Отец в командировке.Дневник съёмок. Подготовительный период. Начало

Nov 18, 2012 03:53

Фильм "Отец в командировке" - рабочий дневник (даты, мысли, планы, этапы).
Теперь хочу показать, как начиналась работа. Написано это как "для себя", так и для режиссёра Виктории Лопач. Никакой правки текста. Не счёл возможным выкинуть "испанский эпизод", теперь будет понятней контекст, в который он попадает. Поехали.

19-го июля - вечером в Госкино было официально сказано, что «Отец в командировке» получил господдержку. Тогда же - совершенно бездоказательный разговор о том, что несколько заявок - явный плагиат. К нам это, естественно. Не относится, но есть опасность, что завернут всё на переголосование. Нехороший Ханютин! Он инициировал эту историю. Естественно, мы в тревоге. Ждём развития событий.
20 июля - встал с намерением работать всё равно. Достал письма. Первое - явно после операции, написано ещё неровным почерком, не все слова понятны. Е.М.Стишова прислала письмо с первым поздравлением, написала: «Божий промысел».
23 июля - на сайте Минкульта объявлено: на фильм дают деньги. Вечером на ФБ вывесил пост следующего содержания:
«Наконец-то, с третьего захода, получили мы субсидии на главное дело жизни (моей, конечно:-)):фильм об отце. Personal documentary. Сегодня объявили на сайте. Страшно: вдруг заболтал идею, или просто перегорел? Так ведь бывает: проверим. Перечитываю письма. Ком застрял в горле. Спасибо друзьям за поддержку, - постоянную, внешне почти незаметную, бесценную,- все эти годы, пока готовился, ждал, пока мы снимали отдельные кадры. И рад очень за тех, кто тоже сможет в этом году запуститься. А до реальной экономической свободы нам всем, галерникам документального кино, как до Луны: ещё жить и жить».
24 июля - половине пятого вечера: 71 человек это дело одобрили, 19 - поздравили, с разными хорошими пожеланиями. Лучшее - Ольги Арлаускас, самое необходимое - Марины Авидан. Вчера ночью нашёл образный ход с Ашхабадом, - маминым обмороком в аэропорту, с которого всё и началось: не надо буквального, иллюстративного Ашхабада. Нужен Токио, где отец в это время как раз был и откуда прилетел. Токио нужно брать из фильма Куросавы «Злые остаются живыми». Несколько кадров, - ужас мегаполиса, спёртый воздух и смертельные страсти - всё там есть. Володя сам решил быть директором фильма. Ну и отлично. И ещё: нашёл книжечку об отце, изданную под редакцией акад. Несмеянова: про Испанию там всё, что надо, цель визита объяснена, про Швецию - ни звука. Тоже понятно, почему. Надо только объяснить.
Отправил письмо на Студию, на имя продюсера Владимира Голикова, который, видимо, будет фактически и директором.
Володя!
Это прямо из Заявки на два фильма, эпизод первый, - описание движения камеры и значение эпизода в общей структуре нашего фильма, практически - начало. Видимо, простым пропуском здесь не обойтись, хотя снимали мы тогда легко. Плюс к описанному ниже эпизоду нужна, собственно, могила, во всех ракурсах, включая поъём камеры в небо, снизу вверх. И кадры твоего покорного слуги у этой могилы, в три четверти, с наездом через плечо, и, соответственно, отъездом. Место удобное, тихое. В четверг может прийти кто-нибудь из Института, хотя обычно они навещают отца в день смерти, 26 июня.
И ещё. Хочу продумать возможность съёмки хотя бы по части траурного маршрута, - из ворот Академии Наук на Ленинском проспекте, даже не заходя пока в само здание, чтобы смонтировать с Новодевичьим. Текст тут, помимо того, что в заявке, рассказывает об обстоятельствах, - хотел пойти весь класс, чтобы меня поддержать ( у нас как минимум пол-класса перебывало в гостях на разных моих днях рождения), а взяли только трёх отличников.:-))))!!!!. Буду стараться писать текст заранее, здесь именно эта система будет удобнее для монтажа, потому что история чёткая по сюжету.

Эпизод 1.
Новодевичье Кладбище, возле могилы Михаила Михайловича и Гали Павловны Кугатовой-Шемякиной, куда мы (повествователь и зрители) движемся так же, как шла официальная похоронная процессия со всеми официальными лицами, в ней участвовавшими (тогдашним президентом АН ССССР М.Н.Келдышем). Там мы узнаём, что последовало за этой смертью, - уход из жизни Г.П.Кугатовой-Шемякиной и соответствующие санкции государства (увольнение с работы, лишение машины и спецснабжения, а после её смерти - и квартиры). Что здесь причина, что - следствие принятого решения? Загадка, однако, загадана. Это первое «самоубийство», о подлинных мотивах которого мы пока можем только догадываться.

Это же письмо перебрасываю в рабочий дневник, который веду с 19 июля. На Олжасе такая система очень помогла сорганизоваться.
Понимаю, что лучше начать с появлением первых денег. Просто здесь "уходящая натура", - лето, конец июля - начало августа.
Прорвёмся!
Всем привет.
Твой АШ.
Пересмотрел «У стен Малапаги» Рене Клемана - любимый фильм отца (один из трёх). Впечатление сильнейшее. Особенно в нашем случае важна тема ребёнка, который пытается «восстановить прежнюю гармонию отношений» с матерью, и неловко обманывает её, говоря, что «Пьер уехал сам». Минуты отчаяния девочки наедине с самой собой - потрясающие. И, естественно, любовь и усталость Миранды и Габена. Хорошо написано о фильме в книге И.Соловьёвой и В.Шитовой «Жан Габен» (1967), - отец выписал через спецраспределитель, и прочитал.
25 июля - первый уже настоящий день съёмок - на Новодевичьем. Легко разрешили. Сняли всё, что хотели: и сам памятник, и подходы к нему. Нашёлся образ: шпиль здания Университета, который «перечёркивается» несущимся товарняком. Это был своеобразный знак. Настроение приподнятое, но в каком-то смысле сложное. Разные чувства смешиваются. В любом случае: начали - ровно через 105 лет со дня рождения отца, и через 42 года и один месяц со дня смерти. Показал Володе книжечку с датами. Относительно средств: министр Мединский до сих пор читает список победителей. Вот будет номер, если всё зарубит! Зависть, ревность, постоянное чувство ущемлённости сделают своё дело, а выиграют всё равно другие, - провокаторы. Но это уже вечерние мысли. Работать! Володя «присвоил» фильму статус спецпроекта - в любом случае, ищем деньги!
(Продолжение следует)
Previous post Next post
Up