Второй раз в этом году мне довелось поучаствовать в поездке Блокадного трамвая - и, как всегда, я прекрасно справилась со своей пирожковой и фотографической миссией:) Пирожки - это речь отдельная, их показать нельзя, можно только попробовать, а вот фотографии я сейчас кое-какие покажу.
Сначала мы пришли в Музей ГЭТ, причём пришли заранее, так что было время зайти и взглянуть на обновления.
Музей вообще прекрасен, и заметьте, как прекрасно сочетается с его промышленным великолепием облачное небо!
Вот они, красавцы! Сегодня нас повезёт МС-О 2575. На самом деле, это уже послевоенная модификация, но, насколько я поняла, сделанная на базе МС-4. МС-О - односторонний, и это несколько усложняет его въезд задним ходом в Музей, но в остальном же он очень похож на остальные МС-ки.
А вот это - уже совсем другая история. Знаменитый "Пятитысячник" - историческая реплика на ЛМ-57, "стилягу", и сходство, конечно, есть - но вот в деталях... Лично у меня возникает ощущение, что детскую игрушку, модельку трамвая, просто увеличили до натуральных размеров:)
Зато вот Г-67 - реальнее некуда!
А вот ещё один замечательный артефакт, автобус ЗИС. Он ожидает реставрации - и, похоже, даже почти её дождался:)
Но - не буду отвлекаться от нашей поездки. Итак, все участники на месте, и мы выезжаем из ворот.
Небольшая остановка у выезда из Леоновки...
И - мы в пути. Виктор начинает свой рассказ о трамвае в жизни города, и об истории трамвая вообще, ибо буквально накануне нашей поездки был день изобретения трамвая Пироцкого, первого трамвая в мире.
Тем временем мы едем по Среднему проспекту В.О. - и, надо сказать, едем довольно быстро. Наш водитель Евгений Егоров - настоящий знаток своего дела:)
Фоторгафирование города из МС-ки - дело довольно сложное, ибо ход у старинного трамвая совсем не плавный.
А вот и новая станция метро, вернее, новый выход из Спортивной. Напоминает ларёк-стекляшку, ничего особенного.
Встречные трамваи проносятся мимо, и иногда их даже получается заснять в движении.
Горьковская - и ещё один трамвай, линейная "пчёлка".
Особняк Кшесинской, после этого - выезд на Троицкий мост.
Ездить на трамаве через мосты - особый кайф, чувствуешь себя в реальной исторической обстановке, в те времена, когда через мосты ещё ходил линейный, а не только музейный трамвай...
А затем мы приезжаем к Цирку, и, конечно же, идём к Подстанции. Это обязательная часть поездки на Блокадном трамвае, дань уважения к памятнику человеческого героизма.
Подстанция, покинутая всеми, выглядит печальной - но люди, которые приходят к ней, дают ей понять, что ещё не всё потеряно.
Дети с родителями, люди самых разных поколений, с огромным почтением слушают рассказ Кирилла Георгиевича Кона. Ветеран в парадной форме, с орденами - и говорит он горячо, увлечённо... Он говорит о Памяти. О Победе. О Совести. О том, что важнее всего.
Вход на территорию подстанции закрыт, можно только заглянуть в щёлочку.
А тем временем люди, (не из трамвая, надо заметить!) фотографируются на фоне Подстанции:)
Но - нам нужно идти к нашему трамваю, у нас вторая часть маршрута, новые пассажиры ждут.
По пути через мост мы бросаем на Подстанцию ещё один взгляд - и все очень надеемся, что она, такая маленькая и беззащитная, непременно переживёт все невзгоды!
Сворачиваем на Литейный...
И, конечно же, переезжаем очередной мост. Сумерки неудержимо надвигаются, и город опять меняет цвета.
У Финляндского вокзала мы делаем круг, чтобы пуститься в обратный путь.
Снова мост, на сей раз - мост Свободы. Мне очень нравятся советские названия мостов, они сответсвуют эпохе, когда в Городе ходили трамваи МС, и люди тоже были совсем другими.
На задней площадке у нас всё по-домашнему, по-старинному, уютно - и пирожки уже давно розданы
Снова Горьковская, новая, которая мне, честно говоря, совсем не нравится...
И вот мы снова на Васильевском, и уже подъехали к музею - а Витя всё продолжал читать стихи о трамвае:)
Но пришла пора расставаться с пассажирами, трамваю и водителю пора на отдых. А заезжаем мы в Музей с другой стороны!
У меня есть возможность выйти и сделать несколько последнх кадров нашего МС-О.
И - в качестве настоящего подарка мне, честное слово! - мы прокатились между корпусами! Восторг!:)))
Потом наш МС хитрым способом загнали задним ходом в Музей - и, когда уже настала пора уходить, я увидела один из исторических моментов: погрузку ЗИСа на трейлер. Наверное, скоро одним восстановленным артефактом станет больше:)
В общем, хочу сказать огромное СПАСИБО всем замечательным энтузиастам, волонтёрам, реставраторам, водителям и просто работникам Музея! Людям, которыми Город может по гордиться!
Ну, и, конечно, спасибо читателям:) До новых встреч!