Верменталы и насилие

Mar 18, 2013 02:11

Поводом к теме послужило одно впечатляющее ретабло, точнее, эксвото.

То есть, как оказалось, более точно этот жанр определяется как эксвото, то есть, "по обету": картинка, изображающая благодарного дарителя в момент произошедшего с ним несчастья и святого, который оказал помощь, снабжённая пояснительной надписью, изготавливается по обету в дар подателю спасения. Мы с Маликом, надо сказать, уже некоторое время пребывали в озабоченности, а правильно ли мы рисуем ретаблос (и других тому же учим), но, изучив вопрос, успокоились: при всех наших особенностях мы более-менее остаёмся в каноне.

На всякий случай, чтобы соблюсти букву, Малик взял обет (чтобы действовать экс вото, значит) - рисованием по всякому поводу и для всех нуждающихся благодарственных картинок прославлять всячески Благодать и Милость в честь своего собственного чудесного избавления от поглощения Мировой Энтропией, к чему он был очень близок, как он считает. Так что теперь всё, что породит его творческий порыв в этой области, будет несомненное эксвото по определению.

Итак, друзья, вот какое я видел ретабло: в благодарность Святой Рите за спасение юной красавицы Роберты Клоссовски от изнасилования гигантским муравьём.

Дело в том, что это - одна из целой серии необыкновенных историй, сопровождаемых эксвото: они якобы происходят из некоего святилища Валь Морель Святой Риты, а на самом деле все это составил, нарисовал и написал Дино Буцатти, итальянский писатель и художник. Вот такой альтерризм)

То есть, уточняю: Маэстро Дино, со своей точки зрения, просто шутил, изощряясь в сочинении разнообразных сюжетов с элементом абсурда, не желая задеть ничьих чувств и никого конкретно не имея в виду. Как говорится - "все совпадения с реальными лицами являются случайными".

Как любопытный фантастический курьёз на тему разумных насекомых (то есть разновидности верменталов) я и пересказал это своему хорошему знакомому (и даже родичу по Матушке Алестре) верменталу Кату Артигемону.

Кат, да будет всем известно, не только экс-прево Артигемоновского цирка , но и провозглашённый в Новое Время Мессир Верменталов. В таковом качестве он стоит на страже интересов разумных насекомых и осуществляет культурно-информационный обмен с человеческим обществом.

С прямотой служивого он отреагировал на мой рассказ примерно так: "Не думай, Шеол, я не тупой, я вполне понимаю, что это такая шутка юмора. Что это мастер улетал вдохновением. Я даже не буду говорить: а вот интересно, почему если хотят криминала с триллером, то воображают верментала, а если хотят сантимента, то воображают лань с бархатными глазами: нет бы попробовать наоборот хоть для оригинальности? Я не буду спрашивать, почему. Я только исключительно ради справедливости расскажу один реальный случай."

* * *

В те времена, когда разнообразные верменталы, в том числе и разумные насекомые, ещё могли себе позволить посещать человеческие города, один юный хитинокожий забрёл на рынок и там увязался за некой особой человеческой породы, начисто потеряв рассудительность от её аромата. А надо сказать, что для существ класса Инсекта, независимо от разумности и самообладания, запахи - то же, что для людей и животных музыка: она волнует и зовёт, что бы ты ни думал об её источнике, потому что приводит в движение глубинные чувства. Вместе с тем, даже некоторые из людей признают, что интимные места женщин напоминают обонянию о тех или иных цветах с особым нежным ароматом.

Так что не следует удивляться поведению молодого инсекты, который потянулся за подолом красотки и следовал за ней до её дома. Отметим кстати, что многие из верменталов имеют форму и фактуру, исключительно привлекательную даже для человеческого зрения и осязания: их покровы, особенно вскоре после линьки, напоминают кожуру каштана или ореха, рог, полированное дерево, ювелирные изделия (а наш герой как раз недавно перелинял, чем отчасти и объясняется некоторый туман и сумбур в его мыслях). Красавица, между тем, не только не выказала недовольства, заметив непрошенный эскорт, но даже стала пританцовывать на ходу и взмахивать полами одежды.

У ворот хитинокожий, наконец, опомнился и остановился, повинуясь категорическому внутреннему запрету самовольно переступать границы чужих владений. Но хозяйка с улыбкой и с шутками стала побуждать его зайти, обещая показать сад и славно угостить. Тогда он решился и вошёл, воздал со всей учтивостью, несмотря на смущение, подобающую хвалу цветущим насаждениям и проследовал за хозяйкой в дом.

Женщина расстелила ковёр, и, поставив на него сосуды с синим виноградом (опьяняющим верменталов) и напитками из него, принялась угощаться вместе с гостем. Потом она прижала обе руки к его панцирю и сказала: давай заключим договор и дадим друг другу обет! - я позволю тебе меня раздеть, чтобы делать со мной всё что тебе угодно, - а ты позволишь мне делать с тобой всё что угодно, чтобы тебя раздеть!

