Обсуждаем хорошую книгу - три! (3)

Dec 30, 2018 23:44

Плюш:

В двух предыдущих постах поговорили про книгу в общем и про один рассказ из неё.
Теперь наконец о главном, о романе - стенограмма разговора.

"Мой Аэр"

Тата:

Теперь про роман собственно. Вещь действительно крупная, и ясно, что авторы туда много вложили и своих мыслей, и актуальных для себя вопросов. Мне было офигенно интересно во многих смыслах, и потому что это часть их жизни, тем или иным образом, и потому что это - про нынешнее молодое поколение и его взаимодействие с важными для меня темами. Я для себя особо обратила внимание на отношения во-первых, со второй реальностью, а во-вторых, с сексом.

Ивэ:

Фигассе! Вторая реальность это да. А секс почему? Нет бы взаимодействие подростков со взрослыми или дружба между собой!

Тата:

Это тоже важные для меня темы, но в отношении "Аэра" я считаю, что это именно что роман преимущественно про отношения подростка и второй реальности, которую он генерирует. Что Сотворённая Фантазия значит для героя, какие он в связи с ней принимает решения относительно своей первореальной жизни, как строит с учётом её значимости отношения с теми, для кого она есть и для кого её нет. Остальные темы (про взрослых, про ровесников) нанизаны на эту, отсчитываются от неё. В том числе и про секс, конечно. Мне как раз хотелось узнать, как авторы на этапе жизни, когда всё идёт в рост, видят отношения этих стихий: ведь обе стихии такие сильные, обе могут сносить крышу только так, но и обе могут дать колоссальную радость и поддержку, уникальный опыт отношений и так далее.

Я считаю, что в романе очень внятно отражается внутренний мир подростка, очень честно во всех отношениях. То есть расцениваю этот текст как надёжное свидетельство о фактах, как не приукрашенную, не стилизованную под стереотип картину жизни. А надо сказать, стереотипов уже сложилось дохрена, и бывает трудно не западать в них и по жизни, а уж тем более в процессе создания заведомой худлитры.

Плюш:

Давайте сперва про альтерризм, нам всем это более понятно на своём опыте. Собралась компания альтерристов всё-таки.

Меена:

А не сексуалистов. Или сексуалов - как правильно? Короче, собралась компания асексуалов, которые про секс ориентируются больше на "источники и литературу".

Кузя: Если что - я сексуал. Абсолютно без личного опыта, но точно сексуал. Видоспецифичный.

Тата:

Итак про альтерризм.

Отрадно видеть, как Яна внимательна к своему миру (не помыкает им), как черпает из него радость и дружескую поддержку (не у всех миры такие щедрые на безусловное принятие), как важно для неё узнавать в первореальных окружающих своих коллег по творению (без ревности и снобизма).

Ну то есть - прекрасное начало для альтерриста. И то обрушивание в кошмар, которое настигает её по ходу событий, не отменяет изначального "да" бытию вообще и Фантазии в частности. Для меня ясно, что надолго потерять доступ к Аэру и даже умереть в ходе "схлопывания виртуала" Яна может (просядет иммунитет от горя, а тут как раз грипп, или подавленность реакций на фоне депры плюс гололёд плюс автобус) - а предать, отречься, махнуть рукой "ах, это было всё такое детское" не может.

Нам с Германом, конечно, интересно было сравнить наши представления об альтерре и Янины представления об Аэре. Мы сформулировали так: это явно родственные субстанции, и можно сказать, что из Аэра как из "протозвёздного облака" рождается альтерра, как небесное тело или система.

Мне представляется, что при этом происходит сгущение, нарастает плотность, элементы устаканиваются в определённом порядке, определяются связи, по которым будет функционировать система, становятся видны (описуемы для наблюдателя / созидателя) её ключевые параметры - проявляется лицо мира, определяется, что тут прошлое и что будущее. Мне кажется, ничто из существовавшего в Аэре не отбрасывается и не исчезает, но очень многое офигенно преобразуется по ходу "сплетения нитей реальности в альтерру".

Если так, то грань между клубящимся облаком альтернатив и альтеррой - это во-первых осознание альтерристом факта "здесь не господствует моя воля, здесь всё строится на взаимодействии", а во-вторых в столкновении воль принимаемое решение "я не отступлю в парадиз сладкого произвола и одиноких грёз, я буду отстаивать нашу общую жизнь на нашей земле".

