С первого по третий класс я учился в своей деревушке, а после школы мы собирались человек по пять, шесть и шли домой, ну, когда мне не нужно было ехать в художку, конечно.
Мы шли по Есенина и обсуждали новые серии; Битвы зверей или Покемонов, кроссовки или велосипеды, иногда мы заходили к одному нормальному старшаку, нормальному - потому что от него не нужно было бегать, обычный старшак в деревенской школе увидев первоклашку или второклашку, считал своим долгом сказать что-нибудь обидное, в лучшем случае - обычно толкнуть, в худшем пнуть или сделать фофан, крапиву. Мы заходили к этому старшаку купить или пообменять пару повторяющихся фишек, у меня было сто двадцать штук и около десяти из них повторялись, у Вани Колмакова около ста и у старшака больше тысячи, по его словам, но я бы ему доверился - пакет, из которого он высыпал все фишки на пол, для торговли, был огромным.
Фишек была гора и признаюсь мы с Ваней подворовывали, как только старшак отворачивался, парочка фишек сразу же от него ускользала. Это отвратительно, я не горжусь и конечно через некоторое время мы перестали так делать, а я с тех пор даже бесплатного карандаша из ИКЕА не вынес.
Пол часа, час мы торговались, искали интересные картинки, разговаривали. Затем шли дальше, до самого моста или до теплиц, компания постепенно таяла, к моему дому оставалось трое - я жил не самым последним, но провожал всех, иногда даже до белого ключа - провожал лучшего друга, когда разговор был интересным.
Но за особенно хорошим разговором мы обращались к Грише. Гриша тоже старшак и тоже нормальный.
С Гришей мы разговаривали про космос, гравитацию, про магию и про компьютеры. Сперва нам не часто удавалось ходить с ним, он жил на другой улице и заканчивал школу позже нас, наверное Гриша с нами вообще бы не ходил и не разговаривал, но Ваня был ему родственник и мы иногда навязывались. Ваня обычно подзывал меня на перемене в сторонку:
- Сегодня идём с Гриней. - произносил он заговорщицки.
Это значило, что у Гриши в расписании было немного уроков, всего на один больше чем у нас - родители не сильно хватятся. Нужно было отделаться от остальных и тусоваться на школьной площадке сорок пять минут.
Затем час или больше мы шли по улице Мира к дому Гриши, хотя идти там минут семь. А если разговор приводил к большой теме, мы останавливались у его дома и разговаривали ещё час, все не расходились.
Ну как тут разойтись, если старшак рассказывает, что всё, что висит на верёвке направлено в центр Земли, что не бывает ничего одинакового в мире, и что даже мои два одинаковых рубля в кармане разные, хоть и очень похожи, и действительно немного орлы разные.
- Даже стекло не гладкое?!
- Да, даже стекло. - спокойно отвечал Гриша, тыкал палкой в асфальт и продолжал. - Если стекло очень сильно увеличить под микроскопом, оно будет шершавым как этот гладкий, на первый взгляд, асфальт.
Однажды он шокировал меня информацией про металлы - если отполировать две металлические пластины до зеркального блеска и прислонить друг к другу, они срастутся, ну через пару лет.
- Чтооо?! Я не верю.
- Ну не веришь и не веришь. - а дальше выдавал ещё более крышесносный факт. - Если разрезать металлический шар, а затем соединить и выкачать воздух, то даже лошади не смогут рассоединить эти две половины, потому что там будет вакуум, говорят две лошади погибло, тянули в разные стороны и задохнулись. Жалко лошадей, вообще много животных погибло ради науки, не только лошади…
Про пластины и про вакуум я спросил у деда… и всё подтвердилось!
- Ваня, металл реально срастается!
- Да, Гриня не будет врать, я ему сразу поверил.
Ясное дело, Гриша просто пересказывал нам свою школьную программу. Но всё не просто, я из-за этого стал просить у родителей книги, так у меня появилась вся серия Я познаю мир, Энциклопедия о том как устроен мир, Энциклопедия динозавров, Энциклопедия про космос, атласы и прочее и даже самая красивая Энциклопедия с белой совой на обложке.
Про относительность, про лаву и про то, что кора движется, про землетрясение и как выглядят блохи вблизи: всё это я узнал уже из своих энциклопедий и тогда не только Гриша рассказывал - мы разговаривали, как будто я не в первом классе! И иногда я даже делился фактом, которого он не знал, и это было круто! Это было событием на день, затем я весь разговор пересказывал деду и получался ещё один разговор. Ваня тоже стал просить у родителей энциклопедии.
Так мы стали чаще ходить вместе после школы, разговоры становились длиннее и умнее. А однажды так разговорились об гидроэлектростанциях, так сильно, что договорились через час встретиться здесь же, в рабочем… и мы запрудили Белый ключ! Небольшой ручей с крутыми берегами вдоль улицы… около недели стояла плотина - мы сделали водоотводы по краям. До электричества конечно не дошло но прошёл дождь и знатно подтопило лужайку для баранов одного из жителей, плотину снесли, нас отругали, Ванины родители прозвали нас бобрами.