Три блокадных подстанции.

Jan 21, 2016 23:50

В прошедший понедельник у нас была самая длинная на моей памяти трамвайная экскурсия, посвящённая Памяти. За 4 с лишним часа мы проехали на классической "машке" (ЛМ 68-м) по всем районам Города, и навестили подстанции, которые первыми дали ток блокадному городу 8 марта 1942 года. В нашей поездке принимали участие блокадники, ветераны - люди с удивительной силой и волей к жизни, люди, которые в этот морозный день пришли вспомнить - и не дать забыть о том подвиге, который совершили трамвайщики 42-го. Подвиге, которому Ленинград обязан спасением.
Ну а я, как всегда, поснимала немного прекрасных людей в трамвае:)


Началась наша поездка на Выборгской, на остановке. Пока все собирались и ждали нашу "машку", мы раскладывали реквизит, специально подготовленный для экскурсии.


Толпа, надо сказать, собралась приличная: репортёры, трамвайные фанаты, блокадники - и просто неравнодушные люди.


Вот он, наш сегодняшний трмавай. Номер у него сегодня 90-й, и неспроста. Сейчас такого маршрута нет, но когда-то он как раз проезжал через все вокзалы, то есть, и через все подстанции -тоже.


И вот - мы в трамвае. Виктор начинает экскурсию со стихотворения про "трамвай образца 33-го года", это как раз легендарная "америкака", которая наравне с МС-ками пережила блокаду.


Репортёров с камерами так много, что они занимают весь салон, и, по ходу, оказываются в кадре друг у друга:)


Маршрут нашего трамвая и фото подстанций на стекле.


Наш водитель, Олег Соловьёв, сотрудник Ланского парка. Сфотографировала его в духе фильма "Трамвай идёт по городу" - ну, знаете, того, чёрно-белого, когда водителя почти всё время в зеркале показывают:)


Бабушка Женя, ветеран войны (она в кадре слева) так красиво улыбается, как молодая:) Это удивительно, ведь столько страшного было в жизни - но сохранилась и улыбка, и красота, и душа. Не всякий так сможет!


Рассказ же, тем временем, идёт об ущербе, нанесённом трамвайной сети Ленинграда во время бомбёжек.


Переезжаем через Литейный мост. Морозно, но я открываю заиндевевшее окно ради хорошего кадра.


На Литейном как раз проезжаем одно из мест, что остались запечатлёнными на блокадных фотографиях.


Журналисты всё снимают.


Берут интервью у ветеранов. Я, правда, не смотрю телевизор, поэтому так и не видела, чего они там наснимали.


Ну а трамвай, тем временем, уже подъезжает к подстанции №11. Сейчас чиновники любят говорить что-то насчёт того, что подстанция, мол, не вписывается в облик набережной - но, по-моему, если посмотреть на вещи трезво, то не вписывается, как раз, похожий на комод отель справа от неё. Он вообще закрывает Инженерный замок, и на фото получается такой комод со шпилем.


Высаживаемся быстро, остановки здесь как будто нет.


И наш трамвай нас ненадолго покидает.


А все, тем временем, конечно же, идут к подстанции.


Сегодня у неё было много гостей, как и вчера. Вообще, люди уже называют её "народным памятником", потому что всегда находится кто-то, кто приносит сюда цветы. Независимо от дат.


Здесь экскурсантов встречает Кирилл Георгиевич Кон, тоже ветеран, защитник подстанции и Памяти с большой буквы.


Все слушают, фотографируют - а я смотрю и в очередной раз понимаю, насколько это важно. Ведь борьба за подстанцию - это не просто попытка сохранить историческое здание, это борьба Духа с Бездушием, борьба Добра и Зла в самом прямом смысле слова. Эту борьбу нельзя проиграть - как нельзя было проиграть ту, Великую Войну.


И - да, я фанат конструктивизма. Я считаю, что подстанция просто сама по себе красива! А тому, кто нарисовал тут свои каракули, лично бы оторвала руки.


Но - давайте о прекрасном! Не удержусь выложу ещё фото этих милых девушек:)


И, конечно же - возложение цветов. Доска висит высоко, и приходится попросить молодых людей помочь дотянуться.


Посмотрите, сколько цветов! Они едва помещаются на небольшой полочке.


Когда мы возвращаемся в трамвай (и он возвращается к нам), Сергей расчехляет баян и начинается небольшой концерт военных песен.


Внезапно - дтп на путях! Правда, когда из трамвая выскакивают журналисты с камерами, дтп мгновенно рассасывается:)


Так мгновенно, что трамвай едва не уезжает без меня, и приходится его догонять, кидаясь под машины.


Сенная. Тут у нас снова, уже ставший традиционным, фотостоп.


И - дальше, к очередной подстанции.


Проезжаем мимо дома Лермонтова. Накануне, из автобуса, я его не сфоткала, так что теперь восполняю пробел.