Закономерно, что именно тогда помощь со стороны тех, кто населяет твою альтерру, становится ощутимой.

Если искать точку кристаллизации "тверди" в отношениях Яны с Аэром, то я бы указала на вот это:

"Я не могла так сотворить. Здесь - не как я хочу… Наверное, это мне за то, что я так хотела... ну, чтобы всё, что я творю, было по-настоящему… Здесь драконы не сворачиваются клубком по моему слову. А спокойно жрут людей. А мне остаётся плакать, потому что я не могу их спасти."

(с.102, разговор Яны с Бабой Ягой)

Аст:

Можно влезу? Насчёт "мне остаётся плакать". Нельзя не отметить, что Яна о бессилии и своей-как-магини несостоятельности рассуждает не пригорюнившись в сторонке, а в ходе вполне профессиональной изнурительной борьбы с деструктивной силой. Позиция настоящего альтерриста!

(Что эта сила имеет облик верментала и я в этом вижу дань традиции "гадов изображать в виде "гадов"" - мне, как имеющему колоритную верментальскую родню, прикольно - но не буду придираться, каждый волен визуализовать враждебные силы как хочет. Да Мессир верменталов Кат уже высказывался насчёт сей традиции.)

Так вот о героине. Как только она для себя определяет цель (определяет ценности: нет, пусть даже никто кроме неё в её первой реальности не заметит гибели её мира и её друзей, она всё равно готова положить за них жизнь) - как только она с этим определяется, так сразу начинает действовать-в-силе, как прежде и даже более того. Совершает перелёт за океан, выхватывает Дэна из хаоса, прокладывает себе и ему путь сквозь катастрофу и так далее.

Какой можно сделать вывод? В натуре, "второе да" (личное "да" вопреки внешнему обесцениванию всего) даёт силу.

Но гарантий победы и благополучия не даёт, конечно. Так что всегда это мост - как волос и как лезвие - мужество сказать "это БЫЛО и я не смирюсь пока не БУДЕТ снова".

В этом смысле двойственность финала - это честный ответ. Нет, они проиграли, Аэр сгорел, всё прежнее рассыпалось в прах, творец оглох и ослеп, и вдобавок в чернухе. Но да, творец жив, способен из своего нутра воскресить и оживотворить всё - стало быть, пока в нём живут память и боль, ничто не потеряно.

Сдаётся мне, что на многих ювенов-демиургов накатывает этот порог - когда их настигают чудовища-контаминанты из "эпохи до создания всего" и борьба с ними обрушивает небо мира. И эти прихлопнутые миры с застывшим временем могут бесконечно лежать во внутренней вселенной. И взрослеющий экс-демиург решает для себя вопрос: или видеть руины и ощущать боль - но поддерживать в себе протест и надежду; или закрыться от боли - но ценой забвения РЕАЛЬНОСТИ (и возможности восстановления) своего мира. То есть, по большому счёту - ценой отказа от себя-настоящего.

Меена:

Ага, как в детстве Герман предал себя, согласившись сказать маме "будь по-твоему - я говорю, что ПРИДУМАЛ, как видел Маленький Народ".

С той разницей, что он проиграл в сражении не с контаминантом из подсознания, а с плотской мамочкой. Зато правда и всего год пробыл в состоянии "время остановилось", а другие коллеги по несчастью десятилетиями пребывают во внутреннем мире в одиночестве. Заброшенные замки, побережья забвения, заросли безумия, свалки постапка, кельи иллюзий.

Притом ясно, что это их беда, а не вина. В общем, давайте уже говорить про взрослых - которые обеспечивают своих юных демиургов чудовищными контаминантами в количестве…

Кузя: И которые для этого не зовут Кузю себе в помощь. Мама воспитательно вещает - фейсхаггер отдыхает.

Все: Ух!
Ну ты даёшь, Кузя!
В мемориз!

Кузя: Давайте-ка лучше о сексе.

Тата:

Да уж. Лучше я о сексе. О мамах вон Ивэ скажет отдельно, а не то я перейду в область нецензурного, а авторы романа и так опасаются проблем с цензурой.