Юношу очень смутила эта формулировка, он поспешил отклонить предложение и стал со всяческими комплиментами прощаться. Но красотка объявила, что он останется здесь у неё до тех пор, пока не перелиняет и не сбросит свой дивный панцирь. Верментал не скрыл от неё, что линька будет очень нескоро, что сброшенные покровы далеко не так красивы и мало на что годны, и что, наконец, его ждут дома близкие! Но хозяйка, обезумев от вожделения, схватила нож для открывания орехов со словами: тогда я сама сейчас возьму то, что ты не отдаёшь по-хорошему!

Наш герой, в ужасе от смертельной угрозы, воззвал к локсе Арманде, легендарной родоначальнице его семьи - окрылённый её прикосновением, с удесятерённой силой рванулся в окно - и, выскочив вон, бросился наутёк. Хозяйка же бежала следом, громко крича, что этот верментал, принятый как гость, вероломно лишил её бесценного сокровища и теперь убегает. Люди высыпали на улицу и стали негодовать, дав волю тёмной стихии ксенофобии: мол, эти нелюди ходят среди нас, воображая, как будто находятся с нами на равных, да ещё и обижают наших девушек, страхолюдины этакие!

Неизвестно, чем бы закончились эти волнения для верментальской семьи, но Арманда воззвала к своей родительнице, великой локсе этого края и покровительнице города, и та пригрозила горожанам, что отучит их оскорблять презрением нечеловеческий облик - сама явится им в виде гигантской медведки, и пусть тогда пеняют на себя. Люди приутихли до поры. Впрочем, как мы знаем, только нынешнее время вновь научило род человеческий искреннему дружелюбию к иным формам жизни.

* * *

А вот и эксвото, изготовленное в память об этом инциденте, который только благодаря вмешательству свыше не стал горестной страницей в жизни всей ойкумены. Малик только руководил, подавая ценные советы, эксвото мы сделали своими силами. Может быть, он разовьёт тему впоследствии)))



Пояснительная надпись, составленная в обстоятельном верментальском стиле, гласит:

"Верментал Анфим Модест с Парамонта Рода благодарит блаженную локсу Арманду за спасение, ибо она, дав ему разум, не обделила и удачным телосложением, так чтобы он смог не только принять верное решение в смертоносной ситуации, но и выполнить его на радость своей семье, каковая также благодарит и Владычицу Края за умиротворение горожан."

Картина изображает комнату, где произошёл инцидент, хозяйку (срисованную с ретабло Маэстро Дино) и гостя (срисованного с жука под названием "золотая черепаха", хотя сходство весьма отдалённое - мы просто искали инсекту покрасивей):





Дверь закрыта на решётку, за которой виден сад, и за его оградой вдалеке - красная гора в золотом сиянии, символически изображающем силу локсы - Владычицы Края, общей родительницы коренного населения Красных Предгорий и покровительницы города. Видно также открытое окно, через которое убежит верментал, и в нём Луна, напоминающая о Всеобщей Матери. Локса Арманда, родоначальница семьи Модеста, намеренно срисована со Святой Риты исходного эксвото, но изображена с "насекомыми аксессуарами" - мы себе позволили такую шалость)

Я предположил, что Анфим мог, неожиданно для себя, воспользоваться крыльями - но Кат объяснил, что среди разумных хитинокожих почитай что и нет крылатых (исключение - Морские Бабочки), так что парень, возможно, левитировал - тоже спонтанно, такое бывает.

Узнав от Мессира Ката эту историю, я сразу решил непременно поместить её в своём ЖЖ вместе со ссылкой на историю из Валь Морель как забавный пример перекликающихся сюжетов в абсолютно непересекающихся сферах.Однако, чем дольше я размышляю, тем больше меня берут всякие сомнения. Ужели случайно, думаю я, у автора небылицы при описании потерпевшей Роберты вырвался эпитет jeunes filles en fleurs (юная девушка в цвету)? Да и образ "муравьища" в качестве участника инцидента вполне закономерен: человек Земли на месте разумного насекомого скорее всего вообразит именно муравья, с его почти человеческой фигуркой и сложной общественной жизнью муравейника.

Ещё озаботил меня вопрос, оставшийся без ответа: кто эта превознесённая госпожа Святая Рита? Как трогательно выглядит её вмешательство в историю с исполинским котом ! - интересно, что свидетельница уверена почему-то, что Святая Рита не ПОСЛАЛА исполинскую мышь, чтобы его отвлечь, а сама ПРЕВРАТИЛАСЬ в неё! Вам не кажется это странным? Не кажется, разумеется, если вспомнить локс...

На всякий случай, для справки: у нас исполинской мышью именовалась орча, или архейка. Орчи - очаровательные существа с белой шёрсткой и кротким, игривым, несколько отрешённым от жизни нравом; вдобавок их окружали вниманием, как вымирающий вид, так что всё это вместе придавало им почти сакральный ореол. Вполне подходящее обличье для святой, согласитесь, если уж она надумала превращаться в мышь.

Не многовато ли совпадений, как вам кажется?)))

верменталы, друзья-родные, грасиа, истории, паучное объяснение мира, ретаблос, Малик

Previous post Next post
Up