТЬ.
Монах должен относиться к молодой женщине, как к своей сестре, а к пожилой женщине, как к своей матери.
По поводу семьи подробнее.
Буддисты - это не только монахи, но и мирские люди тоже(бывшие когда-то монахами или не бывшие…) .
Они могут жениться, могут и не жениться.
Если вступает в супружескую связь, то не из эгоистических соображений, а из других. Разные соображения могут быть. Взаимопомощь, совместная забота о воспитании детей и другие вопросы совместного «мирского» существования. Но все - без эгоизма, а забота о супруге.
Может быть и так, что поженились люди «по эгоизму», имея кучу привязанностей
(в т.ч. и друг к другу), страдали от этого, надоело страдать. Стали практиковать путь освобождения от них(по учению Будды), и обнаруживают настоящую гармонию сосуществования.
Привязанности приносят людям страдания вообще, а в супружеских отношениях больше всего, т.к. люди помимо себя еще и друг другу доставляют страдания.
Ну и в конце концов: существовало и существует множество гармоничных Буддийских семей. Так что это не теория, а действующая практика. Как и весь Буддизм - не теория(определенная философия конечно есть в основе), а постоянная непрерывная практика внимательности и осознанности, т.е. медитация в любом месте в любое время.
Рожать детей не означает увеличивать страдания на земле. Живым существам следует освободиться от своих привязанностей и если рождается человек, который потом живет в гармонии с окружающим миром, сам живет непривязано, и некоторым уже живущим облегчает страдания, помогая освобождаться от привязанностей, то где же тут увеличение страдания на земле? Ведь и сам Будда когда-то родился и другие его последователи-Учителя когда-то родились. Буддистом впрочем быть не обязательно, главное помогать другим существам освобождаться от страданий и привязанностей.
Reply
2) «Привязанность к пустоте... Тогда объясните, каким образом уничтожается привязанность - скажем, желание какого-либо предмета. Ибо из желания происходит страдание. Освобождение от привязанностей - это как? Как известно, буддизм - не откровение, жто воспроизводимый опыт. Должна быть технология.
Привязанности и желания не надо уничтожать.
Они уходят САМИ , т.к. у них такая природа: приходить и уходить.
Все что надо: практиковать внимательность и осознанность к своим желаниям и внутреннему состоянию, т.е. медитировать. Отмечать свои желания, но не считать «Я хочу». Я (в медитации) - всего лишь незаинтересованный наблюдатель процессов в голове и теле.
Если подробнее: нет никаких «Я хочу», а просто я всего лишь вижу, что пришло вот такое желание, вот оно усиливается, пропадает, вот пришло другое желание и т.д., Всякие мысли так же - не «Я думаю» , а всего лишь вижу, что пришли такие мысли, и Я не мыслитель, а наблюдатель по отношению к мыслям.
Я не занимаю никакую позицию(хорошо или плохо) , а просто наблюдаю и фиксирую. Так же я не жду никаких результатов от медитации(хороших или плохих).
, ТОЛЬКО ПРЕБЫВАНИЕ В НАСТОЯЩЕМ МОМЕНТЕ.
Со временем практики человек приходит к пониманию, что весь процесс внутри его ума и тела: желания и состояния ума текут сами по себе, а внутри он остается бесстрастным и может действовать свободно.
"«Буддизм - не откровение, жто воспроизводимый опыт. Должна быть технология.»"
Технология - это и есть медитация. Это и есть многовековой воспроизводимый опыт.
Суть медитации - ПРЕБЫВАНИЕ В НАСТОЯЩЕМ МОМЕНТЕ(а НЕ в прошлых и будущих)
Суть медитации одна, но техники разные: внимательность ТОЛЬКО к своему дыханию, или ко всем внутренним ощущениям, или внимательность ко всему окружающему, но ВСЕ в настоящем моменте. Медитации при ходьбе или медитация в действии при занятии повседневными делами. Разные люди предпочитают разные техники.
Привязанность не только как желание, но и как НЕЖЕЛАНИЕ что-то делать. Отвращение, отрицания чего-либо - это все тоже привязанности. Поэтому некоторые люди в своей практике периодически беседуют с Учителями.
Учитель укажет на ваши привязанности (они мешают вам двигаться дальше), развеет сомнения, поможет ответить на вопросы.
Про Бога я уже писал. В Буддизме главное медитация, а не вера Бога.
Богу внимание не уделяется, но его существование НЕ отрицается. можете верить.
Если вера помогает вам быть хорошими людьми, сострадательными, отзывчивыми, не делить людей на хороших и плохих - по братски относиться ко всем, то все в порядке: Ваша вера в гармонии с миром.
А если вы делите людей на плохих и хороших(по религиозным соображениям), то имеет место привязанность к Богу, к своим идеям и мыслям о Боге , а это приводит к страданию вас: ненависть к другим людям, «непереваривание» их. И людям можете страдания доставить, если будете их осуждать, критиковать.
Правда, если эти люди -Буддисты (достигшие свободы от похвалы и осуждения) - в таком случае они не пострадают, а испытают сострадание за вас, что вам от своей ненависти неприятно…
Reply
Leave a comment