Лучше я о сексе…

Плюш:

Как в анекдоте про плакат в спальне: "поиграй уж лучше со спичками". Только наоборот:)

Тата:

Так вот. С моей точки зрения, в романе с сексом всё ОК. Не в том смысле, что секса нет))) - ну то есть где его не надо, там нет, а где он есть - он на своём месте: гнёта секса нет. То есть молодые (ну все же молодые, правильно?) и авторы и Яна, альтеррист-подросток, демонстрируют вполне гармоничное сочетание обеих стихий. Говорю как альтеррист и альтерролог с интересами в этой сфере.

Говорю об этом специально, поскольку мы сталкивались с мнением, что-де именно силы притяжения противоположных полов и губят детский альтерризм на этапе пубертата. Живёт мол мальчик или девочка в своём мире и всё прекрасно - а потом на горизонте появляется существо другого пола, начинает кружить альтерристу голову - и прощай альтерра и друзья-альтерриты! Дальше первореальные отношения кончатся крахом, существо другого пола пофлиртовало и оревуар, а ни в чём не повинный экс-альтеррист остаётся в пустыне обыденности, к себе в волшебную страну вернуться не получается (почему-то). И следует назидательный вывод: "Вот красота-то куда ведёт. Вот, вот, в самый омут."(с)

Плюш:

Про красоту героини ещё надо будет сказать отдельно. Не забыть.

Тата:

Ну да, но это про другое. Здесь наоборот я хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, бывшие альтерристы совершенно напрасно возлагают вину за свою расстыковку с альтеррой на свои подростковые влюблённости. Мол, пока не было в моей ребяческой чистой жизни этой роковой страсти, мы с альтеррой жили счастливо, а потом она пришла, и… Не надо ля-ля, не секс виноват, что вы перестали вкладываться в то, чем жили всё детство. На его месте может стоять что угодно - новое окружение, не одобряющее "детские сказки", новые задачи (учёба, карьера - в том числе ориентированная на "мастера пера", а не на рассказчика странных приключений) и многое другое, приведшее вас к смене ваших приоритетов.

Ага, вот тут я немного отвлекусь от секса и привлекусь к тексту. В романе чётко дана расстановка приоритетов у Яны: она решает принять участие в программе и лететь в чужую страну не ради того, чтобы стать "элитным членом общества" (как вменяет ей куратор), а в надежде встретить собрата по духу, чтобы открыть ему дверь в Миры Аэра (а может вместе с ним заглянуть в его миры):

"Запомнив чей-то взгляд -
Обрящешь дивный сад,
Войдя в чужие двери"(с) -

(как поётся в нашей любимой песне Булычевского)

Так что вполне логично, что когда Яна исполняет квест, так сказать - это короткий разговор с Дэниэлом, который ею ощущается как "высшая точка взлёта" - ей уже ничего не страшно, Дверь открыта, ещё один собрат обрёл доступ к множественности дивных миров.

А то что дальше уже начинается "падение Икара" - это вполне в соответствии с восприятием Яны себя и своих ТТХ: если мне что-то удалось, то не может обойтись без того, чтобы из-за меня тут же что-то не испортилось. Такое специфическое самовосприятие юного одарённого существа - тема грустная, и про замечательную роль взрослых в этом феномене Ивэ обещал сказать сам, так что я возвращаюсь к своей теме.

Секс и альтерризм, стало быть. Не, я в курсе, что бывает, что в пубертат реально сносят голову гормоны так, что человека "как подменили". Мы по ходу обсуждения "Трёх Парок" даже успели про это вспомнить. Но я вот сталкивалась только с жалобами той категории лиц, которых "ой, завлекли в амуры, отвлекли от Волшебной Страны, а потом упс". А с признаниями "а потом у меня поехала крыша на почве секса и я вдруг разучилась это" ни разу не встречалась. Может быть, у таких бедолаг просто начисто отшибает память о былой радости и могуществе.

Зато мне очень понятны признания "а потом у меня поехала крыша на почве секса и я надолго превратил свою альтерру в траходром". Вот это знакомо. Тут главное за период, пока этим не переболел, не затрахать своих альтерритов и со-альтерристов (если они есть) неумеренными, несвоевременными и неадекватными любовными приключениями. Удержаться в рамках умеренных, своевременных и главное - адекватных.