А тем временем микрофон берёт доцент истфака СПБГУ Елена Ивановна Лелина, которая рассказывает, как однажды наткнулась в архиве на пачку военных писем, когда-то находившихся в Музее Блокады. Это письма, написанные одному адресату, женщине, которая когда-то написала о своих несчастьях в газету; это - отклики простых, совершенно незнакомых людей. И это, реально, до слёз трогательно. А ещё - это свидетельство того, что люди были Народом. Единым и потому - непобедимым.


Трамвай же наш, тем временем, проезжает через Фонтанку.


А письма, вернее, копии, конечно - вот они. Спасибо за них Елене Ивановне!


Как только чтение заканчивается, то выясняется, что нам уже снова пора выходить.


Ибо - мы у Витебского вокзала, отсюда нам до следующей подстанции на Можайской идти пешком.


И, в общем-то, это даже лучшему, что мы немного походим: как-никак, нужно немного размять замёрзшие ноги.


Вот она, Клинская подстанция. Действующая, ей пока, вроде, ничто не угрожает - однако мемориальной доски на ней нет. Построена она в том же стиле, что и №11.


И ещё фото наших героических участников. Третий час экскурсии!


На сей раз трамвай к нам возвращается небыстро, он делает очень длинный разворот, поэтому перед посадкой некоторые успевают даже поесть и погреться в кафе.


Ну а потом мы, конечно же, снова садимся в трамвай!


Трогаемся. Лица у всех по-прежнему оптимистичные, экскурсия продолжается, хотя народу, в общем-то стало поменьше, журналисты незаметно испарились.


Слово берёт один из самых юных участников, сегодня - наш кондуктор Саша. Он рассказывает о своей бабушке, которая водила трамвай в блокаду, о том, что хочет вскоре стать водителем трамвая, так сказать, продолжить династию. После его короткого рассказа ему все апплодируют:)


С Лермонтовского мы должны повернуть по не использующейся в настоящий момент стрелке - и прочистка её больше напоминает раскопки.


Тут нужен не только ломик, но и метла. Стрелка забита снегом так, что почти не видно.


На Садовой слово снова берёт Кирилл Георгиевич, и рассказывает о нелёгкой судьбе закрытого (из-за создания военого института) Музея Блокады.


Пересекаем Невский. Уже второй раз за сегодня!


А потом микрофон берёт самый маленький участник экскурсии. Единственный вообще ребёнок в нашем трамвае, который терпеливо слушал совсем не детскую экскурсию, серьёзно рассматривал блокадные фотографии... Удивительный ребёнок, в общем:)


Просто экскурсионный кадр. Такой можно сделать и просто так - но ведь из трамвая всё выглядит немнго иначе...


А затем и водитель берёт микрофон - и тоже рассказывает о трамвае, не о блокадном, правда, а о современном, но говорит он весьма интетесные вещи. Мне очень запомнилось про трамвай и хлеб: что раньше, когда водитель шёл на работу в парк, он всегда чувствовал запах хлеба и понимал, что работа - хлеб. Я тут задумалась и поняла, что трампарки и хлебозаводы ведь и впрямь всегда были рядом: на Барочной, на Херсонской, на Московском, на Большом проспекте ВО и даже на Ланском, по-моему (впрочем, этого точно не знаю)... Сейчас всё не так, увы - нет уже ни заводов, ни многих парков:( Так же, как и кольца на Крестовском острове, движение на котором последней закрывала та самая "машка", в которой мы сейчас едем. Тоже, по сути, уже музейный трамвай.


А ведь как замечательно ехать на трамвае! Через Троицкий мост, например.


Вот так из окна вывешиваться конечно не надо, это я просто не удержалась:)


По Кронвекскому наш трамвай гнал с безумной скоростью, при нынешних ограничениях - так просто с космической!


А потом на Ваське мы снова высаживались, и трамвай от нас снова уходил на разворот, на сей раз, в Леоновку.


Василеостровская блокадная подстанция.


Этот стиль я бы уже не назвала конструктивизмом, но это скорее следствие попытки вписать подстанцию в исторический конекст, что тоже немаловажно.


А потом трамвай за нами вернулся! Однако, поскольку нас было уже совсем мало, мы решили взять на борт простых пассажиров с остановки. Совершенно бесплатно, до Горьковской и дальше, до Ланского парка:)


Виктор воспользовался случаем и немного рассказал о цели, с которой мы сегодня катались по всему городу.


Ребята - кондуктора, фанаты трамвая, веселили пасажиров. А самый младший участник и его мама всё ещё были с нами!


Но, увы, пришло время прощаться... Олег высаживает нас с Виктором на Горьковской - и уезжает, на прощание притормаживая, чтобы я успела сделать последний кадр.


И как-то непривычно поле всего этого находиться вне трамвая, как-то без него грустно, когда видишь, как он уходит...
Но, конечно же, мы ещё прокатимся. И с нами будет ещё много милых, замечательных, неравнодушных людей, ради которых хочется жить.

Город, событие, трамвай

Previous post
Up