Feb 18, 2015 00:20
Социальные изменения неизбежно модернизируют и суть религиозных учений. Католическая церковь претерпела и реформы Григория Гильдебранда, и францисканскую реформу. Реформация XVI века создала протестантские конфессии, но и сам католицизм в те годы существенно обновился и ныне очень отличается от дореформатского. Догматика католицизма существенно изменилась и в XX веке. Даже в самой реакционной стране - Испании - реформы последней трети XX века сопровождались глубокой модернизацией церкви.
То же самое можно сказать и о православии. Введение аутокефальной патриархии в XVI веке сопровождалось серьезной реформацией. Только после нее вошла в обиход библия. ВXVII веке вестернизаторские реформы Алексея Романова повлекли реформу Никона и одновременно появление старообрядчества - консервативного по форме, но еще более реформатского по содержанию, близкого к кальвинизму течения в церкви. В начале XVIII века реформы Петра Великого включали церковную реформу. Был модернизирован догмат веры, упразднена патриархия, введена протестантская формула "Государь-глава церкви" (ктитор). В конце XIX века реформа снова назрела, и лишь реакционная политика обер-прокурора синода Победоносцева воспрепятствовала ей. В результате начался бурный рост сект, авторитет церкви резко упал и вдобавок появилось радикальное атеистическое учение Льва Толстого, которое затем стало органической частью большевистской реформации, придав коммунизму строго атеистическую форму.
Советский коммунизм был хотя и радикальной, но совершенно органичной реформатской формой именно православной идеократической линии, воспроизведя в себе все мессианские идеи и социальные концепции православия, но в атеистической форме (предопределенной линией развития конца XIX века).
Сейчас речь идет не о реформации православия в варианте Победоносцева или в рамках Сергианской церкви (загорский патриархат) - это тупиковые ветви, авторитет которых так и не поднимается выше нуля, несмотря на четверть века усилий всех ельцинских СМИ и армейского политуправления. Сейчас заполнить духовный вакуум может только новая, современная православная церковь, близкая и понятная современному укладу жизни. Любая попытка выдавать за православие пыльную, душную, мемориальную и пронизанную агентурой КГБ сергианскую церковь только окончательно дискредитирует православие. Если так пойдет и дальше, то духовный вакуум будет быстро заполнен западными реформатскими учениями. Например, кальвинизмом, догматика которого вполне созвучна традиционным русским, православным ценностям.