С удовлетворением отмечаю, что и в этом плане у героини всё норм. Свои широкие возможности в демиургии и магии Яна-Йен не прилагает к тому, чтобы всех вокруг в себя влюбить или учинить в Аэре всеобщую оргию. Равно и в первой и во второй реальности её окружает жизнерадостная, я бы даже сказала, озорная эротика (эротика поединка, даже когда противостояние подразумевает форму игрового флирта). Отношения дружбы и братства явно превалируют. К симпатичным ей существам другого пола Яна дефолтно относится как к братьям (возможности ведьмы-обольстительницы ей доступны, но явно не привлекают).

Меня не удивляет, что из всех разнообразнейших обитателей Аэра в возлюбленные Йен выбирает именно ровесницу-магиню Эви (альтер-эго, анима, отражение в волшебном зеркале - я бы так это обозначила: принцип выбора - лучше всех тебя полюбит тот, кому ничего не надо объяснять, кто такой же как ты сама). Не удивляет и то, что хотя именно сокровенный дар Эви, дар любви, открывает дорогу спасения из гиблого места - но сражаться Яне приходится всё равно в одиночку. Это модус вивенди героини - одинокий боец против враждебного мира за любимый мир.

Вообще в романе всего две сцены "про это". И оба раза они очерчены осторожными, напряжёнными штрихами, предельно лаконично (как у Яны первый удачный опыт рисунка, только с трагической нотой), почти символически; и оба раза, на мой взгляд, это знак-утверждение: пламя любви торжествующее над пламенем смерти.

Так. Пожалуй, буду-ка и я лаконична - заканчиваю.

Ивэ, твой черёд?

Ивэ:

Я наверное буду бестактен, но по ходу чтения у нас возникло ощущение, что мама Яны вообще отсутствует как эээ… живая мама. И тут дело не в некачественности авторской работы над образом. Вернее будет предположить, что такая картина реалистично отражает ситуацию в семье. Мама никакая. Отношения с детьми чисто функциональные - как за сельхоз живностью присматривает: то ли за тягловой силой (посылая за водой), то ли за бестолковой скотинкой (собирая в дорогу).

Мне не странно, что у Яны в любой узкой ситуации проявляется не просто готовность "на от***сь" принять любое обвинение старших…

Плюш:

…Вот! Если человек считает по дефолту, что это - штатный способ решения житейского конфликта, то можно представить, в каких условиях он рос!

Ивэ:

…но и фактический дефицит доверия к себе, склонность к самообвинению и принятию на себя всевозможной ответственности за всё зло в мире. Так что если интересоваться, откуда на дне виртуального океана берутся доисторические монстры, которые потом гоняются за малыми детьми по всему миру…

Но если бы только это! Если бы только кошмары, которые приходят и уходят. Хуже всего долгосрочный провал по ресурсу, настигающий не сразу - в результате которого норовит обрушиться вся жизнь внутри и вокруг вырастающего ребёнка. От монстра с щупальцами герои сообща отбились, а вселенная Йен всё равно коллапсировала.

К сожалению, бабушка Яны со всеми её дарами не может вытащить на себе ситуацию. Хотя ясно, что вообще Яна имеет опыт принятия в детстве - если радостью по поводу неожиданно удавшегося рисунка спешит поделиться с Дебби и ранена её равнодушием, значит, хоть с этим у Яны в родительском доме было (или бывало?) не так. Бабушка папина мама, кстати? - это вопрос к авторам.

Меена:

Хотели ещё спросить: бабушку зовут Анна Андреевна - это случайное совпадение или преднамеренное указание на царственную-в-нищете Ахматову?

И вот ещё момент. У Яниной бабушки имя есть, у брата есть, даже у встреченного художника есть - а у мамы нету. Характеризует:)

Ивэ:

Я бы не удивился, если бы авторы все те отрицательные черты, которые "нельзя" описать как черты мамы героини ("мама не может быть такой плохой") перенесли на образ "матери-хозяйки" Дебби. Она просто замечательно сочетает в себе равнодушие к подростку с обвинительным подходом! Плюс стремление извлекать из ребёнка пользу каким угодно способом - если не в качестве рабсилы, то в качестве обновки для вечеринки.

Меена:

"От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку"(с)

Мы тут как раз все прикидывали варианты, зачем Дебби вообще вписалась в программу для русских детей? Действительно что ли исключительно рассчитывая на бесплатную прислугу? Или хвастаться перед соседями заокеанской игрушкой - местечко-то захолустное? В любом случае приятно думать, что отъезд Яны вывел её из равновесия.

Хотя да, при учёте, что Яна ещё и вывела из равновесия мифический "волчок" Добра и Зла - не так много времени оставалось у Дебби истекать желчью по поводу этой частной неудачи…

Аст:

Мы прикидывали, как бы себя повела Дебби у нас на ЗА. Что бы она сказала, будучи прямо в лоб спрошена, за каким фигом так обращается с девушкой, которую пригласила в гости из-за океана. ЗА-шная Дебби скорее всего захотела бы ответить и разобраться сама, хотя может и не сразу, а Зэзешная - мало надежды. А ведь это интересно!

Если тётке по бедности в тягость лишний рот - не надо было вписываться в программу, наверное? А если не в тягость, почему чужая девушка должна быть у неё домработницей? А почему надо запрещать Яне работать с компом иначе, чем для учёбы? Потому лишь, что нельзя же не запретить, раз это подросток в твоей власти, а ты взрослая?

Больше всего похоже, что тётка просто умирает без возможности кем-то командовать: муж небось привык отмазываться, а дочка выросла и удрала замуж. Вот Дебби и придумала заняться благотворительностью: "воспитанием из русской дикарки элитного члена общества".Приятное с полезным!

Меена:

Жаль что ей попалась закомплексованная Яна, а не подарочек судьбы вроде Германа!

Герман для начала не согласился бы с обвинениями. А ведь можно было бы и не уезжать - из дома Дебби уйти, а на Гавайях остаться. Попроситься к родителям Дэна хотя бы. В качестве помощника, если у них денежные затруднения и не прокормить ещё одного члена семьи. Ха, вот у Дебби с мужем морды бы вытянулись. Вот был бы им позор на весь посёлок.

Аст:

Дебби боится Яны, это ж ясно. Думаю - потому, что вообще боится людей, особенно с нестандартными реакциями - а не потому, что чует в Яне магиню. Прикиньте: Дебби жалуется на Яну куратору - нет чтобы попросить саму Яну помочь по дому, ну пусть даже в язвительной форме, раз уж ты такая жлобка! А вещи отъезжающей гостьи обыскивает втайне и ещё делает вид, что не заходила в ту комнату - перед кем лицемерит? Перед девочкой, которую всяко унижала! То есть, скажи ей Яна - "что вы, миссис Дебби, искали в моих вещах, если у вас что-то пропало - спросите меня, не я ли украла" - миссис Дебби описается от фрустрации.

Да, ужас как жаль, что дерзости Яны хватает только на то, чтобы вызывающе высказываться стенам в пустой комнате. Хотя и это конечно важно - понимать для самого себя, что ты на самом деле думаешь о тех, которые возводят на тебя поклёп и хотят твоего согласия с этим.

Плюш:

Ну насчёт готовности принять поклёп - тут получилось узкое место: именно из-за того, что на первом этапе Яна сама посчитала себя нечаянно причастной к загадочным явлениям. Хотя да, однако тенденция: гиперответственность в паре со склонностью к мистике. Тата, что-то знакомое?

Меена:

"Что, часовню 12 века - тоже я?..." (с).
Притом, что характерно - мысль идёт таким путём: "наверняка я, а если она разрушена тогда ещё, в 13 веке - то это меня небось занесло в тогда по пьянке".
Более реалистичные объяснения (может и не я вовсе?) приходят в голову с большим усилием.

Ивэ:

О, дайте мне слово как профи по мистике! Как Серинге! Я хочу сказать, что все профи отлично знают, что не надо магии и мистики там, где можно применить суггестию!

А Яна не знает?

Она, как мы поняли, воспринимает наезд куратора-Барбары на себя как применение магии. А это типичный акт суггестии "старший-младший". И младшие в семьях, где старшие целенаправленно заняты "воспитанием", за версту чуют ситуацию, где их подвергнут суггестии - и принимают меры. Если знают, что у них нет сил на контрсуггестию, то увиливают от разговора. А если не увильнуть - то не удивляются, что их плющит. Им не диво, что они соглашаются со взрослыми, а уже потом говорят себе "какого чёрта?!"

Тата:

Дадада! Я всегда так делала! А я кстати не думала, что это магия. Я думала, что это логика! А это была суггестия, блин…

Ивэ:

Ага, ну то есть в семьях Серинг принято верить в магию, а в семьях диссидентов - в логику.

Яна подвержена суггестии - это понятно, она почти ребёнок. Но не распознаёт заранее расклад с угрозой суггестии. То есть я делаю вывод, что в семье Яны мало занимались "воспитанием" как самоцелью. Не пытались вырастить из девочки "элитного члена общества". Или "достойного человека". Ну хоть этого героиня избежала… По крайней мере, значит, её при возвращении из-за океана не ждала головомойка "а мы-то на тебя потратились а ты-то обманула наши сердечные надежды ах ты…"

Плюш:

Вот интересно - бабушка на её стороне, и утешает её после возвращения из путешествия. После того, как Яна едва-едва осталась жива и в рассудке, заметим. Бабушка в курсе ситуации насчёт всех дел внучки во второй реальности, надо понимать. А в какой мере для бабушки значимо то, что значимо для самой Яны - миссия ради Аэра, поиск и обретение брата-Дэна, борьба против гибели Сотворённой Фантазии? Хотелось бы понимать…

Тата:

На этой вопросительной ноте заканчиваем? Спасибо всем?

Плюш:

О красоте героини!

Если Яна так же ослепительно красива, как прототип, то важно иметь в виду, что у окружающих может быть болезненная реакция. Природную красоту фрустрированные существа воспринимают как дефолтное превосходство - и дефолтно ожидают от красивого существа желания доминировать. И чем сдержанней красавец / красавица в своих претензиях на особое положение и всеобщее внимание - тем опасней представляется такому окружению: "а, так ещё и притворяется скромником!"

Дебби могла по фото недостаточно себе представлять, с чем придётся иметь дело. Хотела "хорошенькую левретку", а тут - ослепительная звезда. Не совсем по запросу… Если так, то Дебби должна была насторожиться ("не может быть, чтобы такая гурия была безопасна и не стремилась использовать своё качество для власти над людьми"), и желание Яны задержаться на вечеринке у деббиного зятя могло быть истолковаться "матерью-хозяйкой" как "ага, начинается! сейчас она и моего попытается окрутить, надо с неё глаз не спускать!"

То же самое с Энрике. Было бы странно, если бы такой красивый парень, не обойдённый вниманием и восхищением девушек, был бы настолько уязвлен равнодушием полузнакомой тинейджерки, чтобы интриговать и делать подставы. Хотя конечно если иметь в виду, что мальчик - цветной, там могло быть дофига комплексов, а также неблагополучная семья, нарциссическая травма… Хотя вроде в современной Америке цветным наоборот полагаются всякие льготы… Но если прибавить к ситуации незаурядную красоту и экзотичность (заокеанская красавица всё же), то более понятной становится совершенно неадекватная обида "злодея". "Решила поставить меня на место, белая гордячка? Ну погоди, сейчас и тебя _твои хозяева_ поставят на место!" мог он решить.

Ну вот, у меня всё.

Меена:

Ивэ, будем перетирать за христианство? Как альтерристы высказались, как сексуалисты высказались, а как ээ… теологисты?

Ивэ:

Да я бы и перетёр, но в романе, к сожалению, тёрка за христианство кончилась, толком не начавшись. Ясно, что с одной стороны, подробное теоретическое обсуждение было бы, мягко говоря, не ко времени, когда заедают силы деструкции, а практические меры против них Йен и отшельница Марфа и так смогли принять совместно, избежав религиозного конфликта между собой.

Вместе с тем, с другой стороны, у меня осталось ощущение, что какая-то цензура таки уже успела поработать над этим местом в тексте романа и заявленная тема как-то мягенько свернулась сама собой.

А жаль, так-то я мог бы примерно как Тата "об альтерризме и сексе" порассуждать "об альтерризме и христианстве": мол, две такие значительные силы… могут снести крышу… но могут в синергизме дать радость и полноту жизни, только не надо в горячке неофитства превращать альтерру в ээ… полигон теологии. Герман вот подтвердит.

Аст:

Ну раз тут нет предмета и запроса, значит в другой раз перетрём.

Тогда заканчиваем обсуждение. Спасибо всем. Грасиа!

Героям и авторам - ЖИВИТЕ!



(взято отсюда)

С Новым Годом!

Меена, алгебра отношений, Янин Аэр, друзья-родные, щасливае децтво, Астентар, истории, Плюш

Previous post Next post
Up